Налоговые доходы бюджета, их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Основным доходным источником являются налоги. Приоритетность данного источника обусловлена тем, что налоговые доходы обеспечивают стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. Доля неналоговых доходов составляет всего несколько процентов от общего объема доходов федерального бюджета. Учитывая долю налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, грамотная налоговая политика государства во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая способствует экономическому росту.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговых доходов и их значение 5
1.1. Понятие и виды налоговых доходов 5
1.2. Значение налоговых доходов 8
Глава 2. Анализ налоговых доходов бюджетов Российской Федерации 11
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета 11
2.2. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов 17
Глава 3. Проблемы и прогнозы поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации 23
3.1.Проблемы поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации 23
3.2. Пути оптимизации поступления налоговых доходов в бюджет Российской федерации 25
3.3 Прогноз налоговых поступлений в федеральный бюджет 28
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая( послед).doc

— 739.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетная политика должна быть ориентирована не на один индикатор инфляции, а на систему индикаторов, характеризующих устойчивый экономический рост и национальную безопасность страны.

Задача роста  доходов государственного бюджета  остается наиболее важной и неотъемлемой частью построения эффективной системы бюджетных отношений. Однако она должна решаться не путем увеличения ставок налога, а путем оптимизации налоговой и таможенной систем и улучшения налогового администрирования, а проще говоря, улучшением собираемости налогов [19].

В конечном счете  эффективность государственного регулирования  потоков финансовых ресурсов заключается  именно в степени консолидации институционально различных и весьма многочисленных потоков, преследующих свои частные, в  значительной мере эгоистичные, интересы на решение общегосударственных проблем, на достижение национальных интересов страны [18].

Главным инструментом консолидации финансовых ресурсов страны на решение общегосударственных  проблем и достижение национальных интересов страны в руках государства является, как было сказано выше, государственный бюджет. С формированием в России рыночной экономики государственный бюджет стал, по сути, единственным документом, используемым государством в качестве инструмента реализации своей экономической политики, и гарантом выполнения им своих государственных функций [20].

3.3 Прогноз налоговых поступлений в федеральный бюджет

 

Для прогноза налоговых  поступлений принято рассматривать  не совокупное поступление всех налогов, а поступления по отдельным их видам. Такой подход позволяет провести не только общую оценку наполняемости бюджета, но и проанализировать эффективность работы налоговой системы, выявить проблемы, расставить приоритеты и предложить доступные пути решения. Количество информации, подлежащей обработке можно значительно снизить путем отказа от прогнозирования поступлений тех налогов, доля которых в общей их сумме невелика [20].

При расчете  объема планируемых доходов федерального бюджета учитывались положения  одобренные 7 июля 2011 года Правительством Российской Федерации основных направлений налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и, соответственно, предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в налоговое и бюджетное законодательство, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической деятельности и вступившие в силу с 1 января 2012 года, такие как [23]:

1) индексация  специфических ставок акцизов  на подакцизную продукцию, в  том числе установление ставок акцизов. Например, на табачную продукцию с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за 1 тыс. штук, (увеличение против 2011 г. на 110 руб.), с 1 января 2013 г. – 550 руб., с 1 января 2014 г. – 800 руб [2].

2) установление  ставок налога на добычу полезных  ископаемых на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, с 1 января 2012 г. в размере 509 руб. за 1 тыс. куб. м (увеличение против 2011 г. на 272 руб.), с 1 января 2013 г. – 582 руб., с 1 января 2014 г. – 622 руб.;

3) установление  норматива зачисления в доходы  федерального бюджета акцизов  на алкогольную продукцию с  объемной долей этилового спирта  свыше 9% в размере 60 процентов  (в рамках сбалансированного предложения  в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

4) зачисление  в доходы федерального бюджета  государственной пошлины за государственную  регистрацию транспортных средств  и иные юридически значимые  действия, связанные с изменениями  и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

5) снижение предельного  коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65 до 60 процентов;

6) установление  ставок вывозных таможенных пошлин  на товары, выработанные из нефти,  в размере 66% от ставок пошлин  на нефть; 

7) отмена льгот  по вывозной таможенной пошлине  для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири;

8) введение нового  порядка получения доходов от  реализации соглашения о разделе  продукции по проекту «Сахалин-2»,  причитающихся Российской Федерации  в счет регулярных платежей  за добычу полезных ископаемых (роялти).

В совокупности вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году относительно действующего законодательства на 188,9 млрд. рублей или  на 0,32% к ВВП.

 В частности  планируемое поступление налога  на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2012 год прогнозируется в сумме 371 906,9 млн. рублей (0,63% к ВВП).

В основу расчета  поступления налога на прибыль организаций  принят прогнозируемый на 2012 год объем  прибыли в целях налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных Федеральной налоговой службы о налоговой базе за 2010 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2011 году и объема прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, представленного в составе показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Общий объем  прибыли для целей налогообложения  на 2012 год прогнозируется в сумме 13 254 400,0 млн. рублей (22,59% к ВВП).

Доходы федерального бюджета от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2012 год прогнозируются в сумме 1 870 088,3 млн. рублей (3,19% к ВВП). Расчет налога осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю) и оценки налоговой базы за 2011 год.

