Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение

1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование

3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Файлы: 1 файл

ref.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15 [21].

Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 годах, позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании ”Ведение бизнеса – 2013“ по показателю ”Налогообложение“ до 70 с 183 места.

Важным фактором в развитии налоговой системы государства является и то, что Беларусь является активным участником в сфере международного сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и упрощения.

Подводя итог, можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:

            сложное законодательство;

            нечеткость изложения некоторых норм;

            высокая периодичность уплаты налогов;

            большое количество налогов и сборов;

            относительно высокие налоговые ставки;

            жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;

            высокое налоговое бремя;

            значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;

            частые случаи уклонения т уплаты налогов;

            большое количество документов, необходимых для заполнения при уплате налогов.

Однако не стоит строго судить белорусскую налоговую систему. Она зародилась совсем недавно и сейчас находится на этапе формирования и становления. В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:

                         снижение числа налогов и сборов;

                         упрощение налогового законодательства;

                         систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;

                         упрощение документооборота;

                         введение электронной системы расчетов;

                         снижение налоговой нагрузки на экономику;

                         увеличение периода уплаты налогов;

                         меры по избеганию двойного налогообложения и др.

Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются :

                  Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;

                  Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;

                  Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;

                  Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;

                  Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;

                  Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.

Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

2. В Республике Беларусь взимаются следующие налоги общегосударственного значения:

                  подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%;

                  налог на прибыль – 24%;

                  акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;

                  НДС – 20%;

                  налог на недвижимость;

                  экологический налог;

                  земельный налог.

Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.

Состав и количество местных налогов определяют Советы Депутатов соответствующей административно-территориальной единицы. Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Субъектами налогообложения налога на прибыль являются юридические лица; подоходного налога - физические лица; земельный, налог на недвижимость, НДС, акцизами – юридические и физические лица; налог за добычу и экологический налог – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.

Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары.

3. Можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:

                  сложное законодательство;

                  нечеткость изложения некоторых норм;

                  высокая периодичность уплаты налогов;

                  большое количество налогов и сборов;

                  относительно высокие налоговые ставки;

                  жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;

                  высокое налоговое бремя;

                  значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;

                  частые случаи уклонения т уплаты налогов;

            большое количество документов, необходимых для заполнения.

В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:

                   снижение числа налогов и сборов;

                   упрощение налогового законодательства;

                   систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;

                   упрощение документооборота;

                   введение электронной системы расчетов;

                   снижение налоговой нагрузки на экономику;

                   увеличение периода уплаты налогов;

                   меры по избеганию двойного налогообложения и др.

Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоги и налогообложение: учебник/ Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: выш.шк., 2008. – 320с.
  2. Налогообложение: учеб. пособие / А.А.Савицкий. – Минск : выш. шк., 2007. 192 с.
  3. Налогообложение: тексты лекций для студентов экономических специальностей / Л.А.Ханкевич. – Минск: БГТУ, 2008. – 158с.
  4. Налоговая система - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Налоговая_система. - Дата доступа 31. 10.2010.
  5. Адаменкова С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). – 3-е изд., доп и перераб. Мн.; Элайда, 2005. – 568с.
  6. О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 232 с.
  7. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г. № 8, 2/933
  8. О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович. Организация и охрана труда: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 232 с.
  9. Налоговая система Республики Беларусь в 2010 году - [Электронный ресурс] – Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/nalsys2010/ - Дата доступа – 19.10.2010.
  10. Налоговый Кодекс Республики Беларусь: Особенная Часть. Национальный центр правовой информации РБ, 2009 г. № 71-З
  11. Единый Таможенный Тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (в ред. Решения Комиссии Таможенного союза от 19 декабря 2009 года №155
  12. Бухгалтерский учет и анализ №03 (135) 2008 . Налоги в рыночной экономике. Анализ налогообложения Беларуси. Е.М.Попов, профессор БТЭУ ПК.
  13. Финансы. Учет. Аудит. №7, 2010. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг. – В.Герасимова.
  14. Бухгалтерский учет и анализ №8,2009. Налоговое законодательство Республики Беларусь : каким ему быть? – Е.М.Попов.
  15. Нарушений законодательства в сфере производства и оборота подакцизных товаров - [Электронный ресурс] - Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.by/news/ministries/f744b1c0a6103dcf.html. - Дата доступа 04.11.2010.
  16. Налоговое Планирование: в разумных пределах - [Электронный ресурс] - Официальный сайт «Экономической Газеты». - Режим доступа: http://www.neg.by/publication/2002_07_02_647.html - Дата доступа 04.11.2010.
  17. В Беларуси в 2011 году снизится налоговая нагрузка на граждан - [Электронный ресурс] - Официальный сайт Белорусского Телеграфного Агентства – Режим доступа - http://www.belta.by/ru/all_news/economics/V-Belarusi-v-2011-godu-snizitsja-nalogovaja-nagruzka-na-grazhdan_i_517388.html. Дата доступа - 04.11.2010.
  18. Налоговая нагрузка на экономику Беларуси снизилась за 4 года на 7,3 процентного пункта - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.tut.by/161655.html - Дата доступа: 04.11.2010.
  19. Налоги и налогообложение: курс лекций / Л.М. Баргесян. – Мн.: Аккад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 147с.
  20. Заметны ли мировому сообществу изменения в белорусской системе налогообложения? - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biz.bizpro.by/109-pomosch-jurista-v-nalogooblozgenii/ - Дата доступа: 10.11.2010.
  21. Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица А.1. - Ставки акцизов по подакцизным товарам

Наименование товаров

Единица налогообложения

Ставки акцизов (в рублях за единицу налогообложения)

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 28 процентов и более (за исключением спиртов, коньяков, бренди, кальвадоса, коньячных напитков, вин, оригинальных алкогольных напитков, произведенных по нетрадиционной технологии с применением народных рецептов в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций) и напитки винные

1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

18 830

2. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 7 до 28 процентов (за исключением спиртосодержащих растворов, вин, напитков винных и пива)

»

14 240

3. Коньяк, бренди, кальвадос, коньячные напитки

»

15 870

4. Оригинальные алкогольные напитки с объемной долей этилового спирта 28 процентов и более, произведенные по нетрадиционной технологии с применением народных рецептов в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций

»

9 410

5. Вина плодовые крепленые ординарные и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных, плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии, фруктово-ягодных натуральных)

»

5 100

6. Вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии

»

2 690

7. Вина виноградные оригинальные

»

22 300

8. Вина фруктово-ягодные натуральные, сидры фруктово-ягодные

1 литр готовой продукции

0

9. Вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих

»

770

10. Вина игристые, шампанские, газированные и шипучие

»

2 740

11. Слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов

1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

11 420

12. Пиво:

 

 

12.1. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

1 литр готовой продукции

0

12.2. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента до 7 процентов

»

325

12.3. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта 7 процентов и более

»

610

13. Спирт:

 

 

13.1. этиловый из пищевого сырья

1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

8 000

13.2. этиловый – сырец из пищевого сырья, отпущенный организациям Республики Беларусь для производства спирта этилового ректификованного

1 литр готовой продукции

0

13.3. этиловый ректификованный из пищевого сырья, отпущенный организациям Республики Беларусь для производства алкогольной продукции, уксуса

»

0

13.4. этиловый ректификованный технический

1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

50

14. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 7 процентов и более, за исключением отпущенных организациям Республики Беларусь для производства безалкогольных напитков

»

19 400

15. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта до 7 процентов, а также спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 7 процентов и более, отпущенные организациям Республики Беларусь для производства безалкогольных напитков

1 литр готовой продукции

0

16. Табачные изделия:

 

 

16.1. табак трубочный

1 килограмм

73 980

16.2. табак курительный

»

37 170

16.3. сигары

1 штука

2 130

16.4. сигариллы

1000 штук

14 780

16.5. сигареты с фильтром, розничная цена на которые установлена в размере:

 

 

16.5.1. до 70 000 рублей

»

6 650

16.5.2. от 70 000 до 125 000 рублей

»

12 500

16.5.3. от 125 000 рублей

»

20 630

16.6. сигареты с фильтром, розничная цена на которые не установлена

»

28 130

16.7. сигареты без фильтра

»

3 400

16.8. папиросы

»

2 120

17. Бензины автомобильные:

 

 

17.1. с октановым числом «95» и выше

1 тонна

1 228 300

17.3. с октановым числом до «91»

»

863 880

18. Дизельное топливо:

 

 

18.1. дизельное топливо товарное

»

695 740

18.2. дизельное топливо, отгруженное (отпущенное) для производства биодизельного топлива, топлива дизельного, соответствующего СТБ 1658-2006 (EN 590:2004)

»

0

19. Биодизельное топливо, топливо дизельное, соответствующее СТБ 1658-2006 (EN 590:2004)

»

96 570

20. Судовое топливо

»

695 740

21. Газ углеводородный сжиженный, используемый в качестве автомобильного топлива

»

227 160

22. Газ природный топливный компримированный, используемый в качестве автомобильного топлива

1000 куб. метров

227 160

23. Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1 тонна

114 850

24. Микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые:

 

 

24.1. мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0,75 киловатта

 

(1 лошадиная сила)

0

 

24.2. мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

»

1 550

24.3. мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

»

15 380

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь