Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 16:20, контрольная работа
Темой данной курсовой работы является налоговое планирование на предприятии. Тема работы выбрана неслучайно, так как изучение данного вопроса необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит проблема управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ЕГО ЭТАПЫ И МЕТОДЫ……………………...5
1.1 Принципы и методы налогового планирования…………..…………….10
1.2 Классификация налогового планирования ………………..……………15
1.3 Стадии налогового планирования …………..………………….………..17
ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………21
2.1 Учетная политика организации и ее методы ……………..…………….27
2.2 Управление налоговой нагрузкой и использование налоговых льгот...31
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП «ПЕТРОВ М.Ю.» ………………………………………….36
3.1 Внешнее и внутреннее налоговое планирование ………………………36
3.2.Анализ применения общей и упрощенной системы налогообложения на примере данного предприятия …………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
Формами налогового планирования целесообразно считать:
- внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта;
- внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.
1.3 Стадии налогового планирования.
В экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов налогового планирования.31
Четыре этапа налогового планирования выделяются: Н.В. Миляков32, Н. А. Папанова33, О. А. Фомина34; И. Кокорев предлагает их при рассмотрении международного налогового планирования35. Действительно, целесообразно говорить о стадиях налогового планирования, в качестве которых на практике выделяют 4 основные стадии.
В широком понимании налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта, согласно И. М. Александрову, можно подразделить на четыре этапа.36
На первом этапе решается задача о выгодном с налоговой точки зрения расположении, как самого предприятия, так и его структурных подразделений (регионы, свободные экономические и оффшорные зоны). Различия в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой ответственности». Например, если создать компанию по законам Великобритании и в самой Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а само руководство расположить в США главным критерием считается место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании. Тогда ни в одной из стран компания не попадет под режим неограниченной налоговой ответственности. Но считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, фирма будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран, а если их нет, то налогообложение будет нулевым и следовательно, нет необходимости использовать оффшорную зону.37
На практике возможно использование двустороннего и многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. В частности, существует налоговое соглашение, заключенное между Нидерландами и Антильскими островами, которое получило в международной практике наименование «Голландский сэндвич».38
На втором этапе решается задача выбора предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы. Например, предприятие осуществляет торговую деятельность, реализуя продукты или медицинские товары. Согласно налоговому законодательству, в сфере торговли медицинскими товарами имеется значительное количество льгот в сравнении с торговлей продуктами. Еще большее количество льгот имеется, если предприятие зарегистрировано в оффшорной зоне.
В российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставный капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным -- создает дополнительные возможности для налогового планирования.39
На третьем этапе налогового планирования изучается возможность максимально полного и правильного использования льготного налогообложения, снижения объемов налоговых платежей с учетом возможности заключения выгодных сделок, наличия финансовых и трудовых ресурсов, знания налогового законодательства и других условий.
На четвертом этапе учитывается при налоговом планировании рациональное размещение финансовых средств и активов предприятия с учетом знания рынка.
На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.
В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования. На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.40
В зависимости от длительности периода и решаемых задач налоговое планирование можно подразделить на тактическое и стратегическое. Тактическое налоговое планирование призвано решать задачи третьего этапа, имеющие текущий характер. Стратегическое планирование определяет долговременный курс предприятия в области легального снижения налоговых расходов на основе глубокого знания налогового законодательства и предусматривает решение задач, которые поставлены на первом, втором и третьем этапах налогового планирования.41
Все перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.42
Налоговое планирование нужно отличать от уклонения от уплаты налогов. Основной критерий отличия - законность действий. Уклонение от уплаты налогов - это уменьшение налоговых обязательств незаконными средствами. В РФ понятие уклонения от уплаты налогов имеет определение в Уголовном кодексе (ст.198 и 199 УК РФ предусматривают Уголовную ответственность за «уклонение от уплаты налога»).43
Налоговое планирование необходимо осуществлять наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления организацией, ибо уменьшение налогового изъятия должно отвечать стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта. Ошибочно думать, что цель налогового планирования - абсолютная минимизация налоговых обязательств, избежание налогов. Налоговое планирование - это комплекс плановых действий, направленных на повышение финансовых ресурсов организации в соответствии со стратегией её развития. Поддержание оптимального соотношения между величиной налоговых платежей и размерами остающейся в распоряжении предприятия прибыли для осуществления его финансовой, инвестиционной политики - одно из основных правил налогового планирования44 (что и предусматривает налоговая оптимизация).
Налоговая оптимизация - это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов.
Налоговое планирование подразумевает оптимизацию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.45
Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией, но оптимизация это понятие более широкое оно включает в себя помимо минимизации (легального сокращения уплаты налогов) и финансовые последствия минимизации для предприятия.
Самый надежный способ оптимизировать налоги - это оптимизировать всю деятельность предприятия таким образом, чтобы она осуществлялась наиболее эффективным способом. Поскольку управление деятельностью предприятия, непосредственно связанной с прибылью (убытками) осуществляется финансовым менеджером, то к его компетенции относится и решение всех вопросов по оптимизации налогов как одному из методов повышения эффективности производства. Таким образом, налоговый менеджмент как управление налоговыми платежами с целью их оптимизации является неотъемлемой частью финансового менеджмента.46
Законная оптимизация заключается, прежде всего, в уменьшении размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. В эту категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев - и санкций.
Оптимизация налогообложения предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи. Освобожденные средства вы сможете инвестировать в развитие своего бизнеса.47
Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц. Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков. 48
Существует ряд принципов оптимизации налогообложения:49
1. Принцип адекватности затрат
Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов.
Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50-90% от размера уменьшаемых налогов. Другими словами, если, например, стоимость конвертации превышает 15%, то многие предприниматели предпочтут заплатить НДС, как цену за собственное спокойствие. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что зарегистрировать любое хозяйственное общество гораздо "проще", чем его ликвидировать.
2. Принцип юридического соответствия
Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства.
Этот принцип иногда еще называют тактикой "наименьшего сопротивления". Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам и т. д. Что же касается вопросов, неурегулированных законами ("пробелов"), то в один прекрасный день такие пропуски могут быть "заполнены" законодателем и не всегда так, как хотелось бы предпринимателям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа 1.
3. Принцип конфиденциальности
Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен.
На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.).
4. Принцип подконтрольности
Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.
Соблюдение принципа конфиденциальности "таит" в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Так, например, если предприниматель с целью пополнения собственных оборотных средств вносит денежные средства (в виде займа или увеличения уставного фонда) через "доверенное" лицо, то однажды он может получить требование о возврате своих "кровных". Избежать такой ситуации можно, оформив заблаговременно в единственном экземпляре документы, подтверждающие возврат полученной суммы и т. д.
Одной из особенностей большинства структур по оптимизации налогов является не формальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Так, например, в официальном соглашении могут быть указаны определенные финансовые санкции, применение которых будет происходить в случае неподписания формального акта выполненных работ или при отсутствии документов о приемке товаров и т. д. То же самое может быть использовано и при заключении трудовых соглашений с оформлением различных подписок о неразглашении и пр. Целесообразно также некоторые договора и другие юридические документы оформлять в единственном экземпляре.