Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии роли Федеральной налоговой службы РФ в обеспечении доходами бюджетов и определении направлений повышения эффективности ее деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть функции бюджета как экономической и правовой категории
2) проанализировать состав и структуру доходов бюджетов различных уровней
3) охарактеризовать роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней
4) определить значение Федеральной налоговой службы РФ как органа управления государственными финансами
5) выявить недостатки в работе ФНС РФ и
6) предложить возможные пути по устранению недостатков в деятельности ФНС РФ

Содержание работы

Введение 4
1.1 Доходы бюджета: сущность, источники формирования, классификация 6
1.2 Роль налоговых доходов при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов 18
1.3 Анализ структуры бюджетных доходов за 2010, 2011, 2012 годы 23
Глава 2. Федеральная налоговая служба РФ и ее роль в формировании доходов бюджетов 31
2.1. Федеральная налоговая служба России как орган управления государственными финансами 31
2.2. Анализ деятельности Федеральной налоговой службы РФ 39
2.3 Предложения по повышению эффективности деятельности Федеральной налоговой службы РФ 44
Заключение 50
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 113.78 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности в данном вопросе, необходимо принять целый ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность уполномоченных представителей власти по данным вопросам. В этих документах следует более четко определить: круг обязанностей представителей, степень их самостоятельности при принятии тех или иных решений, систему стимулов, экономическую ответственность за ущерб, причиненной государственной собственности непрофессиональными действиями или неквалифицированным выполнением своих функций, систему повышения квалификации представителей власти, систему отбора государственных служащих для выполнения этой функции.

Для крупных и контрольных  пакетов акций должны быть приняты  такие законодательные решения, которые позволяли бы государству  как стратегическому собственнику осуществлять все необходимые функции  управления. Для миноритарных пакетов  акций (менее 25%) утверждаемые нормы  и процедуры должны позволять  государству, как одному из многих собственников, осуществлять функции контроля над  деятельностью предприятия.

Для повышения эффективности  управления государственной собственностью можно также шире привлекать специалистов из коммерческих структур или управляющие компании, с которыми органы исполнительной власти могли бы заключать соответствующие договоры.

  1. Низкая эффективность деятельности государственных предприятий

Необходимо повысить эту  эффективность, и это будет означать увеличение части их прибыли, перечисляемой  в федеральный бюджет. Повышение  эффективности управления государственными предприятиями, в свою очередь, предполагает:

  • ужесточение требований к руководителям госпредприятий;
  • повышение роли общих собраний коллектива или советов государственных предприятий;
  • оптимизацию состава и структуры государственного сектора экономики;
  • более широкое использование новых организационных структур, действующих под контролем государства (холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.).

 

  1. Плохо продуманная политика в области доходов от сдачи в аренду федерального имущества и земли.

Увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть увеличено за счет:

  • повышения стоимости аренды. Средняя ставка арендной платы за 1 кв.м. объекта недвижимости ниже ее возможной рыночной величины;
  • повышения степени контроля над обязательным прохождением арендных платежей через органы федерального казначейства;
  • сокращения задолженности по перечислению арендных платежей в федеральный бюджет;
  • формирования полного реестра государственной недвижимости, в том числе за рубежом.

Что касается доходов от сдачи в аренду земли, то этот вид  неналоговых доходов за последние  несколько лет существенно увеличился.

  1. Сложная система уплаты налогов, пошлин, сборов и т.п.

Упростить систему сбора  пошлин, сборов, различных взносов  за пользование природными ресурсами.

В группе нефтегазовых доходов  можно выделить одну проблему – сильная привязка к мировым ценам на нефть. И поэтому долю этих доходов в общем объеме федеральных доходов планируется снизить, чтобы бюджет РФ не был так привязан к мировым ценам на нефть, и не было сильных колебаний в течение года этих доходов. Тем более что в настоящее время цены стали ниже тех, что были запланированы, но не перешагнули за минимальную отметку.

По материалу, изложенному  в данном параграфе, можно сделать  ряд выводов:

  1. одна из наиболее крупных статей доходов федерального бюджета – это внешнеэкономическая деятельность, по приведенной статистике международная торговля, инвестиционная деятельность и т.п. составляют около 39% всех доходов федерального бюджета;
  2. далее следуют налоговые доходы, налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ, составляющие чуть более 17%;
  3. следом идут налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – около 17%
  4. и налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – более 14%;
  5. вместе налоговые доходы составляют наибольшую часть бюджета, составляющую чуть менее 50%;
  6. был установлен ряд проблем при формировании доходной части бюджета РФ, такие как: низкая эффективность управления государственной собственностью, низкая эффективность деятельности государственных предприятий, плохо продуманная политика в области доходов от сдачи в аренду федерального имущества и земли и сложная система уплаты налогов, сборов, пошлин и так далее;
  7. также были предложены меры по улучшению и упрощению процессов, связанных с формированием доходной части бюджета РФ.

В заключении первой главы можно сделать ряд выводов, а именно:

  1. доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  2. к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы;
  3. к неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и т.п.;
  4. аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан;
  5. также в настоящее время сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественно за счет налоговых доходов, вследствие чего было установлено, что налоговые органы и налоговая политика играют колоссальную для экономической жизни страны;
  6. помимо всего в данной главе был проведен анализ структуры доходов федерального бюджета за ряд лет (2010-2012), по итогам которого было ещё раз доказано, что налоги, сборы и платежи составляют примерно половину всех поступлений в бюджет;
  7. ну и на конец, был выявлен ряд проблем при формировании доходов бюджета, и представлены пути решения данного вопроса, в частности варианты упрощения системы налогообложения, что в свою очередь должно привести к увеличению доходной части федерального бюджета РФ.

 

Глава 2. Федеральная налоговая служба РФ и ее роль в формировании доходов бюджетов

2.1. Федеральная  налоговая служба России как  орган управления государственными  финансами

 

Переход к рыночным отношениям в  экономике, изменения в области  ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих  субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая  служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано  в Федеральную налоговую службу.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов7.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о  Федеральной налоговой службе.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными  объединениями и иными организациями.

Современная система налоговых  органов Российской Федерации  имеет трехступенчатую систему управления:

  1. Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  2. Межрегиональные инспекции  ФНС России по федеральным округам;
  3. Управления ФНС России по республикам, краям, областям;

Основными участками работы по сбору налогов являются:

  1. Учет налогоплательщиков. Ведение базы данных Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  2. Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности, а также иных сведений от налогопла<span class

Информация о работе Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов