Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:58, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;
2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;
3 исследовать развитие и перспективы налоговой системы Украины;
4 определить пути реформирования налоговой системы Украины.
Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 4
1.1 Налоги. Сущность и функции 4
1.2 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики. 7
2. Налоговая система Украины 9
2.1 Структура и виды налогов в налоговой системе Украины 9
2.2 Принципы налогообложения Украины 15
3 Перспективы развития и пути реформирования налоговой системы 21
3.1 Перспективы развития налоговой системы 21
3.2 Этапы реформирования налоговой системы 23
Заключение 29
Список использованных источников 30
Таким образом, усиление государственного
регулирования в налоговой
Таким образом, государственное
регулирование при помощи налогового
механизма создает для
Например, именно налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов государственного стимулирования научных исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые мероприятия косвенно стимулируют использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя.
К сожалению, о целостной
налоговой системе на Украине
говорить не имеет смысла, не говоря
уже о привязке к механизму
кредитования и бюджетного регулирования.
Совершенствование налоговой
Формирование налоговой системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко отражает решение частных противоречий и на короткий период.
Несовершенство налоговой системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.
В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые ставки, множественность налогов, сложность их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы. При этом важно учесть, что сформировавшаяся налоговая система в целом (как сумма основных налогов, механизмы их изъятия) вряд ли изменится, так как в основном соответствует мировой практике.
Однако спад производства
и углубление кризиса платежей на
фоне попыток развертывания
Основной целью реформирования
системы налогообложения
Поэтому программой действий
Кабинета министров Украины “Реформы
ради процветания” предусмотрены следующие
мероприятия в области
1 содействие принятию
“налогового кодекса” (НК), обеспечение
стабильности, равномерности налогового
бремени на различные
2 снижение налогового
бремени путем постепенного
3 совершенствование системы
налогообложения малого и
4 отмена картотеки и
закрепление права
Любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным принципам.
Ряд принципов, характеризующих
как налогообложение в целом,
так затем и систему
Принципы построения и назначения налоговой системы нашего государства закреплены в Законе Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г.:
стимулирование
обязательность – введение норм уплаты налогов и др. обязательных платежей, определенных на основе достоверных данных, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства;
равнозначность и
равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – предполагает одинаковое отношение к субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов;
социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев общества на основе введения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие доходы;
стабильность – предполагает неизменность основных налоговых платежей, их ставок, а также и налоговых льгот на протяжении бюджетного года;
экономическая обоснованность – предполагает установление налогов и сборов на основе показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей, учитывая необходимость сбалансированности расходов бюджета с доходами;
равномерность уплаты –
установление таких сроков уплаты налогов
и сборов, которые обеспечат
компетенция – установление и отмена налогов является прерогативой ВРУ и советов соответствующих уровней;
единый подход – предполагает обеспечение единого подхода к разработке налогового законодательства;
доступность – удобство для плательщиков норм налогового законодательства.
К вышеперечисленным традиционным принципам, связанным с идеями А. Смита, можно добавить и несколько более узких, используемых в Украине правил [9]:
- налоги и затраты на их взимание должны стремиться к минимуму;
- исключение двойного налогообложения;
- порядок взимания налогов должен предусматривать минимум вмешательства в частную жизнь налогоплательщика;
- обсуждение проектов, законов о налогообложении должно носить гласный, открытый характер.
Налог можно выделить с
одной стороны и как простейшее
отношение в сфере
Анализ налогов как исходной категории дает правильный ориентир для познания структуры финансовых отношений, рассмотрения различных финансовых понятий и категорий в строгом соответствии с объективным ходом исторического процесса, внутренней логикой развития финансов.
Посредством налогов государство изымает часть чистого дохода общества и доходов населения и распределяет ее в соответствии с экономическими, политическими и социальными целями.
Налоги в настоящее время выступают не только средством образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей формой регулирования экономических отношений. Они наиболее полно отражают принципы самоуправления и самофинансирования.
В современной экономической литературе также существует множество определений налога, которые отражают его общие черты и выражают сущность этой категории.
Относительно общий подход
при характеристике налога сохраняет
и действующее
Разграничивая виды изъятий бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки [11]:
вид платежа, регулируемый актом компетентного органа государственной власти;
сумма, изымаемая с помощью налогового механизма, вносится в бюджет соответствующего уровня или целевой фонд. Распределение налогов по бюджетам и фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией (может происходить двумя путями: закрепление за бюджетом или распределение между бюджетами разных уровней);
нецелевой характер налогового платежа – означает поступление его в фонды аккумулируемые государством и используемые на удовлетворение государственных потребностей. При этом фактически теряется грань от какого субъекта они поступили и на какие цели будут использованы;
индивидуальная
безусловный характер налога является продолжением предыдущего признака и опять-таки означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями со стороны государства;
обязательный характер налога – предполагает невозможность законного уклонения от его уплаты, кроме закрепленных в законодательных актах. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета.
Вся совокупность налогов и сборов, составляющих налоговую систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам. Рассмотрим главные из них, соответствующие классификации, закреплённой законодательством Украины [11]:
по отношению к бюджетному устройству государства (или – в зависимости от органа, осуществляющего взимания и распоряжение налогом):
общегосударственные – налоги,
устанавливаемые высшими
местные – налоги, которые могут быть установлены как высшим, так и местным органом власти, но вводимые только местным органом и действующие только на определенной территории.
в зависимости от канала поступления:
государственные – налоги,
поступающие полностью в
местные – налоги, поступающие в местные бюджеты;
смешанные – налоги, часть которых вносится в государственный бюджет, а часть в местные бюджеты;
внебюджетные – налоги,
из которых формируются
по отношению к системе ценообразования (или – в зависимости от учета налогового платежа):
налоги, включаемые в себестоимость продукции;
налоги, финансируемые за счет прибыли;
налоги, финансируемые потребителем (акцизы, НДС).
в зависимости от характера ставок налогов:
пропорциональные налоги – характеризуются стабильной ставкой, независящей от размера объекта налогообложения;
Информация о работе Налоговая система Украины и перспективы ее развития