Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа
Цель данной работы заключается в раскрытии роли Федеральной налоговой службы РФ в обеспечении доходами бюджетов и определении направлений повышения эффективности ее деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть функции бюджета как экономической и правовой категории
2) проанализировать состав и структуру доходов бюджетов различных уровней
3) охарактеризовать роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней
4) определить значение Федеральной налоговой службы РФ как органа управления государственными финансами
5) выявить недостатки в работе ФНС РФ и
6) предложить возможные пути по устранению недостатков в деятельности ФНС РФ
Введение 4
1.1 Доходы бюджета: сущность, источники формирования, классификация 6
1.2 Роль налоговых доходов при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов 18
1.3 Анализ структуры бюджетных доходов за 2010, 2011, 2012 годы 23
Глава 2. Федеральная налоговая служба РФ и ее роль в формировании доходов бюджетов 31
2.1. Федеральная налоговая служба России как орган управления государственными финансами 31
2.2. Анализ деятельности Федеральной налоговой службы РФ 39
2.3 Предложения по повышению эффективности деятельности Федеральной налоговой службы РФ 44
Заключение 50
Список литературы 53
Появление государства приводит к
тому, что, выражая интересы различных
классов общества, оно вырабатывает
экономическую, экологическую, демографическую,
социальную и др. политику, для реализации
которых необходимы денежные средства.
Кроме этого, для того чтобы управлять
обществом государство
Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.
На ранних ступенях государственной
организации начальной формой налогообложения
можно считать
В докапиталистическую эпоху
По мере развития товарно-денежных
отношений государственная
Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характер. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.
Налоги выражают реально существующие
отношения, связанные с процессом
изъятия части стоимости
Налоговые отношения - это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.
Из сказанного можно заключить, что налог - определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.
Также можно сказать, что налог — это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами6. Налог — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогообложения обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов.
По уровням взимания налоги делятся на:
По виду объектов налогообложения
налоги делятся на:
Формирование параметров
бюджетов всех уровней в составе
консолидированного бюджета РФ (федерального,
территориальных бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов) и их исполнение
- сложнейший многофакторный процесс,
качество которого определяет финансовую
ситуацию в стране на следующий финансовый
год, среднесрочную и долгосрочную
перспективу. В рамках этой работы особые
трудности (и особая ответственность)
связаны с планированием
(таблица №1 «Классификация видов доходов бюджета», приложение 1).
Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по видам вызвано тем, что грамотная оценка роли налоговых поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному), но и к особенностям структуры доходов по означенным видам. Исходя из вышеизложенного, проведем анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального бюджета в динамике с 2010 года по 2012 год:
(приложения 3,4,5)
Проанализировав диаграммы, мы установили, что налоги являются одной из самых значимых частей в структуре федерального бюджета. Также установлено, что год от года уровень налоговых поступлений изменяется, однако он неизменно составляет примерно половину всех доходов федерального бюджета, что в свою очередь ещё раз доказывает, что налоги и налоговая политика, в общем, играют одну из наиболее важных ролей в экономической жизни нашей страны, так как именно от них, в большой мере, зависит уровень развития страны и благосостояния её граждан.
Роль налоговых органов при формировании доходов бюджетов различных уровней
Налоги олицетворяют собой
ту часть совокупности финансовых отношений,
которая связана с
Также, исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов весьма отрицательно сказываются на исполнении расходов бюджета любого уровня. Особенно неблагоприятное положение складывается в том случае, если субъект Федерации имеет "моно-бюджет", т.е. в его структуре в силу ряда экономических, демографических, природно-климатических и других факторов преобладают один-два налога, т.е. мала вероятность "перекрытия" недобора по одному налогу другими.
Подробная структура бюджетных доходов за 2010-2012 гг. представлена в приложениях 3, 4 и 5.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
Также следует отметить, что при формировании доходов бюджета возникает ряд проблем.
Рассмотрим эти проблемы, основываясь на структуре доходов федерального бюджета. Начнем с налоговых доходов федерального бюджета.
Можно выделить следующие
проблемы в формировании налоговых
доходов федерального бюджета, которые
непосредственно связаны с
Она является наиболее приоритетной задачей, поскольку постоянно растет задолженность по налогам и сборам. Общемировой финансовый кризис, проявивший себя в российской экономике с сентября 2008 г., неизбежно приведет к увеличению сумм безнадежных долгов по налогам и сборам.
Основные причины
Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.
При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
В настоящее время продолжает
иметь место недостаточная
Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.
В целях снятия всех налоговых
преград на пути экономического роста
и превращения налоговой
Можно выделить следующие проблемы в формировании неналоговых доходов федерального бюджета:
Этот фактор, ограничивает
рост неналоговых доходов
Во-первых, уполномоченные представители власти обладают ограниченным набором прав и возможностей, что не позволяет им в должной мере влиять на принимаемые обществами, которые могут противоречить государственным интересам. Во-вторых, деятельность представителей чаще всего является дополнительной нагрузкой и к их основным профессиональным обязанностям, а низкая оплата труда не обеспечивает стимулов к эффективной работе. В-третьих, для них характерным является невысокий уровень профессионализма и квалификации в области управления собственностью.
Информация о работе Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов