Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 16:20, контрольная работа
Темой данной курсовой работы является налоговое планирование на предприятии. Тема работы выбрана неслучайно, так как изучение данного вопроса необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит проблема управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ЕГО ЭТАПЫ И МЕТОДЫ……………………...5
1.1 Принципы и методы налогового планирования…………..…………….10
1.2 Классификация налогового планирования ………………..……………15
1.3 Стадии налогового планирования …………..………………….………..17
ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………21
2.1 Учетная политика организации и ее методы ……………..…………….27
2.2 Управление налоговой нагрузкой и использование налоговых льгот...31
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП «ПЕТРОВ М.Ю.» ………………………………………….36
3.1 Внешнее и внутреннее налоговое планирование ………………………36
3.2.Анализ применения общей и упрощенной системы налогообложения на примере данного предприятия …………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………
Наиболее "тонким" остается момент рационального соотношения в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.
5. Принцип допустимого сочетания формы и содержания
Если действительность немного приукрашивается, то делать это желательно без элементов абсурдизма.
Известны случаи, когда предприятия, не имеющие на балансе или в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, "умудрялись" оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует "порядок расчетов" и прочие условия.
Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от "недобросовестных" участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для "отражения" возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.
6. Принцип нейтралитета
Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов.
Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.
7. Принцип диверсификации
Не следует все яйца хранить в одной корзине.
Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства.
8. Принцип автономности
Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников.
На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов. 50
Этапы оптимизации налогообложения обычно включают в себя:51
1. Анализ текущих налоговых рисков или системных ошибок в налоговом учете, проверку документооборота и обеспечение требуемого качества первичных документов. Для этого производится налоговый и юридический аудит.
2. Разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики (оптимизация налогообложения). В некоторых случаях требуется лишь изменение налоговой политики компании.
3. Разработка механизмов оптимизации, регулирующих размеры уплаты налогов для созданной модели.
2.1 Учетная политика организации и её методы.
Текущее налоговое планирование состоит в разработке учетной и договорной политики, а также в планировании хозяйствующими субъектами отдельных налогов.
Ведение учетной политики ставит перед бухгалтерами и финансистами ряд сложных проблем не только в области формирования бухгалтерских показателей, но и по учету налоговых последствий принимаемых предпринимательских решений.
В приказе Минфина России от 6.10.2008 г. № 10бн «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/08» под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета -- первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.52
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
По конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета либо осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ; либо организация при формировании учетной политики сама осуществляет разработку соответствующего способа, исходя из существующих положений по бухгалтерскому учету, а также других законодательно-нормативных актов.53
При формировании учетной политики изначально предполагается, что:54
* активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
* организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
* принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
* факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Основными факторами, влияющими на выбор и обоснование учетной политики, являются следующие:55
* организационно-правовая форма собственности (ООО, ЗАО, ОАО, ГУП, производственный кооператив и т. д.);
* отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность, услуги и т. д.);
* масштабы деятельности, (объем продаж, среднесписочная численность работающих и т. п.);
* соотношение с системой налогообложения (освобождение от различных налогов, ставки, льготы и освобождения);
* возможность принятия самостоятельных решений в вопросах ценообразования либо ее отсутствие из-за антимонопольного регулирования и из-за регулирования цен в естественных монополиях (связи, газа, электроэнергии), регулирования цен на социально значимые товары;
* система информационного обеспечения деятельности предприятия;
* наличие необходимой базы данных;
* наличие определенного квалификационного уровня персонала и действующей системы его материальной заинтересованности в эффективной хозяйственной деятельности предприятия и ответственности за выполняемые функции;
* цели и задачи экономического развития предприятия на перспективу;
* внешние факторы (наличие или отсутствие инфляционных процессов, сезонных факторов, конкуренции, состояние рынка, нормы гражданского и налогового законодательства, макроэкономическая ситуация и т. д.).
Комплексное управление активами предприятия осуществляется, в том числе и на основе выбора методики бухгалтерского учета (учетной политики), позволяющей оптимизировать финансовые текущие потребности предприятия; ускорять оборачиваемость оборотных средств. Обоснованный выбор учетной политики позволяет организации законным путем оптимизировать налоговые платежи.
В ст. 167 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2001 г., впервые появился термин «Учетная политика для целей налогообложения», используемый для определения даты реализации товаров (работ, услуг) при исчислении НДС. С 1 января 2002 г. введена в действие гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Двадцать одна статья гл. 25 НК РФ (ст. 313-333 НК РФ) непосредственно посвящены налоговому учету, причем ст. 313 предписывает устанавливать порядок ведения налогового учета в учетной политике для целей налогообложения.56
Таким образом, в настоящее время существует учетная политика двух видов:57
* для целей ведения бухгалтерского учета;
* для целей налогообложения.
Определение налоговой учетной политики в НК РФ отсутствует, поэтому по аналогии с определением бухгалтерской учетной политики ее можно определить как совокупность способов ведения налогового учета.
На финансовые показатели воздействуют следующие основные элементы учетной политики:58
* способ начисления амортизации;
* способ оценки запасов материальных ресурсов;
* способ оценки незавершенного производства;
* способ оценки остатков готовой продукции;
* создание резервных фондов.
Таким образом, зависимость финансовых показателей и учетной политики проявляется через методы оценки отдельных видов имущества и обязательств.
Формирование оптимальной учетной политики для целей налогообложения является основным элементом налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, обеспечивая рост собственного капитала, улучшение использования внеоборотных и оборотных активов.59
2.2 Управление налоговой нагрузкой и использование налоговых льгот.
Учитывая сущность налогов, которая заключается в изъятии государством на общественные цели определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса, можно однозначно утверждать, что эффективное управление налогами является важнейшей функцией управления каждой заинтересованной стороны: хозяйствующих субъектов и государства.
Для хозяйствующих субъектов целью любой предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, размер которой зависит от издержек производства, а также от величины изъятых налогов. Поэтому налоги рассматривают как отрицательный фактор, как издержки. Налоговое планирование обусловлено стремлением организаций обеспечить собственную конкурентоспособность. Для получения желательных результатов по минимизации такого рода издержек данным процессом необходимо управлять.60
Неотъемлемой составной частью процесса управления является этап планирования.
Планирование отдельных налогов осуществляется по различным элементам налогов: объекту налогообложения, налоговой базе, налоговому периоду, налоговой ставке, порядку исчисления и сроку уплаты конкретного налога. Наибольшее значение принадлежит на этом этапе налогового планирования, помимо оценки влияния отдельных элементов учетной и договорной политики на налоги также использованию льгот и освобождений от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов.61
Налог на прибыль. Оптимизация налога на прибыль является важнейшим моментом принятия предпринимательских решений, так как данный налог оказывает непосредственное воздействие на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта, исходя из принятой им экономической стратегии. Занимаясь оптимизацией налога на прибыль, целесообразно исходить из общей стратегии фирмы, ориентированной на удовлетворение интересов собственников как путем максимизации чистой прибыли, так и другими путями, всесторонне оценивая влияние изменений суммы налога на прибыль и соответственно суммы чистой прибыли на величину показателей эффективности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.62
НДС. Занимаясь налоговым планированием налога на добавленную стоимость хозяйствующим субъектам целесообразно рассмотреть возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. 63
Хозяйствующим субъектам, являющимся конечными звеньями в цепочке производства и реализации товаров, работ и услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, занимаясь налоговым планированием налога на добавленную стоимость, целесообразно рассмотреть возможность осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).64
Необходимо отметить, что в результате одностороннего подхода к минимизации НДС (например, по использованию операций, не подлежащих налогообложению, согласно ст. 149 Налогового кодекса, или освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС) предприятие, осуществляющее последующую реализацию своей продукции, получает мнимую льготу для целей налогообложения. Например, организация, имеющая освобождение от НДС, все суммы НДС, уплачиваемые своим поставщикам, относит на расходы, в то время как реализация продукции данной компании осуществляется без предъявления НДС покупателям. При этом эти покупатели, оплачивая товары, работы, услуги, не имеют права на налоговый вычет соответствующей суммы НДС.65
При налоговом планировании налога на добавленную стоимость необходимо учитывать, что налогообложение ряда товаров производится по налоговой ставке 10% и по ставке 0%. Для налогового планирования необходимо четко соблюдать порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по ставке 0%.