Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение

1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование

3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Файлы: 1 файл

ref.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Налоговая база определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налог на добавленную стоимость исчисляется нарастающим итогом по истечении каждого отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в соответствующем отчетном периоде. Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Общая сумма налога на добавленную стоимость, устанавливаемая по итогам отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в отчетном периоде, определяется путем сложения сумм, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов.

Суммы налога на добавленную стоимость не включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный месяц, а для плательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года, не превышает 3 815 000 000 белорусских рублей, – по их выбору календарный месяц или календарный квартал.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом [10].

Акцизы.

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Акцизами облагаются:

                    алкогольная продукция;

                    пиво;

                    непищевая спиртосодержащая продукция;

                    табачные изделия;

                    микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые;

                    бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

                    масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь [9]. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Ставки акцизов могут устанавливаться:

                  в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

                  в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки) [10].

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.

При использовании в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается на сумму акцизов по использованному сырью [9].

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом [10].

Налог на недвижимость.

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.

Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством (далее - здания и строения) [9].

Годовая ставка налога на недвижимость:

                  1% остаточной стоимости - для организаций;

                  0,1% - для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, кооперативов, садоводческих товариществ.

                  2% - для организаций, имеющих в собственности объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов [10].

Налогом не облагаются здания и сооружения социально-культурного назначения, здания и сооружения организаций, принадлежащих обществам инвалидов, здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п. [9].

Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год. Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Исчисление годовой суммы налога на недвижимость физическим лицам производится налоговым органом ежегодно на 1 января каждого налогового периода[10].

Земельный налог.

Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных) [9].

Ставки земельного налога зависят от категории населенных пунктов, кадастровой оценки земель и видов функционального использования (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством [10].

Земельным налогом не облагаются земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, заповедники, земли историко-культурного назначения, земли населенных пунктов, земли организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также земельные участки некоторых категорий граждан (ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов и лиц, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, военнослужащих срочной службы, многодетных семей) [9].

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога [10].

Экологический налог.

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

Экологическим налогом облагаются объемы:

                    выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

                    сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

                    отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

                    нефти и нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

                    нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти;

                    производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;

                    производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

Ставки экологического налога установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения [9]. (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок экологического налога [10].

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов облагается фактический объем добываемых (изымаемых) конкретных видов природных ресурсов согласно установленному Налоговым кодексом Республики Беларусь перечню.

Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не облагается:

                    добыча нефтяного попутного газа;

                    добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

                    добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

                    добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от видов природных ресурсов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов [9].

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом [10].

Местные налоги и сборы.

Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня.

Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Это:

налог на услуги (предполагается отменить с 01.01.2011) Ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5%. Налоговая база определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги.

Объект налогообложения :оказание плательщиком услуг:

-                     рынков, ярмарок, выставок-продаж;

-                     гостиниц (кемпингов, мотелей);

-                     ресторанов (баров, кафе);

-                     дискотек, бильярдных, боулинг-клубов;

-                     парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических услуг;

-                     с недвижимым имуществом, сотовой подвижной электросвязи абонентам;

-                     кабельного телевидения;

-                     по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц;

-                     туристических.

                    налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц);

                    сбор на развитие территорий(предполагается отменить с 01.01.2011) (налоговые ставки не превышают 3 % валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);

                    сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 % стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);

                    курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 % стоимости курортной путевки).

При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь