Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… .стр3
Глава1. Понятие налоговой системы Российской Федерации……..стр5
1.1 Сущность налогов и их роль в государстве РФ…………..стр7
1.2 Структура налоговой системы РФ……………………….....стр10
1.3 Механизм управления налоговой системы……………......стр13
Глава2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………..стр18
2.1 Анализ налоговой системы РФ за 2008-2011г…………………………………………………………………………стр19
2.2 Налоговая политика государства………………………………………..….стр24
2.3 Ответственность за невыполнение налоговых обязательств..стр30
Глава3. Проблемы пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………..……………………..стр 35
Заключение…………………………………………………………………стр39
Список источников информации…………………………………...…...стр40

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 93.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Восточно-Сибирский государственный  университет технологии и управления

Министерство по образованию  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления»

Институт экономики и  права

Экономический факультет 

Кафедра « Финансы и  кредит»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Финансы, денежное обращение и кредит»

На тему: Налоговая система  Российской Федерации».

 

Выполнил: студент гр. 5100-2

Кузнецова М.О

Проверил: к.э.н., доц.

Монголова Н.В.

 

Улан-Удэ, 2012

Содержание.

Введение…………………………………………………………………… .стр3

Глава1. Понятие налоговой системы Российской Федерации……..стр5

    1. Сущность налогов и их роль в государстве РФ…………..стр7
    2. Структура налоговой системы РФ……………………….....стр10
    3. Механизм управления налоговой системы……………......стр13

Глава2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………..стр18

           2.1 Анализ налоговой системы РФ  за 2008-2011г…………………………………………………………………………стр19

           2.2 Налоговая политика государства………………………………………..….стр24                   

         2.3 Ответственность за невыполнение налоговых обязательств..стр30

Глава3. Проблемы пути совершенствования налоговой  системы Российской Федерации…………………………………………..……………………..стр 35

Заключение…………………………………………………………………стр39

Список источников информации…………………………………...…...стр40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь общую  сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает  сеть государственных учреждений, в  том числе финансовых, и государство  берет часть функций на себя: устанавливает  квоту обложения, наблюдает за процессом  сбора налогов, определяет этот процесс  более или менее широкими рамка-ми. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера  уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

В настоящее время положение  коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало  платить те или иные налоги, т.е. стало  налогоплательщиками. И поэтому  знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения  успешного продвижения экономических  реформ.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений  федерального правительства, многочисленными  инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая система  Российской Федерации включает в  себя, кроме собственно налогов, сборов и платежей, целый комплекс отношений, которые непосредственно связанные  с налогообложением. Основой налоговой  системы России считается Налоговый  кодекс, а также федеральные законы, что касаются налогов и сборов. В Налоговом кодексе зафиксированы  основы налогообложения: 
 
• виды обязательных платежей; 
 
• возникновение, изменение, прекращение и порядок исполнения прав и обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов; 
 
• ключевые принципы введения и прекращения региональных и местных налогов; 
 
• обязанности и права участников правоотношений (плательщиков сборов, налогоплательщиков, налоговых агентов, таможенных органов); 
 
• методы и формы налогового контроля; 
 
• нарушения законодательства и виды ответственности; 
 
• порядок обжалования действий и актов налоговых органов. 
 
Кроме этого в Налоговом кодексе чётко даны определения понятий «налог» и «сбор», а также установлена принципиальная разница между ними. 
 
К участникам отношений, что формируются в среде налоговой системы Российской Федерации и регулируются налоговым законодательством, относят две категории, которые обязаны уплачивать сборы и налоги - организации и физические лица. Организации и физические могут быть признанными соответственно с Налоговым кодексом плательщиками сборов, налогоплательщиками или налоговыми агентами. 
 
Органы государственной власти, что уполномочены контролировать процесс налогообложения, также делятся на две категории: 
 
• к налоговым органам относят орган исполнительной власти, что уполномочен совершать контроль и надзор в области сборов и налогов, а также его территориальные органы; 
 
• к таможенным органам относят федеральный орган, уполномоченный в пределах таможенного дела, а также таможенные органы Российской Федерации, что подчиняются ему. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Сущность налогов  и их роль в государстве  РФ.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в  бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция);

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при  всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего  расходов государства. 

Все налоги содержат следующие  элементы:

- объект налога – это  имущество или доход,  подлежащие   обложению;

- субъект налога –  это налогоплательщик, т.е. физическое  или юридическое лицо;

- источник налога –  т.е. доход, из которого выплачивается  налог;

- ставка налога – величина  налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота –  полное или частичное освобождение  плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов:

Первый вид – налоги на доходы и имущество:

-подоходный налог и  налог на прибыль корпораций (фирм);

-на социальное страхование  и на фонд заработной платы  и рабочую силу (так называемые  социальные налоги, социальные взносы);

-поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность,  включая землю и другую недвижимость;

-налог на перевод прибыли  и капиталов за рубеж и другие.

 Они взимаются с  конкретного физического или  юридического лица, их называют  прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги:

-налог с оборота –  в большинстве развитых стран  заменен налогом на добавленную  стоимость;

- акцизы (налоги, прямо включаемые  в цену товара или услуги ); на наследство;

- на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие.

 Это – косвенные  налоги. Они частично или полностью  переносятся на цену товара  или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане  эластичность предложения растет, и  на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

1.2 Структура налоговой  системы РФ

Совокупность предусмотренных  законодательством налогов и  обязательных платежей, взимаемых в  государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и  контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой  системы исходят из следующего ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их  расчетов, сроки уплаты и ответственность  за уклонение от налогов имеют  силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости  налоговой системы должны обеспечить  соблюдение экономических интересов  участников общественного производства. Правила применения налогов должны  быть стабильны: ставки, виды, элементы  налоговой системы должны меняться  при изменении экономических  условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации