Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… .стр3
Глава1. Понятие налоговой системы Российской Федерации……..стр5
1.1 Сущность налогов и их роль в государстве РФ…………..стр7
1.2 Структура налоговой системы РФ……………………….....стр10
1.3 Механизм управления налоговой системы……………......стр13
Глава2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………..стр18
2.1 Анализ налоговой системы РФ за 2008-2011г…………………………………………………………………………стр19
2.2 Налоговая политика государства………………………………………..….стр24
2.3 Ответственность за невыполнение налоговых обязательств..стр30
Глава3. Проблемы пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………..……………………..стр 35
Заключение…………………………………………………………………стр39
Список источников информации…………………………………...…...стр40

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 93.47 Кб (Скачать файл)

3. Обязателен механизм защиты  от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены  по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны  быть едиными для всех предприятий.  Равные доходы при равных условиях  их получения должны облагаться  одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных  условиях их получения должны  взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна  дополняться системой налоговых  льгот, носящей целевой и адресный  характер, связанный с социальной  сферой, стимулированием НТП, защитой  окружающей среды. Как правило,  обязательна активная поддержка  предпринимательства.

7. Система налогообложения должна  быть комплексной при умелом  сочетании разных способов налогообложения.  Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить  много маленьких налогов, чем  один большой.

8. Обязательны простота, равномерность,  точность, удобство по форме, экономность  сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы  характеризуется наиболее значимыми  функциональными внутренними взаимосвязями  между ее элементами. Каковы эти  взаимосвязи? Одним из основных условий  эффективного функционирования любой  системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать  это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в  налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой  степени оказывать обратное воздействие  на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения  налоговых администраций, через  избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все  законодательные неясности в  свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это  обусловливается основным признаком  налога - его обязательностью и  доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние  на законодательную базу оказывает  налоговое администрирование, которое  в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному  изменению под действием как  внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит  из трех уровней в зависимости  от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе  РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных  образований).

По своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей российская налоговая система  в основном соответствует системам налогообложения юридических и  физических лиц, действующим в странах  с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов  Российской Федерации необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том  числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме  того, НК РФ предусмотрена возможность  применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой  системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются  как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные  внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что  перечень региональных и местных  налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют  права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность  в незыблемости налоговой системы.

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный  показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления  косвенных налогов были ниже объемов  бюджетных доходов от прямого  налогообложения.

На сегодняшний день поступления  от налогов, сборов специальных налоговых  режимов распределились следующим  образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д.

 

1.3 Механизм управления  налоговой системой РФ

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более  узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

Среди российских экономистов до сих  пор отсутствует единство в понимании  налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению  контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т.е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина - "налоговый контроль". В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий "налоговое администрирование" и "управление налоговой системой". Понятие "налоговое администрирование" позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Управление постепенно выходит  из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные  изменения налоговых правоотношений.

Необходимо выделение проблематики, связанной с управлением налогообложением, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем, что  в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообложения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.

Налоговое администрирование - это  деятельность уполномоченных органов  власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам  и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы  и налогового контроля.

Таким образом, налоговое администрирование - это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование  осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий  и последующий мониторинг позволяет  принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом  и налоговых органов как ее части.

Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной  и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного  обеспечения, посредством которых  органы власти и управления (в том  числе налоговая администрация  всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом  направление и координирует налоговые  действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права  и обязанности органов системы  налогового управления утверждены в  законодательном порядке.

Проблемы российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии  граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому  в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены  все органы законодательной и  исполнительной власти: Конституционный  суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, "Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков".

На налоговые взаимоотношения  плательщиков и государства непосредственно  влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические  службы.

Более широкое определение налогового администрирования - это приведение процесса взимания налогов и возникающих  отношений и связей между представителями  налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися  производственными отношениями  и формами хозяйствования. Более  конкретное определение - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения - все, что сосредоточено вокруг налогов.

Задачи налогового администрирования  предопределяются налоговой политикой. Налоговое администрирование как  часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как  постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости  от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном  порядке ту или иную налоговую  концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое  администрирование начинается с  изменением законодательных форм.

Сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует  современным требованиям. Так, новая  редакция статей Налогового кодекса  Российской Федерации о налоговых  проверках сохраняет возможность  фактически превращать камеральные  проверки в выездные, не устанавливает  четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений  со стороны налоговиков. Поэтому  главной составляющей налогового администрирования  выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному  уклонению от налогообложения.

Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание  и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

Для повышения конкурентоспособности  налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование  строилось исключительно на нормах закона.

Сейчас Налоговый кодекс допускает  официальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных  органов, но эта процедура четко  не прописана. В результате это положение  либо не работает, либо способствует коррупции.

Министерством финансов РФ было разработано  и сейчас активно воплощается  в жизнь предложение о создании специальных аудиторских подразделений  в налоговых органах. Эти структуры  будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и  предварительное рассмотрение актов  проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти подразделения  будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие "корпоративной солидарности".

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации