Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 04:05, курсовая работа
Основным доходным источником являются налоги. Приоритетность данного источника обусловлена тем, что налоговые доходы обеспечивают стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. Доля неналоговых доходов составляет всего несколько процентов от общего объема доходов федерального бюджета. Учитывая долю налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, грамотная налоговая политика государства во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая способствует экономическому росту.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговых доходов и их значение 5
1.1. Понятие и виды налоговых доходов 5
1.2. Значение налоговых доходов 8
Глава 2. Анализ налоговых доходов бюджетов Российской Федерации 11
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета 11
2.2. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов 17
Глава 3. Проблемы и прогнозы поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации 23
3.1.Проблемы поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации 23
3.2. Пути оптимизации поступления налоговых доходов в бюджет Российской федерации 25
3.3 Прогноз налоговых поступлений в федеральный бюджет 28
Заключение 35
Список литературы 38
Итак, прямой поток денежных ресурсов из корпоративного предпринимательского сектора в государственный бюджет идет при помощи налогов и сборов. Конечно, задачей финансовых органов является, прежде всего, сделать этот поток наиболее "полноводным" с тем, чтобы максимальный объем средств консолидировался в бюджете. Однако это далеко не единственная задача, и она имела бы весьма негативные последствия, если бы стала основной.
Рассмотрим состав налоговых доходов федерального бюджета. В федеральный бюджет в соответствии со ст. 50 БК РФ зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами [1]:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль
организаций при выполнении соглашений
о разделе продукции, заключенных
до вступления в силу Федерального
закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О
соглашениях о разделе
налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу
полезных ископаемых (за исключением
полезных ископаемых в виде углеводородного
сырья, природных алмазов и
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
водного налога - по нормативу 100 процентов;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) - по нормативу 100 процентов.
Таким образом, в доход федерального бюджета зачисляются поступления от следующих видов федеральных налогов (сборов) и одного вида специального налогового режима: 1) налог на прибыль организаций; 2) налог на добавленную стоимость (НДС); 3) акцизы; 4) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); 5) водный налог; 6) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов; 7) государственная пошлина; 8) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).
К специальным налоговым режимам так же относятся [2]:
1) система налогообложения
для сельскохозяйственных
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Для того чтобы проанализировать структуру налоговых доходов федерального бюджета, целесообразно рассмотреть официальные данные Федеральной налоговой службы России за 2010-2011 годы.
Общий доход федерального бюджета в 2011 году составили 11 366,0
млрд. руб. [23]. Налоговые доходы составили 9720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году - 7696 млрд.руб. [22].
Формирование всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.
Рисунок 1
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2010-2011гг.
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году.
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7 дол. в декабре 2009 года –ноябре 2010 года до 108,0 дол. в декабре 2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%).
Анализ структуры
налоговых доходов федерального
бюджета позволяет сделать
Так же очевидно, что значительный доход в федеральный бюджет дают поступления от НДС, например, в 2010 году они составляют около 41% от общего объема доходов федерального бюджета. Названные цифры являются весьма внушительными [22].
Необходимо также обратить особое внимание на то, что НДС является косвенным налогом, следовательно, значительная часть российского бюджета в отличие от европейских стран формируется именно за счет косвенного, а не прямого налогообложения, то есть за счет оборота (реализации) товаров, работ, услуг, а не за счет роста прибыли организаций и доходов физических лиц [20].
Вопросу исчисления и взимания НДС всегда уделялось повышенное внимание в процессе выработки налоговой политики государства. При начале налоговой реформы этот налог являлся основным и наиболее стабильным источником поступлений федерального бюджета, в связи с чем было признано, что любые резкие изменения в НДС вряд ли будут оправданы, поэтому из серьезных нововведений ограничились только приближением российского НДС к международным стандартам. В рамках этой задачи модернизация НДС была проведена по следующим направлениям: введение понятий места реализации товаров и услуг, нулевой ставки, прочих технических понятий; введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС; переход к взиманию НДС на основании единой налоговой ставки; переход к заявительному порядку возмещения НДС и единой декларации по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов; детальная регламентация в налоговом законодательстве порядка возмещения НДС и т.д [10].
Вместе с тем существующие в настоящее время проблемы с администрированием НДС во многом связаны не с проблемами налогового законодательства, а с необходимостью совершенствования методов налогового администрирования. Поскольку НДС один из главных источников доходов федерального бюджета, то проблемы с его администрированием чрезвычайно чувствительны как для государства, так и для налогоплательщиков [20].
Система межбюджетных
отношений внутри субъектов РФ основана
на распределении бюджетных
Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта РФ [19].
В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов [1]:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу
полезных ископаемых (за исключением
полезных ископаемых в виде углеводородного
сырья, природных алмазов и
налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
налога, взимаемого
в связи с применением
налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;