Налоговая система Украины и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;
2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;
3 исследовать развитие и перспективы налоговой системы Украины;
4 определить пути реформирования налоговой системы Украины.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 4
1.1 Налоги. Сущность и функции 4
1.2 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики. 7
2. Налоговая система Украины 9
2.1 Структура и виды налогов в налоговой системе Украины 9
2.2 Принципы налогообложения Украины 15
3 Перспективы развития и пути реформирования налоговой системы 21
3.1 Перспективы развития налоговой системы 21
3.2 Этапы реформирования налоговой системы 23
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_5семестр.docx

— 77.79 Кб (Скачать файл)

прогрессивные налоги –  это налоги, ставки которых растут по мере увеличения суммы дохода;

регрессивные налоги –  при этих налогах процент изъятия  дохода уменьшается при возрастании  самого дохода.

по отношению к субъекту налогообложения:

налоги с юридических  лиц;

налоги с физических лиц;

смешанные – налоги, предполагающие в качестве субъекта налогообложения  и юридических и физических лиц.

в зависимости от объекта  обложения:

прямые – налоги, устанавливаемые  на доходы и имущество юридических  и физических лиц, которые непосредственно  осуществляют их уплату. Они, в свою очередь, подразделяются на:

а) личные – налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости  от полученного им дохода учитывающие  платежеспособность плательщика;

б) реальные (от англ. real – имущество) – налоги, уплачиваемые с имущества. В их основе лежит не реальный, а предполагаемый средний доход.

косвенные (налоги на потребление) – налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в  тариф. При косвенном налогообложении  формальным плательщиком является продавец товара, а реальным – потребитель  товара.

в зависимости от характера  использования:

общие – налоги, предназначенные  для финансирования текущих и  капитальных расходов государственного и местных бюджетов, без конкретизации  мероприятий или затрат (фактически это и есть действительные налоги);

специальные (или целевые) – налоги, имеющие целевое назначение и зачисляемые во внебюджетные целевые  фонды. Фактически одним из основных признаков налогов является нецелевой  характер, однако подобные платежи  имеют ряд положительных моментов.

Содержание каждого вида налога раскрывается в его основных элементах. Элементы налога – это  определяемые законодательными актами государства принципы построения и  организации взимания налогов.

В Украине к ним относятся:

- субъект налогообложения (плательщик);

- объект налогообложения;

- единица налогообложения;

- налоговая ставка;

- источник налога;

- налоговые льготы.

Исходя из Закона Украины  “О системе налогообложения” [11], налоги выполняют следующие функции (они  являются производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в  относительно более узких рамках):

1. фискальная – важнейшая функция налогов. Ее основное назначение – наполнение доходной части бюджета для обеспечения финансирования государственных расходов. Характерным является стабильность этой функции – т.е. не просто формирование перечня поступлений в бюджет, а их механизма, действующего на постоянной основе.

2. регулирующая – своеобразное дополнение предыдущей. Затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления. Налоговое регулирование – это сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т.д. Она заключается в:

- установлении и изменении системы налогообложения;

- определении налоговых ставок и их дифференциации;

- предоставлении налоговых льгот.

Регулирующая функция  налогов в современных условиях состоит не столько в том, чтобы  максимально освободить прибыли  и доходы от налогов и создать  стимулы для активизации производственной деятельности, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами  налоговых льгот, предоставляемых  субъекту хозяйствования, и его конкретными  хозяйственными акциями.

3. распределительная – представляет своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения она очень тесно переплетается с регулирующей функцией, и в одном действии могут проявляться обе, что позволяет говорить о существовании первичного вторичного (перераспределения) распределения с помощью налогов. (Косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков другим) – акцизы.

4. стимулирующая – создает ориентиры для развития или свертывания производства и другой деятельности. Иногда ее рассматривают как подвид регулирующей функции (может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налоговой базы).

