Налоговые доходы бюджета, их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Основным доходным источником являются налоги. Приоритетность данного источника обусловлена тем, что налоговые доходы обеспечивают стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. Доля неналоговых доходов составляет всего несколько процентов от общего объема доходов федерального бюджета. Учитывая долю налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, грамотная налоговая политика государства во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая способствует экономическому росту.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговых доходов и их значение 5
1.1. Понятие и виды налоговых доходов 5
1.2. Значение налоговых доходов 8
Глава 2. Анализ налоговых доходов бюджетов Российской Федерации 11
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета 11
2.2. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов 17
Глава 3. Проблемы и прогнозы поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации 23
3.1.Проблемы поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации 23
3.2. Пути оптимизации поступления налоговых доходов в бюджет Российской федерации 25
3.3 Прогноз налоговых поступлений в федеральный бюджет 28
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая( послед).doc

— 739.50 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Финансово-экономический  факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  курсу «Финансы»

на  тему:

«Налоговые  доходы бюджета, их значение»

 

 

Выполнила:

студентка группы ФО-305

Айзатуллина Р.И.

 

Научный руководитель:

Палагута И.А

 

 

 

Москва 2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трудно переоценить  значение бюджета в жизни общества и государства. Бюджет каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации состоит из доходов и расходов. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Состав доходов  бюджета определяется в соответствии со ст. 41 БК РФ, согласно которой к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Основным доходным источником являются налоги. Приоритетность данного источника обусловлена  тем, что налоговые доходы обеспечивают стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. Доля неналоговых доходов составляет всего несколько процентов от общего объема доходов федерального бюджета. Учитывая долю налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, грамотная налоговая политика государства во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая способствует экономическому росту.

Таким образом, на современном этапе формирования финансовой системы Российского государства, отличающейся от советской развитыми рыночными отношениями, возникает необходимость в совершенствовании правовых механизмов, регулирующих институт государственных доходов.

Цель курсовой работы заключается в теоретическом  и практическом исследовании значения налоговых доходов в формировании бюджета России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- раскрыть понятие  и виды налоговых доходов бюджета;

- изучить значение  налоговых доходов бюджета;

- провести анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации;

- исследовать  проблемы поступления налоговых  доходов в бюджеты РФ;

- рассмотреть  пути оптимизации поступления налоговых доходов в бюджеты РФ;

-  привести данные о доходе федерального бюджета от налоговых поступлений.

Научно-теоретической  основой курсовой работы послужили  труды по теории налогообложения, налоговому и бюджетному праву.

Нормативно-правовую основу данной работы составили Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о бюджете РФ и другие нормативно-правовые источники.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты налоговых доходов и их значение

1.1.  Понятие и виды налоговых доходов

 

Доходы государства  являются его неотъемлемым финансовым институтом. Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая через специальные финансовые механизмы (источники доходов) в собственность и распоряжение государства с целью создания фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов [4].

Наибольшим  источником средств государственных  и местных бюджетов в Российской Федерации являются налоговые доходы, составляющие около 90% государственных централизованных финансов [7].

Налоги — одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношение государства и налогоплательщиков. Являясь обязательными платежами в государственную казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии и взаимосвязи с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития [8].

Основоположник  научной теории налогообложения  А. Смит определял налог как один из способов, посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании государственных доходов, необходимых для покрытия издержек, обусловленных задачами государства. А. Смит считал, что существуют три источника богатства: земля, труд и капитал, отсюда и разные формы обложения в зависимости от разнообразия источников дохода. Он признавал, что налог есть необходимость, обусловленная существованием государства [3].

На сегодняшний  день под  налогами понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [4].

Важно так же понимать значение понятия налоговых  сборов. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из главных условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, организациями местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [4].

Таким образом, воззрения на налоги постепенно выстраивались  в логическую систему налогообложения, определяя общественное назначение налогов как необходимое условие функционирования государства.

В состав налоговых доходов бюджета РФ включены [2]:

а) федеральные  налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные в ст. 13 НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

б) региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные ст. 14 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым  кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях субъектов Российской Федерации (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог);

в) местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные  ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях муниципальных образований (земельный налог и налог на имущество физических лиц);

г) налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами (например, единый сельскохозяйственный налог);

д) пени и штрафы. Пеней, относимой к налоговым  доходам, согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Штрафы применяются в виде денежных взысканий в размерах, которые также установлены в законодательстве о налогах и сборах.

В основе выделения  налоговых видов доходов бюджетов лежит налоговый метод образования публичных доходов, опирающийся на обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

1.2. Значение налоговых доходов

 

Первостепенная  роль в консолидации финансовых ресурсов страны, создаваемых в различных  институциональных сегментах экономической системы, для использования на нужды государства принадлежит государственному бюджету [5].

Финансовые  ресурсы страны представляют собой  разные институциональные потоки - государственные финансы, корпоративные  финансы и финансы домашних хозяйств. Эти институциональные финансовые потоки не разделены между собой непроницаемой стеной. Они постоянно соприкасаются и перетекают друг в друга. Инструментами, обеспечивающими эти соприкосновения, пересечения и перетекания являются налоговая и таможенная системы, формирование акционерного капитала, торговля, банковская система, конечно, перераспределительная бюджетная система [13].

Вместе с  тем при всей тесноте каждый из сегментов финансовых ресурсов страны в своем функционировании подчиняется  достижению интересов того институционального сектора, которому они принадлежат. Цель государственных финансов - обслуживать и обеспечивать финансовыми ресурсами реализацию государственной экономической политики и выполнение государством своих функций [3]. Корпоративные финансы нацелены в конечном счете на получение максимальной прибыли. И любые призывы к предпринимателю работать во благо страны здесь излишни. Он готов работать на благо страны, но только если это приносит прибыль. Задача финансов домашних хозяйств - получить максимальный доход от работодателя (государства или предприятия) [14].

Главным инструментом консолидации финансовых ресурсов страны на решение общегосударственных  проблем и достижение национальных интересов страны в руках государства  является государственный бюджет. С формированием в России рыночной экономики государственный бюджет стал, по сути, единственным документом, используемым государством в качестве инструмента реализации своей экономической политики, и гарантом выполнения им своих государственных функций [9].

Государственный консолидированный бюджет в достаточной  мере консолидирует финансовые ресурсы, но в преобладающей мере за счет корпоративных финансов [19].

Меры по усилению степени консолидации финансовых ресурсов страны в государственном бюджете  должны учитывать интересы всех институциональных секторов, не быть обременительными ни для корпоративных финансов, ни для финансов домашних хозяйств.

Вместе с  тем задача консолидации финансовых ресурсов страны в государственном  бюджете не является самодостаточной задачей. Она решается ради другой значительно более важной задачи перераспределения этих ресурсов на реализацию социально-экономической стратегии государства и обеспечения выполнения им своих функций [7].

Государственный бюджет является главным системным и интегратором финансов страны. Именно в бюджете стратегические цели развития получают ранг национальных интересов, к важнейшим из которых относятся [11]:

- поддержание  высоких темпов развития;

- рост денежных  доходов населения;

- преодоление  разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными;

- существенное  повышение инновационной активности;

- решение демографических  проблем и др.

Одной из важнейших  задач консолидации финансов страны является максимально возможная  переориентация финансово-ресурсных  потоков на общегосударственные цели. Конечно, речь в данном случае идет не о том, чтобы убедить или административно заставить представителя корпоративных финансов или домашних хозяйств направлять средства труда, где бы они работали на государственный интерес, а о создании четко функционирующей системы регулирования потоков финансовых ресурсов. Эту роль и выполняет бюджетная система. Она, с одной стороны, не должна быть излишне обременительной для корпоративных финансов и домашних хозяйств, а с другой - должна быть достаточно эффективной для мобилизации этих финансов на решение общегосударственных задач [16].

В конечном счете  подавляющая часть денежных ресурсов страны создается в корпоративном  секторе, в предпринимательстве, там, где производятся товары и услуги. Эти корпоративные финансовые ресурсы распадаются на зарплату работникам, налоговые и прочие сборы для государственного бюджета, личные доходы предпринимателей, затрачиваемые на их потребление, и их сбережения. Зарплата работников также распадается на налоги, на их личное потребление и их сбережения. С личных доходов предпринимателей также берутся налоги. Государство из доходов бюджета также платит зарплату бюджетникам, с которой тоже берутся налоги. В товарах и услугах, оплаченных физическими лицами, содержатся некоторые налоги, которые косвенно оплачиваются не только предпринимательскими структурами, но и населением. Идет определенная накладка одних налогов на другие [10].

Информация о работе Налоговые доходы бюджета, их значение