Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
Введение
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15 [21].
Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 годах, позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании ”Ведение бизнеса – 2013“ по показателю ”Налогообложение“ до 70 с 183 места.
Важным фактором в развитии налоговой системы государства является и то, что Беларусь является активным участником в сфере международного сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и упрощения.
Подводя итог, можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:
сложное законодательство;
нечеткость изложения некоторых норм;
высокая периодичность уплаты налогов;
большое количество налогов и сборов;
относительно высокие налоговые ставки;
жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;
высокое налоговое бремя;
значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;
частые случаи уклонения т уплаты налогов;
большое количество документов, необходимых для заполнения при уплате налогов.
Однако не стоит строго судить белорусскую налоговую систему. Она зародилась совсем недавно и сейчас находится на этапе формирования и становления. В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:
снижение числа налогов и сборов;
упрощение налогового законодательства;
систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;
упрощение документооборота;
введение электронной системы расчетов;
снижение налоговой нагрузки на экономику;
увеличение периода уплаты налогов;
меры по избеганию двойного налогообложения и др.
Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются :
Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;
Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;
Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;
Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;
Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;
Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.
Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.
Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.
2. В Республике Беларусь взимаются следующие налоги общегосударственного значения:
подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%;
налог на прибыль – 24%;
акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;
НДС – 20%;
налог на недвижимость;
экологический налог;
земельный налог.
Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.
Состав и количество местных налогов определяют Советы Депутатов соответствующей административно-
Субъектами налогообложения налога на прибыль являются юридические лица; подоходного налога - физические лица; земельный, налог на недвижимость, НДС, акцизами – юридические и физические лица; налог за добычу и экологический налог – юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.
Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары.
3. Можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:
сложное законодательство;
нечеткость изложения некоторых норм;
высокая периодичность уплаты налогов;
большое количество налогов и сборов;
относительно высокие налоговые ставки;
жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;
высокое налоговое бремя;
значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;
частые случаи уклонения т уплаты налогов;
большое количество документов, необходимых для заполнения.
В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:
снижение числа налогов и сборов;
упрощение налогового законодательства;
систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;
упрощение документооборота;
введение электронной системы расчетов;
снижение налоговой нагрузки на экономику;
увеличение периода уплаты налогов;
меры по избеганию двойного налогообложения и др.
Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1. - Ставки акцизов по подакцизным товарам
Наименование товаров | Единица налогообложения | Ставки акцизов (в рублях за единицу налогообложения) | |||
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 28 процентов и более (за исключением спиртов, коньяков, бренди, кальвадоса, коньячных напитков, вин, оригинальных алкогольных напитков, произведенных по нетрадиционной технологии с применением народных рецептов в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций) и напитки винные | 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции | 18 830 | |||
2. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 7 до 28 процентов (за исключением спиртосодержащих растворов, вин, напитков винных и пива) | » | 14 240 | |||
3. Коньяк, бренди, кальвадос, коньячные напитки | » | 15 870 | |||
4. Оригинальные алкогольные напитки с объемной долей этилового спирта 28 процентов и более, произведенные по нетрадиционной технологии с применением народных рецептов в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций | » | 9 410 | |||
5. Вина плодовые крепленые ординарные и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных, плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии, фруктово-ягодных натуральных) | » | 5 100 | |||
6. Вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии | » | 2 690 | |||
7. Вина виноградные оригинальные | » | 22 300 | |||
8. Вина фруктово-ягодные натуральные, сидры фруктово-ягодные | 1 литр готовой продукции | 0 | |||
9. Вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих | » | 770 | |||
10. Вина игристые, шампанские, газированные и шипучие | » | 2 740 | |||
11. Слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов | 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции | 11 420 | |||
12. Пиво: |
|
| |||
12.1. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно | 1 литр готовой продукции | 0 | |||
12.2. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента до 7 процентов | » | 325 | |||
12.3. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта 7 процентов и более | » | 610 | |||
13. Спирт: |
|
| |||
13.1. этиловый из пищевого сырья | 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции | 8 000 | |||
13.2. этиловый – сырец из пищевого сырья, отпущенный организациям Республики Беларусь для производства спирта этилового ректификованного | 1 литр готовой продукции | 0 | |||
13.3. этиловый ректификованный из пищевого сырья, отпущенный организациям Республики Беларусь для производства алкогольной продукции, уксуса | » | 0 | |||
13.4. этиловый ректификованный технический | 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции | 50 | |||
14. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 7 процентов и более, за исключением отпущенных организациям Республики Беларусь для производства безалкогольных напитков | » | 19 400 | |||
15. Спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта до 7 процентов, а также спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта 7 процентов и более, отпущенные организациям Республики Беларусь для производства безалкогольных напитков | 1 литр готовой продукции | 0 | |||
16. Табачные изделия: |
|
| |||
16.1. табак трубочный | 1 килограмм | 73 980 | |||
16.2. табак курительный | » | 37 170 | |||
16.3. сигары | 1 штука | 2 130 | |||
16.4. сигариллы | 1000 штук | 14 780 | |||
16.5. сигареты с фильтром, розничная цена на которые установлена в размере: |
|
| |||
16.5.1. до 70 000 рублей | » | 6 650 | |||
16.5.2. от 70 000 до 125 000 рублей | » | 12 500 | |||
16.5.3. от 125 000 рублей | » | 20 630 | |||
16.6. сигареты с фильтром, розничная цена на которые не установлена | » | 28 130 | |||
16.7. сигареты без фильтра | » | 3 400 | |||
16.8. папиросы | » | 2 120 | |||
17. Бензины автомобильные: |
|
| |||
17.1. с октановым числом «95» и выше | 1 тонна | 1 228 300 | |||
17.3. с октановым числом до «91» | » | 863 880 | |||
18. Дизельное топливо: |
|
| |||
18.1. дизельное топливо товарное | » | 695 740 | |||
18.2. дизельное топливо, отгруженное (отпущенное) для производства биодизельного топлива, топлива дизельного, соответствующего СТБ 1658-2006 (EN 590:2004) | » | 0 | |||
19. Биодизельное топливо, топливо дизельное, соответствующее СТБ 1658-2006 (EN 590:2004) | » | 96 570 | |||
20. Судовое топливо | » | 695 740 | |||
21. Газ углеводородный сжиженный, используемый в качестве автомобильного топлива | » | 227 160 | |||
22. Газ природный топливный компримированный, используемый в качестве автомобильного топлива | 1000 куб. метров | 227 160 | |||
23. Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 1 тонна | 114 850 | |||
24. Микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые: |
|
| |||
24.1. мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно | 0,75 киловатта |
| |||
(1 лошадиная сила) | 0 |
| |||
24.2. мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно | » | 1 550 | |||
24.3. мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) | » | 15 380 |