Общая сумма  поступления акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный  бюджет на 2012 год прогнозируется в размере 348 309,2 млн. рублей (0,59% к ВВП).

Прогноз поступления  акцизов на 2012 год рассчитан исходя из прогнозируемых объемов реализации подакцизных товаров, ставок акцизов, установленных в главе 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2012 года, а также изменений бюджетного законодательства в части установления с 2012 года норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов в размере 60 процентов.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный  бюджет на 2012 год прогнозируется в  сумме 2 087 386,0 млн. рублей (3,56% к ВВП), в том числе по нефти – 1 779 651,2 млн. рублей; по газу горючему природному – 275 836,6 млн. рублей; по газовому конденсату – 11 175,9 млн. рублей; по прочим полезным ископаемым –13 465,4 млн. рублей; по нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, – 7 256,9 млн. рублей.

Расчеты поступления налога на добычу полезных ископаемых произведены на основе планируемого объема добычи полезных ископаемых, прогнозируемого уровня цен на полезные ископаемые, среднегодового курса доллара США по отношению к рублю, а также с учетом изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 1 января 2012 года.

Факторы, приводящие к увеличению поступления налога:

- повышение  ставки налога на добычу полезных  ископаемых на газ горючий  природный – на 131 929,7 млн. рублей;

- увеличение  ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 419 до 446 рублей за тонну – на 113 805,2 млн. рублей;

- рост прогнозируемых  объемов добычи нефти – на 15 475,6 млн. рублей, газа горючего  природного – на 5 711,7 млн. рублей  и нефти, добываемой на континентальном  шельфе Российской Федерации, – на 4 547,5 млн. рублей;

- увеличение  прогнозируемого курса доллара  США по отношению к рублю  – на 6 732,8 млн. рублей;

- повышение  цен на газовый конденсат –  на 2 966,6 млн. рублей.

Факторы, приводящие к уменьшению поступления налога:

- снижение мировой  цены на нефть марки «Юралс»  – на 155 997,3 млн. рублей;

- сокращение  прогнозируемых объемов добычи  прочих полезных ископаемых –  на 1 242,2 млн. рублей.

Поступление водного  налога в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 3 186,3 млн. рублей (0,005% к ВВП).

Прогноз поступления  водного налога рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2011 год, уменьшенных  на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2012 году, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

По сравнению  с уточненной оценкой поступления  водного налога за 2011 год прогнозируется снижение доходов федерального бюджета на 659,8 млн. рублей или на 17,2 процента, что обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.

Доходы федерального бюджета от поступлений сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов

Поступление сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в федеральный  бюджет на 2012 год прогнозируется в  сумме 400,0 млн. рублей, что соответствует  уточненной оценке поступления доходов  за 2011 год.

Прогноз поступления  сборов за пользование объектами  водных биологических ресурсов рассчитан  с учетом квот на добычу водных биологических  ресурсов и ставок сборов по каждому  объекту водных биологических ресурсов, установленных в главе 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Налогового кодекса Российской Федерации.

Поступление от государственной пошлины в федеральный  бюджет на 2012 год прогнозируется в  сумме 98 248,5 млн. рублей (0,17% к ВВП).

Расчет государственной  пошлины выполнен на основе оценки поступлений за 2011 год, прогнозируемых на 2012 год макроэкономических показателей, а также прогнозных данных, представленных главными администраторами доходов  федерального бюджета по закрепленным доходным источникам.

Также в расчете  учитывалось изменение бюджетного законодательства (с вступлением  в силу с 1 января 2012 г.), касающееся зачисления в доходы федерального бюджета государственной  пошлины за государственную регистрацию  транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета). Указанное изменение в законодательство приведет к увеличению доходов федерального бюджета от уплаты государственной пошлины на 34 149,7 млн. рублей [23].

Таким образом, очевидно, что наблюдается тенденция увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ на сегодняшний день, и в ближайшей перспективе. В большей степени это связано с частичным усовершенствованием налоговой системы страны. Однако принятых на данный момент мер недостаточно, поэтому требуется дальнейшее налаживание системы налоговых поступлений в бюджет РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе мы исследовали значение налоговых доходов в формировании бюджета России в теоретическом и практическом аспекте.

Первостепенная  роль в консолидации финансовых ресурсов страны, создаваемых в различных  институциональных сегментах экономической системы, для использования на нужды государства принадлежит государственному бюджету. Он является главным системным и интегратором финансов страны. В бюджете стратегические цели развития получают ранг национальных интересов, к наиболее важным из которых относятся: поддержание высоких темпов развития; рост денежных доходов населения; преодоление разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными; существенное повышение инновационной активности; решение демографических проблем и др.

 Именно налоговые доходы являются наибольшим источником средств государственных и местных бюджетов в Российской Федерации, которые составляют около 90% государственных централизованных финансов.

Налоги, являясь динамической системой, представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований

В состав налоговых  доходов бюджетов включены: федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина); региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог); местные налоги и сборы (земельный налог и налог на имущество физических лиц); налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (например, единый сельскохозяйственный налог); пени и штрафы.

Поступления налоговых  доходов в федеральный бюджет РФ в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, по сравнению с 2010 годом. Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета позволяет сделать вывод о том, что в их общей массе наибольший удельный вес имеют НДС и НДПИ.

Информация о работе Налоговые доходы бюджета, их значение