Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии роли Федеральной налоговой службы РФ в обеспечении доходами бюджетов и определении направлений повышения эффективности ее деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть функции бюджета как экономической и правовой категории
2) проанализировать состав и структуру доходов бюджетов различных уровней
3) охарактеризовать роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней
4) определить значение Федеральной налоговой службы РФ как органа управления государственными финансами
5) выявить недостатки в работе ФНС РФ и
6) предложить возможные пути по устранению недостатков в деятельности ФНС РФ

Содержание работы

Введение 4
1.1 Доходы бюджета: сущность, источники формирования, классификация 6
1.2 Роль налоговых доходов при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов 18
1.3 Анализ структуры бюджетных доходов за 2010, 2011, 2012 годы 23
Глава 2. Федеральная налоговая служба РФ и ее роль в формировании доходов бюджетов 31
2.1. Федеральная налоговая служба России как орган управления государственными финансами 31
2.2. Анализ деятельности Федеральной налоговой службы РФ 39
2.3 Предложения по повышению эффективности деятельности Федеральной налоговой службы РФ 44
Заключение 50
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 113.78 Кб (Скачать файл)

Состав бюджетных доходов, их структура  органически связаны с объемами общественного производства и национального  дохода и определяются финансовой политикой  государства.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные  перечисления.

В составе доходов бюджетов обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений5.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

Налоговые доходы считаются  уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются  зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента  совершения Банком России или кредитной  организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей.

Штрафы и иные суммы  принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход  государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством  РФ и решениями судов.

Размер предоставленных налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается  в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

•  доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении органов государственной исполнительной власти федерации и субъектов, органов местного самоуправления;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;

•  доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

•  иные неналоговые доходы.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

•  средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

•  средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

•  средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

•  плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

•  доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

•  часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

• другие предусмотренные законодательством  РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются  в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета  как доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных  услуг.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности включают средства, получаемые от его продажи, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты  всех уровней бюджетной системы  РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения  между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ предоставляется в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов могут зачисляться  безвозмездные перечисления от физических, юридических лиц, международных  организаций, правительств иностранных  государств и безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы РФ, связанные с изменениями  в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения  закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

К собственным относятся следующие виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ:

•  налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

•  неналоговые доходы (от использования и продажи имущества, оказания платных услуг и др.), а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджета относятся:

Федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом  о бюджете того уровня бюджетной  системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете  того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему  регулирующие доходы из бюджета другого  уровня.

Как правило, использование собственных  и регулирующих доходов не позволяет  в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. В таких  случаях вышестоящий бюджет предоставляет  нижестоящему финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий или бюджетных ссуд. Кратко охарактеризуем каждую форму помощи.

Дотации – бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основной до 1994 года.

Трансферт (нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ   или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок, в случае не израсходования ее в установленный срок или расходования не по назначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Эти методы несовершенны, лишены стимулирующих  свойств и создают у административно-территориальных  образований иждивенческое настроение. Как способ наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами их исключить нельзя, т.к. это приведет к многократным кассовым разрывам и  необходимости обращения за ссудой в вышестоящий бюджет.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

В качестве примера представлена таблица  доходов федерального бюджета РФ за 2012 год. Таблицу №2 «Структура доходов бюджета за 2012 год» (приложение 2).

Проанализировав таблицу №2 можно  заключить следующее:

  1. большую часть доходов бюджета составляют налоги и сборы, что вполне логично;
  2. по итогам 2012 наибольшую часть доходов бюджета сформировали таможенные пошлины, около 2979,83 млрд. рублей;
  3. следующей по размеру статьей доходов является налог на добычу полезных ископаемых;
  4. ну а наименьшим источником доходов федерального бюджета 2012 года являются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ.

Исходя из информации, представленной в данном параграфе можно сделать ряд выводов:

  1. доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  2. к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы;
  3. к неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и т.п.;
  4. наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют, таможенные пошлины, налоги на товары, услуги (НДС, акцизы);
  5. значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами;
  6. аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

1.2 Роль налоговых доходов при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов

 

Налоги – важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Информация о работе Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов