Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Введение…………………………………………………………………… .стр3
Глава1. Понятие налоговой системы Российской Федерации……..стр5
1.1 Сущность налогов и их роль в государстве РФ…………..стр7
1.2 Структура налоговой системы РФ……………………….....стр10
1.3 Механизм управления налоговой системы……………......стр13
Глава2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………..стр18
2.1 Анализ налоговой системы РФ за 2008-2011г…………………………………………………………………………стр19
2.2 Налоговая политика государства………………………………………..….стр24
2.3 Ответственность за невыполнение налоговых обязательств..стр30
Глава3. Проблемы пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………..……………………..стр 35
Заключение…………………………………………………………………стр39
Список источников информации…………………………………...…...стр40
В совершенствовании налогового администрирования заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования - обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.
Создание справедливой налоговой
системы государства - это многоэтапный
процесс, основанный на четко сформулированных
целях и приоритетах в рамках
пользующейся поддержкой общества последовательной
государственной налоговой
Таким образом, эффективная налоговая
политика означает создание оптимальной
национальной налоговой системы, которая,
обеспечивая финансовыми
Проблемы налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.
Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации.
Существенными условиями
налогообложения, характеризующими налоговую
систему в целом, по его мнению,
являются:
" принципы налогообложения
" порядок установления и
введения налогов и сборов
" система налогов
" порядок распределения
налогов между бюджетами различных уровней
" права и обязанности участников
налоговых правоотношений
" формы и методы налогового
контроля
" ответственность участников
налоговых отношений
" способы защиты прав и интересов
участников налоговых правоотношений
2.1 Анализ налоговой системы РФ за 2008-2011г.
На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 2.1):
Таблица1. Структура доходов федерального бюджета
Доходы федерального бюджета |
В % к фактическому объему доходов |
||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Налоговые доходы |
79.4 |
77.7 |
82.8 |
85.2 |
91.6 |
76.9 |
78.5 |
79.1 |
|
Неналоговые доходы |
12.4 |
13.3 |
8.0 |
6.6 |
7.3 |
6.9 |
6.8 |
6.5 |
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
11.3 |
8.1 |
9.2 |
8.2 |
0.9 |
0.8 |
0.6 |
0.4 |
|
Налоговых доходов в федеральный бюджет в 2011 году поступило в сумме 2712.1 млрд. руб. (103.8% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов бюджета составила 79.1 % (в 2003-2004 г.г. их доля в общей сумме доходов была меньше - соответственно 76.9 % и 78.5 %).
Как видно из табл. 2.2 и рис. 2.1, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2011 г. была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (39.5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31.7%), платежей за пользование природными ресурсами (16.0%), налога на прибыль организаций (7.6%), акцизов (4.3%).
Рис. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2011 г.
Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2011 год составило 99.1 млрд.руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2011 году привело к увеличению налоговых доходов на 56.6 млрд.руб., в том числе:
· в результате роста ВВП - 24.5 млрд.руб.;
· за счет роста цен на энергоносители - 33.8 млрд.руб.;
· за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции) - 11.9 млрд.руб.;
· изменение курса доллара и евро уменьшило налоговые доходы на 13.6 млрд.руб.
Таблица2. Исполнение федерального бюджета в 2011 году по основным налоговым сборам млн. рублей
Утверждено ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" |
Факт за 2011 год |
Факт за 2010 год |
% роста 2011 г. к 2010г |
% исполнения 2011 г к годовым бюджетным назначениям |
Доля в общем объеме налоговых доходов в 2011 г(%) |
||
Налоговые доходы всего |
2612978.9 |
2712122.7 |
2029566.5 |
133.6 |
103.8 |
100 |
|
из них: |
|||||||
Налог на прибыль |
187190.0 |
205719.7 |
170935.9 |
120.3 |
109.9 |
7.6 |
|
НДС |
1023653.8 |
1069691.6 |
882063.5 |
121.3 |
104.5 |
39.5 |
|
Акцизы по товарам, производимым на территории России |
110520.6 |
109738.6 |
248109.7 |
44.2 |
99.3 |
4.0 |
|
Акцизы по товарам, ввозимым на территорию России |
5452.0 |
7466.4 |
4421.7 |
168.8 |
136.9 |
0.3 |
|
Платежи за пользование природными ресурсами |
419175.2 |
434252.6 |
249507.7 |
174.0 |
103.6 |
16.0 |
|
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
841170.4 |
859736.8 |
452789.2 |
189.9 |
102.2 |
31.7 |
|
Прочие налоги, пошлины и сборы |
23303.4 |
23702.4 |
7069,4 |
101.7 |
0.9 |
||
Факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей (в т.ч. за счет изменения структуры налогооблагаемой базы), увеличили поступления налоговых доходов на 42.5 млрд.рублей.
Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2011 г. 205.7 млрд. рублей, или 109.9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 г. они выросли на 34.8 млрд.руб., или на 20.3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 % в с 1 января 2011 года. Превышение объема поступлений по налогу на прибыль организаций против утвержденных федеральным законом составило 18.5 млрд.руб.
Одним из основных факторов,
повлиявших на рост поступлений налога
на прибыль организаций, явилось
улучшение результатов
Поступления доходов от уплаты налога на игорный бизнес составили в 2011 г. 264,6 млн.руб., или 101.8 % от годовых бюджетных назначений. Превышение плановых показателей связано с изменением налогооблагаемой базы.
Поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами в 2011 г. составили 121.2 млн. руб., или 14,7% от годовых бюджетных назначений на 2011 г. Отклонение от плановых назначений составило 702.8 млн.руб. и вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2009 г. № 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена с 0.8% номинальной суммы выпуска до 0.2% номинальной суммы выпуска.
Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за 2011 г. составили 1069.7 млрд. руб., или 104.5% к годовым бюджетным назначениям.
Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, составило 109,7 млрд. руб., или 99.3% к бюджетным назначениям на 2011 г.
Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2005 г. оказались на 0.78 млрд.руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55.8% ниже соответствующего показателя 20011 г. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2011 г. 4.1% (в 2005г. - 12.2%).
Поступления от уплаты налога на операции с ценными бумагами в 2005 г. составило 0.12 млрд. руб., или 14.7% к годовым бюджетным назначениям. Причиной уменьшения поступлений является снижение ставки налога с 0.8 % от номинальной суммы выпуска до 0.2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб.
Поступление платежей за пользование природными ресурсами составило 434.3 млрд. рублей, или 103.6 % к годовым бюджетным назначениям. Основную долю платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2011 г. составило 424.1 млрд.руб., или 103.3% к годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей по НДПИ в сумме 13.6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:
рост мировых цен на нефть марки URALS привел к увеличению налога на добычу полезных ископаемых на 15.7 млрд.руб.;
повышение уровня собираемости увеличило поступление налога на 2.6 млрд. руб.;
уменьшение объемов добычи
нефти снизило поступления
снижение объемных показателей составило 1.1 млрд.руб.;
снижение курса доллара США привело к уменьшению поступлений по налогу на 1.2 млрд.руб.
Более 10 % всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, поступления по которым в 2011 г составили 4.5 млрд.руб. (113.0% к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным платежам составили 0.5 млрд.руб.
Поступление сборов за пользование объектами водных биоресурсов составило 4.2 млрд.руб. Бюджетное задание выполнено на 108.6%, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.
Доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили 859.7 млрд. руб., или 102.2% к бюджетным назначениям на 2011 г. При этом доходы от взимания ввозных таможенных пошлин составили 204.2 млрд. руб. (100.7% к бюджетным назначениям на 2011 г.) и от вывозных таможенных пошлин - 655.6 млрд. руб. (102.7% к бюджетным назначениям на 2011 г.).
Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23.7 млрд. руб. и составили 101.7 % к бюджетным назначениям на 2011 г, что на 0.4 млрд.руб., или на 1.7 % больше, чем утверждено законом. Перевыполнение бюджетных назначений отмечается по государственной пошлине, по сборам за использование наименований "Россия", "Российская Федерация".
2.2. Налоговая политика государства.
Налогоплательщикам всегда
важно знать: правильную ли налоговую
политику проводит государство? Нормально
ли функционирует налоговая
В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.
Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.
Известно, что теория налогов
развивалась и
Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.
В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.
Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.
Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.