Налоговая система Украины и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;
2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;
3 исследовать развитие и перспективы налоговой системы Украины;
4 определить пути реформирования налоговой системы Украины.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 4
1.1 Налоги. Сущность и функции 4
1.2 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики. 7
2. Налоговая система Украины 9
2.1 Структура и виды налогов в налоговой системе Украины 9
2.2 Принципы налогообложения Украины 15
3 Перспективы развития и пути реформирования налоговой системы 21
3.1 Перспективы развития налоговой системы 21
3.2 Этапы реформирования налоговой системы 23
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_5семестр.docx

— 77.79 Кб (Скачать файл)

Существует два подхода  к реализации принципа равенства  и справедливости. Первый - основывается на принципе выгоды для налогоплательщиков. Справедливой налоговой системой считается  та, при которой налоги, уплачиваемые плательщиками, соответствуют пользе, получаемой от услуг государства, или, прямо говоря, справедливость налоговой  системы зависит от структуры  государственных расходов.

Второй подход основан  на принципе способности платить, в соответствии с которым налоговая проблема рассматривается сама по себе независимо от политики государственных расходов, то есть при данной потребности в налоговых поступлениях каждый налогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от способности платить. Оба подхода имеют мак свои преимущества, так и недостатки. Каждая из налоговых систем содержит элементы двух подходов.

При построении налоговой  системы следует также принять  во внимание следующие наблюдения:

а) универсальный налог  на потребление не влияет на выбор  товаров, а акцизы влияют;

б) подоходный налог влияет на выбор между нынешним и будущим  потреблением, а универсальный не оказывает такого воздействия на потребление;

в) частичный налог на доходы капиталов нарушает инвестиционный процесс;

г) при росте налоговых  ставок эффективность налоговой  системы сначала повышается и  достигает своего максимума, а потом  начинает снижаться;

д) расходы прогрессивного подоходного налогообложения значительно выше пропорционального.

Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах  налогов, вмещающих субъект, объект, источник, единицу налогообложения, льготы и налоговую ставку.

Субъекты налога выступают  или в виде налогоносителя, или конечного налогоплательщика, формально не несущего юридической ответственности, но фактически являющегося плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.

Объектом или предметом  налогообложения выступают различные  виды доходов, товаров и услуг, а  также разные формы накопленного богатства или имущества. Отдельные  формы этого дохода (заработная плата, прибыль, рента, процент) имеют самостоятельное  значение и поэтому предмет налогообложения  и источник налога не всегда совпадают. Принцип равенства и справедливости распределения налогового бремени, составляющий базу теории конкретного построения налогов, лежит в основе построения налоговых ставок или величины налога на единицу налогообложения.

В зависимости от принципа и характера предмета налогообложения  налоговые ставки могут быть твердыми (абсолютная сумма на единицу налогообложения) или процентными. Процентные ставки, в свою очередь, могут быть пропорциональными  и прогрессивными. Налоговая политика в Украине должна содействовать, прежде всего, росту объемов накопления, созданию условий, облегчающих предприятиям обновление основного капитала.

Предприятиям и предпринимателям, занимающимся торгово-посреднической деятельностью, необходимо установить налоги в размере 35-40 %, а налог  на добавленную стоимость - 18-20 %.

Налоги - наиболее адекватный свободе хозяйственной деятельности метод взаимоотношений государства как с предприятиями, так и с населением, наиболее демократичный способ экономического регулирования. Новая налоговая система должна учитывать принципиальные изменения в жизни страны. Следовательно, необходимо создать более разветвленную, квалифицированную налоговую службу дня контроля и своевременной уплаты налогов, с возможностями (в случаях нарушения законодательства) вести следствие, обеспечить безопасность деятельности ее работников.

 

 

3 Перспективы развития и пути реформирования налоговой системы

3.1 Перспективы развития налоговой системы

Система налогообложения  Украины представляет собой совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в  государственные целевые фонды, взимаемые в установленном порядке. Ее сегодняшнее состояние можно  охарактеризовать как создание основ.