5. контрольная – реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С ее помощью оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

Указанное разграничение  функций налоговой системы, как  правило, носит условный характер, так  как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

 

2.2 Принципы налогообложения Украины

Правовой основой налоговой  системы служат Законы Украины "О  внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР "О системе  налогообложения" и "О внесении изменений и дополнений в Закон  Украины "О государственной налоговой  службе в Украине", принятые Верховным  Советом Украины. В новом Законе Украины "О системе налогообложения" предусмотрено, что при определении  налогов, сборов и обязательных платежей, а также установлении обязанностей и ответственности плетельщиков эта система строится на следующих  принципах.

Во-первых, обязательность исполнения законодательства о налогах всеми  субъектами налогообложения, что означает равно напряженность для предприятий  всех форм собственности в формировании общегосударственного и местных  бюджетов. В рамках целостности экономической  системы все хозяйственные субъекты и граждане должны находиться в примерно одинаковых налоговых условиях. Как  свидетельствует мировой опыт, отступление  от этого принципа означало бы разрушение единого рынка, нарушение нормального  перемещения финансовых и трудовых ресурсов.

Во-вторых, социальная справедливость в отношении всех субъектов налогообложения  в вопросах об источнике уплаты налогов, о трудоемкости получения доходов (прибыли), и в том числе - о предоставлении определенных льгот.

В-третьих, сочетание интересов  государства, регионов, предприятий  и граждан и обеспечение поступления  средств в бюджеты соответствующих уровней и государственные целевые фонды.

Обязанности и ответственность  в системе налогообложения обусловлены  также действием двух взаимосвязанных  принципов системы - стабильности и  гибкости. Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении нормативных ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе в отдельности обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности и т. д. В Законе Украины "О системе налогообложения" также предусматривается, что ставки налогов и размер других обязательных платежей не должны меняться на протяжении бюджетного года, если иное не предусмотрено 3законодательством Украины. В условиях рынка такая стабильность требуется на более длительное время.

В целях стабилизации налоговых  отношений установлено, что закон, предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных платежей, обратной силы не имеет (за исключением  случаев, когда он улучшает положение  лица или снимает с него ответственность). Никто не может нести ответственность  за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением.

Под гибкостью налогового законодательства понимается способность  налоговой системы быстро перестраиваться  для эффективного решения разнообразных  вопросов, возникающих в налоговой  политике государства, без нарушения  стабильности системы налогообложения. Исходя из требований налоговой политики Украины в современных условиях, в новом налоговом законодательстве государство отказалось от не оправдавших себя крайне жестких ставок налогов на предприятия, установило финансовую ответственность банков и других кредитных учреждений за нарушение законов о налогах, устранило уравниловку в применении административного штрафа к должностным лицам предприятий и гражданам, более четко регламентировало права, обязанности и ответственность государственных налоговых инспекций с учетом действующего законодательства Украины.

Принцип гибкости обеспечивается наличием комплекса налоговых льгот, устанавливающего полное или частичное  освобождение юридических или физических от обязанностей по уплате налогов  и других обязательных платежей, что, в очередь, создает предварительные условия для развития наиболее необходимых приоритетных для общества направлений деятельности субъектов хозяйствования. Гибкость налоговой системы в условиях рыночных отношений выступает необходимой предпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов в целях экономического и правового регулирования социальных процессов, стимулирования развития производства и др.

Современная налоговая система  регламентирует основные обязанности  плательщиков: вести бухгалтерский  учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной  деятельности и обеспечивать ее сохранность; в сроки, установленные законодательством, подавать в государственные налоговые  инспекции и другие государственные  органы бухгалтерскую отчетность и  другие документы и сведения, связанные  с исчислением и уплатой налогов  и других обязательных платежей; своевременно и в полном размере уплачивать налоговые суммы и осуществлять другие обязательные платежи, допускать служебных лиц налоговых инспекций для обследования помещений, которые используются с целью получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления налогов и других обязательных платежей; выполнять другие обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей.

Среди мер ответственности  в налоговом законодательстве особое место занимают санкции как эффективный  инструмент государственного экономического и административного воздействия  на плательщиков налогов и должностных  лиц, не соблюдающих действующего законодательства.

Санкции предусматривают  взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в бюджет и призваны усилить экономическую ответственность  за эффективность хозяйственной  деятельности, а также за исполнение законов о налогообложении. Наиболее существенные изменения и дополнения к законодательству, регламентирующие порядок определения размера  и применения штрафных санкций к  предприятиям, должностным лицам  и гражданам, внесены в Закон  Украины "О государственной налоговой  службе в Украине". Размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям, значительно уменьшен. До принятия нового закона финансовые санкции применялись  к предприятию в виде штрафа в  двух кратном (200 %), а при повторном  нарушении в течение года - в  десятикратном (1000 %) размере от суммы  сокрытой (заниженной) прибыли (дохода); за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с  нарушением установленного порядка, а  также за непредставление налоговой  декларации, отчетов, расчетов и других документов для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет взыскивался дополнительный штраф в размере 50 % положенной суммы  налога или других обязательных платежей. В новом законе размер основного штрафа в названных случаях сократился до 500 % (в 2 раза), в дополнительного - до 10 % (в 5 раз). Кроме того, дополнительный штраф не применяется к предприятиям за нарушения бухгалтерского учета, связанного с налогообложением) а имущественная ответственность в подобных случаях возлагается на должностных лиц предприятий, виновных в этих нарушениях. В результате усиливается персональная ответственность работников за финансовую деятельность предприятия.

Принципиальные изменения  в законодательстве объясняются  следующими основными причинами. Во-первых, ранее принятые законы о налогах  исходили из неправильной посылки о  том, что, чем выше размер штрафа, тем  больше денежных средств поступает  в бюджет, и в связи с этим главной цепью финансовых санкций  было сосредоточение на фискальной функции  налогообложения - пополнении доходной части государственного и местного бюджетов. Приведем данные о финансовых санкциях, применяемых к предприятиям по действующим законодательствам  Украины. При сокрытии (занижении) дохода (прибыли) взыскиваются вся сумма  не доплат и штраф в размере  этой суммы, при повторном нарушении - штраф в двух кратном размере  указанной суммы (ее пятикратный  размер взимается только при умышленном сокрытии доходов, установленном судом). За отсутствие учета объектов налогообложения  и за ведение такого учета с  нарушением установленного порядка, повлекшее  за собой сокрытие или занижение  дохода за проверенный период, взыскивается дополнительный штраф в размере 10 % денежной суммы налога. Как видим, по новому Закону Украины, размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям, приближается к размерам, установленным  законодательством Российской Федерации, чем намечается интеграция налоговых  систем обеих стран.

Для создания оптимальных  налогов наиболее важными являются следующие требования:

а) налоговая структура  должна способствовать использованию  налоговой политики с целью стабилизации, оздоровления и подъема экономики  страны;

б) налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного  толкования, быть понятной налогоплательщикам;

в) налоги должны по возможности  не влиять на принятие различными лицами экономических решений или такое  влияние должно быть минимальным;

г) сокращение издержек налогами на содержание администрации и соблюдение налогового законодательства;

д) использование налоговой политики для достижения социально-экономической цели необходимо свести к минимуму;

е) ставки налогов не должны превышать аналогичные ставки в  соседних странах;

ж) система налогов должна иметь минимум необоснованных льгот, быть увязанной с общей политикой  ценообразования и ростом заработной платы;

з) налоги должны предоставлять больше свободы предпринимательству, инвестициям, научно-техническому прогрессу.

Налоговая система может  преследовать различные цели, которые  не обязательно могут согласовываться  между собой. Возникают противоречия, поэтому и необходимо добиваться временного компромисса. Например, принцип  равенства налогообложения требует  усложнения административной системы  и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция  налогов может нарушить принцип  равенства и справедливости.

Информация о работе Налоговая система Украины и перспективы ее развития