Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 04:05, курсовая работа
Основным доходным источником являются налоги. Приоритетность данного источника обусловлена тем, что налоговые доходы обеспечивают стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. Доля неналоговых доходов составляет всего несколько процентов от общего объема доходов федерального бюджета. Учитывая долю налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, грамотная налоговая политика государства во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая способствует экономическому росту.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговых доходов и их значение 5
1.1. Понятие и виды налоговых доходов 5
1.2. Значение налоговых доходов 8
Глава 2. Анализ налоговых доходов бюджетов Российской Федерации 11
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета 11
2.2. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов 17
Глава 3. Проблемы и прогнозы поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации 23
3.1.Проблемы поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации 23
3.2. Пути оптимизации поступления налоговых доходов в бюджет Российской федерации 25
3.3 Прогноз налоговых поступлений в федеральный бюджет 28
Заключение 35
Список литературы 38
минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов [19].
Подлежат зачислению доходы от следующих местных налогов[1]:
земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;
налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.
А так же налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов;
налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30 процентов;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;
единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35 процентов;
единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 70 процентов;
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов;
государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.
Законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия) могут быть установлены [17]:
- единые для
всех поселений субъекта РФ
нормативы отчислений в
- единые для
всех муниципальных районов
В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году.
Рисунок 2
Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010-2011 гг.
Имущественных налогов в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году.
Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.
Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.
Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.
Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.
Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9% [22].
Анализ структуры
доходов консолидированных
Номинальная налоговая нагрузка на бизнес в России составляет 35% ВВП. При этом самая высокая налоговая нагрузка на нефтяную отрасль - 62% от выручки компаний, в газовой отрасли этот показатель равен 39%, а в остальных секторах - около 29% [23].
Чиновники не первый раз объявляют о планах существенного снижения налоговой нагрузки. За прошедшее время правительство сделало несколько важных шагов в этом направлении. Сначала до 13% был снижен подоходный налог, одновременно была введена плоская шкала для его расчета, затем с 20% до 18% был уменьшен НДС и отменен налог с продаж.
Мировая практика показывает, что оптимальный уровень изъятия денег в бюджет - 30% от ВВП. Россия сейчас изымает приблизительно 35%. Исходя из этих показателей необходимо продолжать сокращать долю налоговых поступлений к ВВП [18].
Обеспечение экономической и, в частности, бюджетной безопасности России и ее регионов правомерно связывается с уровнем собираемости налогов, так как чем выше собираемость налогов, тем эффективнее налоговая система страны.
Согласно оценке уровня собираемости налогов в России, определяемой в виде отношения реального объема налоговых поступлений в бюджет страны к рациональному объему, в стране наблюдается недобор налоговых сборов, который следует повысить примерно на 30 процентов [21].
Поэтому следует повышать
Имеется реальная возможность приближения уровня сбора налогов к рациональному посредством устранения множества необоснованных льгот, повышения качества системы управления налогами, учета и контроля. Одной из серьезных проблем в системе налоговых льгот являются их недостаточная обоснованность и наличие у налогоплательщиков возможностей манипулировать льготами для снижения налогов. Предоставление льгот должно быть увязано с системой государственных приоритетов.
Отмена льгот для некоторых категорий налогоплательщиков, должна производиться постепенно[20].
Необходимо увеличить поступления налогов на землю, имущество, природные богатства (рентных платежей) как от юридических, так и от физических лиц. Следует стремиться к укреплению налоговой дисциплины. В качестве меры борьбы с теневыми оборотами необходимо ужесточение ценового контроля сделок. Для этого нужно регулярно публиковать данные о рыночных ценах, особенно для экспортных сделок, и использовать эти данные для расчета налоговых обязательств. Исполнение требований налогового законодательства о ценовом контроле налогообложения в настоящее время усложнено необходимостью учитывать влияние на уровень цен многочисленных рыночных факторов. Опыт применения методов ценового контроля в 90-х годах показывает, что эта работа не всегда была целесообразной, а в отдельных случаях вступала в противоречие с принципами хозяйственных отношений в рыночной экономике. Для эффективного применения контроля за уровнем цен необходимо детальное обоснование методов ценового контроля и способов пересчета показателей для целей налогообложения [18].
Фактическую собираемость налогов можно повысить посредством совершенствования налогового администрирования. Налоговое администрирование должно обеспечивать максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат на их сбор.
Необходимо создавать на всех уровнях управления организационных структур по работе с налогоплательщиками, что позволит предоставлять услуги, основанные на унифицированной методологии, расширить их спектр и повысить качество на всей территории России [10].
Значительная часть высокого бремени налогообложения российских товаропроизводителей, предпринимателей проистекает не от высоких налоговых ставок, а от поборов со стороны государственных и муниципальных служб, чиновников.
Это
своеобразные «налоги», порождаемые
коррумпированностью аппарата управления,
слабым действием закона, вносимые
не в государственный и
Главной задачей оптимизации поступлений налоговых доходов должно быть создание условий для максимального формирования этих денежных ресурсов в корпоративном секторе. Чем больше там будет создано денежных ресурсов, тем "полноводнее" будут все их последующие потоки. Это может быть достигнуто путем налаживания такой системы налогов, таможенных сборов, акцизов и т.д., которая обеспечивала бы достаточную консолидацию средств в бюджете, не угнетая производство. Эти проблемы реализуются в бюджетной политике страны [19].
Бюджетная политика - одна из важнейших сфер единой экономической экономики. Она тесно связана и взаимодействует с макроэкономической, структурной, налоговой, денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.
Бюджетная политика встроена в рыночную систему, поскольку она формируется с учетом рыночных цен, доходности, финансового и налогового потенциала субъектов рыночного хозяйства, а с другой стороны, бюджет - активный инструмент воздействия на участников рынка, поскольку налоги и бюджетные расходы оказывают существенное влияние не только на состояние финансовых рынков, но и на структуру и пропорции рынков товаров и услуг и в целом на баланс спроса и предложения. Влияя на предложение денег и спрос на них, бюджетная политика воздействует на динамику и уровень цен, параметры денежно-кредитной системы и темпы инфляции [19].
Дискуссии о приоритетах того или иного сегмента единой экономической политики служат интеллектуальной основой для выработки действенных практических мер в области экономики, финансов и социальной жизни общества. На разных этапах развития экономики приоритет отдается либо фискальной (бюджетно-налоговой), либо монетаристской (денежно-кредитной) политике. Во множестве видов экономической политики очень важно "прислушиваться" к тенденциям и реалиям рыночного развития и вместе с тем не потерять единство целей и задач развития, использовать возможности каждого из видов экономической политики, их скоординированное действие в направлении достижения высокого уровня общественного благосостояния. Все перечисленные виды экономической политики должны ставить задачу по стабилизации экономики в целом, включая устойчивые темпы роста ВВП, повышения занятости и повышения конкурентоспособности российской экономики [18].
Анализ поступления налоговых доходов свидетельствует о неблагополучии прежде всего в секторах производства товаров и услуг, существенных диспропорциях в разных сегментах реального сектора, вплоть до возникновения дефицита электроэнергии, строительных материалов, жилья и т.д. Общероссийский единый рынок товаров и услуг с учетом огромных масштабов рыночного пространства страны, различий в условиях производства и обращения товаров и услуг не сформировался. Огромные ценовые диспропорции существуют по взаимозаменяемым видам продукции (например, газ и уголь), по секторам экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансово-банковские услуги), по регионам страны [18].
Бюджетная политика должна учитывать реалии рыночного хозяйства и использовать императивы финансовой политики с глубоким пониманием состояния рынков товаров и услуг, включая, естественно, весь комплекс вопросов производства и обращения товаров и услуг. Это означает, что одной из главных целей экономической, в том числе бюджетной, политики является обеспечение рыночного равновесия, поддержка формирования широкой системы товарных и фондовых рынков, содействие развитию отраслей инновационной и инфраструктурной сфер, преодоление межотраслевых и межрегиональных диспропорций. В противном случае в экономике будет сохраняться высокий инфляционный потенциал [12].