Исторически налоги являются наиболее давней формой финансовых отношений  между государством и членами  общества с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для выполнения государством его функций. Кроме  налогов существуют и другие виды платежей в государственный бюджет, плата за использование ресурсов и отчисления в целевые фонды.

В нашей стране взимается  общегосударственные налоги и другие обязательные платежи, а также местные  налоги, сборы и другие обязательные платежи.

К первой группе относятся  налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль  предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор, налог  на доходы граждан, плата за землю, налог  с собственников транспортных средств, налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата за специальное использование  природных ресурсов, плата за загрязнение  окружающей природной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости населения, в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины "О системе налогообложения".

Среди налогов, поступающих  в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаются непосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит от объекта налогообложения, а непрямые включаются в цену товаров и услуг. Для отдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов.

Второй составляющей налоговой  системы является система непрямого  налогообложения. В Украине применятся два вида непрямых налогов: универсальные  и специфические акцизы, а также  пошлины. С точки зрения выполнения фискальных функций они более  эффективны, чем прямые, поскольку  их база налогообложения менее чувствительна  к изменениям тенденций экономического развития страны.

Для облегчения ситуации необходимо достигнуть стабильности налогового законодательства, которое обеспечило бы: введение в  действие законодательных актов  по вопросам налогообложения не раньше чем через год с момента  их принятия; неизменность ставок льгот  и правил налогообложения в течение  минимум 3 лет с момента введения в действие актов налогового законодательства, а также налогового законодательства относительно платников, которые берут участие в целевых государственных инвестиционных программ в течении всего времени их действия.

Государство должно научиться  грамотно руководить доходами и отказаться от действующей ныне жестокой зарегулированности экономики, которая толкает предпринимателя в “тень”. Иначе говоря, необходимо достигнуть сбалансированности интересов бюджета и конкретного предпринимателя.

Для этого следует обеспечить гибкость налоговой системы, приспособить её к внешней и внутренней экономической коньюнктуре. Прежде всего, речь идёт о делегировании налоговым органам права дать отсрочки, рассрочки по оплате налогов, взимание пени, и введение штрафных санкций в зависимости от финансового положения налогоплательщика и перспектив его развития с соблюдением единого условия – в конце определённого отчётного периода налогоплательщик обязан полностью оплатить всю сумму задолженности. При такой схеме, возможно, использовать и уже опробованную систему налоговых кредитов.

Необходимо также учитывать  фактор сезонности работы плательщика  и особенности отдельных областей промышленности и сельского хозяйства.

Правительства разных государств могут быть в каких угодно отношениях, однако предприниматели стремятся и будут стремиться к сотрудничеству, если оно взаимно выгодно. В случае если в налоговом законодательстве не будет учтён этот фактор, то не только государство, а и предприниматели потеряют большие доходы.

Например. После введения Украиной налога на добавленную стоимость  на продукцию, которая импортируется, Россия ввела аналогичный налог  на товары, которые поступают с  Украины. Вследствие этого Украина  потеряла российский рынок сбыта  сахара, так как его экспорт  стал невыгодным. В настоящее время  обеими сторонами этот налог отменён.

Поэтому достижение согласованности  внутренней налоговой системы с  налоговыми системами смежных государств, которые являются основными экономическими партнёрами Украины – важный вопрос сегодняшнего дня. Создание совершенной  налоговой системы внутри одной  отдельно взятой страны не решает полностью  решение всех проблем.

Необходимо до минимума довести  негативное влияние на экономику  страны теневого бизнеса. Анализ ситуации, которая сложилась, свидетельствует  о том, что теневая деятельность причиняет убытки одинаковой мерой как государству, так и каждому легально работающему предпринимателю. Правда, риск, на который сознательно идут теневики, не всегда оправдывается прибылью, которую они получают.

Теневая экономика не безопасна  ещё и тем, что активно привлекает к своей сфере всё новых  и новых субъектов предпринимательской  деятельности. Например, коммерческие банки, к сожалению, необычайно заинтересованы в активной совместной работе с фиктивными предприятиями. Только в одном из проверенных налоговой инспекцией коммерческих банков из 1000 действующих расчетных счетов 294 использовались фиктивными предприятиями.

Главная задача, которую  ставят перед налоговой полицией, не распылять силы на нескончаемые проверки лотков и киосков, а систематически отрабатывать наиболее значительные факты  уклонения от уплаты налогов, предупреждать  массовые нарушения налогового законодательства. Можно привести только две цифры: содержание всей налоговой полицией обходится государству в 13 млн. гривен в год, тогда как за полгода  бюджет пополнился на 190 млн. гривен благодаря  действию налоговой полиции.

Понятие налоговой реформы  включает в себя не только изменение  законодательства, которое регулирует размеры и процесс сбора налогов, а и модернизацию самой налоговой  службы, приведение её в соответствие с уже существующими рыночными  нововведениями, которая могла бы на достаточном уровне обеспечивать доходы в бюджет.

Все понимают, что при  желании, за год или два нельзя создать идеальную налоговую  систему. Но сейчас, прежде всего, нужно  думать о финансовой системе переходного  периода. Налоговая система в  отрыве от экономики существовать не может. С выздоровлением экономики  будет совершенствоваться и налоговая  система. Но при этом налоги должны не сдерживать развитие экономики, а  напротив – стимулировать её.

 

 

3.2 Этапы реформирования налоговой системы

Достижение  главной цели государства - стойкого экономического роста и обеспечения  уровня социальной справедливости - возможно лишь за счет создания надежного финансовой основы, стабильного, своевременного и  полного поступления платежей в  бюджет. Реализация этого задания  связана с определением целей  налоговой политики государства, изменениями  методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут  влиять на инвестиционную, инновационную  и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование  механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Налоговая политика должна базироваться на единых принципах: налоги должны быть стабильными и не слишком обременительными, но платить их обязаны все без исключения, а налоговое законодательство должно быть понятным доступным.

Для достижения вышеуказанного в контексте  украинской современности нужно  привести систему налогообложения  в соответствие с приоритетами государственной  политики социально-экономического развития страны, внести изменения в налоговое законодательство и упростить его, изменить методы администрирования налогов на более эффективные, создать открытую и подотчетную обществу систему. Одним из приоритетов экономической политики государства в ближайшей перспективе должно быть создание благоприятных условий для легального и эффективного функционирования реального сектора экономики.

Сегодня среди общего количества налогоплательщиков есть немало таких потенциальных  плательщиков, которые, используя сложность, непонятность и непрозрачность налогового законодательства, применяют разнообразные  схемы минимизации налоговых  обязательств и уклонения от налогообложения. Теневая экономика создает реальную угрозу национальной безопасности и  демократическому развитию государства, негативно влияет на общественную жизнь - экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, отношения Украины с другими  странами мира.

Определяющим  фактором детенизации экономики страны должно стать проведение широкомасштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, упрощения системы налогообложения, усиления контроля за уровнем расходов производства, а также на минимизацию расходов на администрирование налогов. Детинизация и легализация экономических отношений будут содействовать улучшению инвестиционного климата в стране, увеличению количества рабочих мест, развитию государственного сектора экономики и, тем самым, будут обеспечивать стабильность налоговых поступлений в бюджет и усиление социального вектора экономической политики Правительства.

Реализация  налоговой политики в Украине  на современном этапе имеет исключительное значение. Во-первых, она должна обеспечить эффективное функционирование экономики  государства, создав в Украине стабильную налоговую систему, которая давала бы возможность государству получать своевременно и в полном объеме поступления  всех надлежащих платежей в бюджеты  всех уровней. Во-вторых, благодаря  реализации налоговой политики должны быть обеспечены справедливый подход ко всем категориям плательщиков налогов, уменьшение вмешательства государства  в деятельность субъектов хозяйствования и устранение всех препятствий для  развития их хозяйственной деятельности, а также создание условий для  последующей интеграции Украины  в мировое содружество.

Информация о работе Налоговая система Украины и перспективы ее развития