Налоговая система Украины и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;
2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;
3 исследовать развитие и перспективы налоговой системы Украины;
4 определить пути реформирования налоговой системы Украины.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 4
1.1 Налоги. Сущность и функции 4
1.2 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики. 7
2. Налоговая система Украины 9
2.1 Структура и виды налогов в налоговой системе Украины 9
2.2 Принципы налогообложения Украины 15
3 Перспективы развития и пути реформирования налоговой системы 21
3.1 Перспективы развития налоговой системы 21
3.2 Этапы реформирования налоговой системы 23
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_5семестр.docx

— 77.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, усиление государственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована на низкие налоговые ставки положительно отразится  на:

  • стимулах к труду и предпринимательской активности;
  • увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда;
  • увеличении потребления вследствие увеличения необлагаемого дохода;
  • более эффективном использовании государственного бюджета, что приведет к увеличению государственных доходов (за счет роста национального дохода), ограничит необходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики;
  • уровне цен и инфляции;
  • соотношении легальной и "теневой" экономики.

Таким образом, государственное  регулирование при помощи налогового механизма создает для экономики  страны широкие возможности для  прогресса экономики и реализации макроэкономических целей правительства  развитых стран.

Например, именно налоговая  система является одним из наиболее действенных инструментов государственного стимулирования научных исследований в промышленности. Если государственное  финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление  вложения средств, то налоговые мероприятия  косвенно стимулируют использование  предпринимательского дохода на эти  же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия  для его движения. Государство  помогает промышленности поддерживать себя.

 

2. Налоговая система Украины

2.1 Структура и виды налогов в налоговой системе Украины

К сожалению, о целостной  налоговой системе на Украине  говорить не имеет смысла, не говоря уже о привязке к механизму  кредитования и бюджетного регулирования. Совершенствование налоговой системы  сводится к изменению отдельных  ее элементов (размеров ставок, льгот, объектов обложения, усиления или замены одних видов налогов на другие).

Формирование налоговой  системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко  отражает решение частных противоречий и на короткий период.

Несовершенство налоговой  системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.

В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые  ставки, множественность налогов, сложность  их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы. При этом важно учесть, что сформировавшаяся налоговая система в целом (как  сумма основных налогов, механизмы  их изъятия) вряд ли изменится, так как  в основном соответствует мировой  практике.

Однако спад производства и углубление кризиса платежей на фоне попыток развертывания механизмов рыночной саморегуляции требует внесения в налоговую систему серьезных корректив.

Основной целью реформирования системы налогообложения является не изменение ее как таковой, а  содействие стабилизации материального  производства, повышения его эффективности  и на этой основе удовлетворение государственных  и социальных потребностей. Система  налогообложения, как уже отмечалось ранее, должна обеспечить эффективное  использование и оптимизацию  структуры распределения и перераспределения  национального дохода.

Поэтому программой действий Кабинета министров Украины “Реформы ради процветания” предусмотрены следующие  мероприятия в области налогообложения [1]:

1 содействие принятию  “налогового кодекса” (НК), обеспечение  стабильности, равномерности налогового  бремени на различные категории  плательщиков с одинаковым уровнем  дохода, унификация подходов к  плательщикам налогов независимо  от форм собственности и отраслевой  принадлежности;

2 снижение налогового  бремени путем постепенного снижения  ставки по налога на добавленную стоимость и начислений на фонд оплаты труда, отказ от обязательных взносов в инновационный фонд;

3 совершенствование системы  налогообложения малого и среднего  предпринимательства;

4 отмена картотеки и  закрепление права налогоплательщиков  самостоятельно распоряжаться собственными  средствами.

Любая налоговая система, где бы она ни применялась и  какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным принципам.

Ряд принципов, характеризующих  как налогообложение в целом, так затем и систему налогообложения  был выделен английским экономистом  А. Смитом. Этими правилами руководствуется  и налоговая система Украины. Анализ их позволяет сформулировать принципы, отражающие особенности и  тенденции современной налоговой  системы.

Принципы построения и  назначения налоговой системы нашего государства закреплены в Законе Украины “О внесении изменений в  Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г.:

стимулирование предпринимательской  производственной деятельности и инвестиционной активности – предполагает введение льгот по налогообложению прибыли, направленной на развитие производства (или – формирование экономических  и правовых интересов в осуществлении  определенной деятельности);

обязательность – введение норм уплаты налогов и др. обязательных платежей, определенных на основе достоверных  данных, и установление ответственности  плательщиков налогов за нарушение  налогового законодательства;

равнозначность и пропорциональность – обеспечение уплаты равных налогов  и сборов на равную прибыль и пропорционально  больших налогов и сборов –  на большие доходы;

равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации  – предполагает одинаковое отношение  к субъектам хозяйствования при  определении обязанностей по уплате налогов и сборов;

социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки  малообеспеченных слоев общества на основе введения дифференцированного  и прогрессивного налогообложения  граждан, получающих высокие доходы;

стабильность – предполагает неизменность основных налоговых платежей, их ставок, а также и налоговых  льгот на протяжении бюджетного года;

экономическая обоснованность – предполагает установление налогов  и сборов на основе показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей, учитывая необходимость  сбалансированности расходов бюджета  с доходами;

равномерность уплаты –  установление таких сроков уплаты налогов  и сборов, которые обеспечат своевременность  поступления средств в бюджет;

компетенция – установление и отмена налогов является прерогативой ВРУ и советов соответствующих уровней;

единый подход – предполагает обеспечение единого подхода  к разработке налогового законодательства;

доступность – удобство для плательщиков норм налогового законодательства.

К вышеперечисленным традиционным принципам, связанным с идеями А. Смита, можно добавить и несколько  более узких, используемых в Украине  правил [9]:

- налоги и затраты на их взимание должны стремиться к минимуму;

- исключение двойного налогообложения;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимум вмешательства в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов, законов о налогообложении должно носить гласный, открытый характер.

Налог можно выделить с  одной стороны и как простейшее отношение в сфере государственных  финансов. Вместе с тем, налог –  универсальная исходная категория, которая выражает основные сущностные черты и свойства финансов в любой  развитой экономической системе  рыночного типа. Не случайно в условиях функционирования рыночной экономики  налоговая форма в системе  финансовых отношений становится преобладающей.

Анализ налогов как  исходной категории дает правильный ориентир для познания структуры  финансовых отношений, рассмотрения различных  финансовых понятий и категорий  в строгом соответствии с объективным  ходом исторического процесса, внутренней логикой развития финансов.

Посредством налогов государство  изымает часть чистого дохода общества и доходов населения  и распределяет ее в соответствии с экономическими, политическими  и социальными целями.

Налоги в настоящее  время выступают не только средством  образования централизованного  фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей формой регулирования  экономических отношений. Они наиболее полно отражают принципы самоуправления и самофинансирования.

В современной экономической  литературе также существует множество  определений налога, которые отражают его общие черты и выражают сущность этой категории.

Относительно общий подход при характеристике налога сохраняет  и действующее законодательство. Так в статье 2 Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г.[4] дается следующее понятие налога и сбора (обязательного платежа) в бюджеты и государственные целевые фонды – это “обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях определяемых законами Украины о налогообложении”. Однако, необходимо разграничить налог, сбор и обязательный платеж налогового характера, как схожие, но все же различные изъятия в бюджет.

Разграничивая виды изъятий бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки [11]:

вид платежа, регулируемый актом  компетентного органа государственной  власти;

сумма, изымаемая с помощью  налогового механизма, вносится в бюджет соответствующего уровня или целевой  фонд. Распределение налогов по бюджетам и фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией (может  происходить двумя путями: закрепление  за бюджетом или распределение между  бюджетами разных уровней);

нецелевой характер налогового платежа – означает поступление  его в фонды аккумулируемые государством и используемые на удовлетворение государственных  потребностей. При этом фактически теряется грань от какого субъекта они поступили и на какие цели будут использованы;

индивидуальная безвозмездность  или односторонний характер налогового платежа. В основе этого признака заложено однонаправленное движение средств  от плательщика к государству, вне  зависимости от получения каких-либо услуг или благ со стороны государства;

безусловный характер налога является продолжением предыдущего  признака и опять-таки означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями со стороны государства;

обязательный характер налога – предполагает невозможность законного  уклонения от его уплаты, кроме закрепленных в законодательных актах. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета.

Вся совокупность налогов  и сборов, составляющих налоговую  систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам. Рассмотрим главные из них, соответствующие  классификации, закреплённой законодательством  Украины [11]:

по отношению к бюджетному устройству государства (или – в  зависимости от органа, осуществляющего  взимания и распоряжение налогом):

общегосударственные – налоги, устанавливаемые высшими органами государственной власти и действующие  на всей территории страны;

местные – налоги, которые  могут быть установлены как высшим, так и местным органом власти, но вводимые только местным органом  и действующие только на определенной территории.

в зависимости от канала поступления:

государственные – налоги, поступающие полностью в государственный  бюджет;

местные – налоги, поступающие  в местные бюджеты;

смешанные – налоги, часть  которых вносится в государственный  бюджет, а часть в местные бюджеты;

внебюджетные – налоги, из которых формируются внебюджетные целевые фонды.

по отношению к системе  ценообразования (или – в зависимости  от учета налогового платежа):

налоги, включаемые в себестоимость  продукции;

налоги, финансируемые за счет прибыли;

налоги, финансируемые потребителем (акцизы, НДС).

в зависимости от характера  ставок налогов:

пропорциональные налоги – характеризуются стабильной ставкой, независящей от размера объекта  налогообложения;

Информация о работе Налоговая система Украины и перспективы ее развития