Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии роли Федеральной налоговой службы РФ в обеспечении доходами бюджетов и определении направлений повышения эффективности ее деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть функции бюджета как экономической и правовой категории
2) проанализировать состав и структуру доходов бюджетов различных уровней
3) охарактеризовать роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней
4) определить значение Федеральной налоговой службы РФ как органа управления государственными финансами
5) выявить недостатки в работе ФНС РФ и
6) предложить возможные пути по устранению недостатков в деятельности ФНС РФ

Содержание работы

Введение 4
1.1 Доходы бюджета: сущность, источники формирования, классификация 6
1.2 Роль налоговых доходов при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов 18
1.3 Анализ структуры бюджетных доходов за 2010, 2011, 2012 годы 23
Глава 2. Федеральная налоговая служба РФ и ее роль в формировании доходов бюджетов 31
2.1. Федеральная налоговая служба России как орган управления государственными финансами 31
2.2. Анализ деятельности Федеральной налоговой службы РФ 39
2.3 Предложения по повышению эффективности деятельности Федеральной налоговой службы РФ 44
Заключение 50
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 113.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки

российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ивановский государственный химико-технологический

университет»

 

Институт управления, финансов и информационных систем

Кафедра Финансов и  кредита

 

 

 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

 

по дисциплине: «Финансы»

на тему:

«НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОХОДАМИ БЮДЖЕТОВ»

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил: ст. гр. 3/39

                                                                                        А.М. Новосельский 

 

                                                                         Проверил: асс. Рочева М.А.                                                                                           

 

 

Иваново – 2012

 

 

Оглавление

 

Введение 4

1.1 Доходы  бюджета: сущность, источники формирования, классификация 6

1.2 Роль налоговых доходов при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов 18

1.3 Анализ  структуры бюджетных доходов  за 2010, 2011, 2012 годы 23

Глава 2. Федеральная  налоговая служба РФ и ее роль в  формировании доходов бюджетов 31

2.1. Федеральная  налоговая служба России как  орган управления государственными  финансами 31

2.2. Анализ  деятельности Федеральной налоговой  службы РФ 39

2.3 Предложения  по повышению эффективности деятельности  Федеральной налоговой службы  РФ 44

Заключение 50

Список литературы 53

Приложения 55

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Ажиотаж, возникающий рядом с  государственными налогами, системой налогообложения, налоговыми органами и т.п. является следствие целого ряда причин:

  1. По средствам налогов государство способно регулировать социально-экономические процессы в стране. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления
  2. Налоги могут использоваться для регулирования производства – стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.
  3. С помощью налогов возможно регулирование потребления
  4. В налогах заложены возможности регулирования доходов населения
  5. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления

Также одной из основных функций  налогов является формирование доходной части федеральных, региональных и  местных бюджетов. По статистике в  среднем доля налоговых поступлений  в формировании доходов бюджетов составляет от 40 до 50 процентов.

Учитывая все вышеуказанное  не сложно сделать вывод, что налоговые  органы играют колоссальную роль не только в формировании доходной части того или иного бюджета, но и в ряде других важнейших процессах нашей страны.

Цель данной работы заключается в раскрытии роли Федеральной налоговой службы РФ в обеспечении доходами бюджетов и определении направлений повышения эффективности ее деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. рассмотреть функции бюджета как экономической и правовой категории
  2. проанализировать состав и структуру доходов бюджетов различных уровней
  3. охарактеризовать роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней
  4. определить значение Федеральной налоговой службы РФ как органа управления государственными финансами
  5. выявить недостатки в работе ФНС РФ и
  6. предложить возможные пути по устранению недостатков в деятельности ФНС РФ

Объектом исследования выступают  налоговые органы РФ, а предметом – правоотношения, складывающиеся в ходе их деятельности и взаимоотношений с налогоплательщиками и с бюджетом.

При написании данной работы изучались  труды ряда авторов, занимающихся указанной  проблемой: Ашмарина Е.М., Брызгалин A.B., Банхаева Ф.Х., Вознесенский Э.А., Врублевская О.В., Романовский М.В., Толкушин A.B., Черник Д.Г.

Глава 1 Теоретические основы доходов бюджета и особенности их формирования

1.1 Доходы бюджета: сущность, источники формирования, классификация

 

Бюджет представляет собой форму  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления1.

Следует обратить внимание не применение термина «бюджет» в нормативно-правовой и экономической литературе: законах, монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения  различных по своей природе определяемых объектов.

Это может быть и «форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления», и «основной централизованный фонд денежных средств», и «закон о бюджете  на очередной финансовый год».

Таким образом, можно говорить о  бюджете как о денежном фонде, или об отношении, или о финансовом плане, или о документе.

Свой бюджет могут составлять и  государство, и хозяйствующий субъект, и домашнее хозяйство. Причем соответствующие бюджеты могут иметь различные формы, характеристики и сроки жизни.

Так, государственный бюджет - это  обязательный к исполнению закон, бюджет домашнего хозяйства - это денежные средства, расходование которых зависит от поведения членов семьи. Поскольку в рыночной экономике расход одного субъекта становится доходом другого и наоборот, то все бюджеты оказываются взаимосвязанными, и в экономической системе образуется кругооборот денежных средств.

Сущность любой экономической  категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях: перераспределение  ВВП, регулирование и стимулирование экономики, контроль над образованием и использованием фондов денежных средств.

Через бюджет производится мобилизация  централизуемых финансовых ресурсов государства  и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих  органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется.

Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении  национального дохода между отраслями.

Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли  с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяется до 30 - 40% национального дохода.

Федеральные, региональные и местные  органы государственной власти и  управления посредством бюджетных  отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого  национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы  на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное  регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики.

При этом через движение бюджетных  ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части. Через распределительную и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории.

В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических  отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны.

Он призван обеспечить не только создание общегосударственного фонда  денежных средств, но и эффективное  его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной  и налоговой политики.

Бюджет играет важную роль в воспроизводственном  процессе. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций  непроизводственной сферы влияет на воспроизводство рабочей силы. Понятие "бюджет" более широкое, нежели "бюджетный фонд". Бюджет представляет собой систему денежных отношений, в процессе которых образуется и  используется бюджетный фонд.

Бюджетный фонд же является централизованным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.

Бюджетный план, в свою очередь, представляет собой основной финансовый документ страны, в котором бюджет как система  денежных отношений выражен количественно (суммарно).

В процессе исполнения бюджетного плана  образуется и используется бюджетный  фонд.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

В доходы бюджета включаются экономические отношения, связанные с распределением поступающих государству средств между бюджетами различных уровней. Эти отношения возникают между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных мероприятий.

Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат. Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств.

В соответствии с бюджетным кодексом в РФ установлены три основные группы доходов: налоговые доходы (более 93%), неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования  самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций2. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления3. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций4.

Регулирующие возможности бюджетных  доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия  денежных средств у предприятий  и населения ведет к падению  хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные    доходы,    с    одной    стороны,    являются    результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Информация о работе Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов