Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии роли Федеральной налоговой службы РФ в обеспечении доходами бюджетов и определении направлений повышения эффективности ее деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть функции бюджета как экономической и правовой категории
2) проанализировать состав и структуру доходов бюджетов различных уровней
3) охарактеризовать роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней
4) определить значение Федеральной налоговой службы РФ как органа управления государственными финансами
5) выявить недостатки в работе ФНС РФ и
6) предложить возможные пути по устранению недостатков в деятельности ФНС РФ

Содержание работы

Введение 4
1.1 Доходы бюджета: сущность, источники формирования, классификация 6
1.2 Роль налоговых доходов при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов 18
1.3 Анализ структуры бюджетных доходов за 2010, 2011, 2012 годы 23
Глава 2. Федеральная налоговая служба РФ и ее роль в формировании доходов бюджетов 31
2.1. Федеральная налоговая служба России как орган управления государственными финансами 31
2.2. Анализ деятельности Федеральной налоговой службы РФ 39
2.3 Предложения по повышению эффективности деятельности Федеральной налоговой службы РФ 44
Заключение 50
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 113.78 Кб (Скачать файл)

Появление государства приводит к  тому, что, выражая интересы различных  классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять  обществом государство вынуждено  содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории  работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения  выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству  необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной  организации начальной формой налогообложения  можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и оно становилось принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: "И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Следовательно, первоначальная ставка налога составляла десятую часть всех полученных доходов.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами - доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности  главы государства - короля, императора, монарха, и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятие  определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность  постепенно сокращается (продается, дарится  и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов  государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства  и приобретают преимущественно  денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая  категория носят исторический характер. Они изменялись вместе с развитием  государств. Кроме того, объектом налоговых  отношений является движение стоимости  в денежной форме. Оно носит односторонний  характер: от налогоплательщика к  государству, при этом отсутствует  эквивалентность, т.е. плательщик конкретно  ничего не получает за свой платеж.

Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом  изъятия части стоимости валового внутреннего продукта.

Налоговые отношения - это область  централизованных финансовых отношений  перераспределительного характера. Они  возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном  уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде  денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения  есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется  термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.

Из сказанного можно заключить, что налог - определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается  государством в форме различных  принудительных платежей с юридических  и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.

Также можно сказать, что налог   — это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами6. Налог — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогообложения обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов.

По уровням взимания налоги делятся  на:

  • Федеральные –  НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог и т.д.
  • Региональные – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налоги, поступающие по специальным режимам (сельскохозяйственный налог, налог на вмененный доход), региональные лицензионные сборы;
  • Местные – земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные и регистрационные сборы.

По виду объектов налогообложения 
налоги делятся на:

  • Прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост);
  • Косвенные — в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость).

 

Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе  консолидированного бюджета РФ (федерального, территориальных бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов) и их исполнение - сложнейший многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране на следующий финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В рамках этой работы особые трудности (и особая ответственность) связаны с планированием налоговых  поступлением и их мобилизацией. При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней целесообразно классифицировать доходы по их видам

(таблица №1 «Классификация  видов доходов бюджета», приложение 1).

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов  по видам вызвано тем, что грамотная  оценка роли налоговых поступлений  в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к конкретному  уровню бюджета (федеральному, региональному  или местному), но и к особенностям структуры доходов по означенным видам. Исходя из вышеизложенного, проведем анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального бюджета в динамике с 2010 года по 2012 год:

(приложения 3,4,5)

Проанализировав диаграммы, мы установили, что налоги являются одной из самых значимых частей в  структуре федерального бюджета. Также установлено, что год от года уровень налоговых поступлений изменяется, однако он неизменно составляет примерно половину всех доходов федерального бюджета, что в свою очередь ещё раз доказывает, что налоги и налоговая политика, в общем, играют одну из наиболее важных ролей в экономической жизни нашей страны, так как именно от них, в большой мере, зависит уровень развития страны и благосостояния её граждан.

 

Роль налоговых органов  при формировании доходов бюджетов различных уровней

Налоги олицетворяют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием  денежных доходов государства (бюджета  и внебюджетных фондов), необходимых  для выполнения соответственных функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, они обусловлены потребностями, которые формируют ее структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Они составляют примерно половину всех доходов как федерального, так и прочих бюджетов. В этой связи роль налоговых органов практически невозможно переоценить.  

Также, исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов весьма отрицательно сказываются на исполнении расходов бюджета любого уровня. Особенно неблагоприятное положение складывается в том случае, если субъект Федерации имеет "моно-бюджет", т.е. в его структуре в силу ряда экономических, демографических, природно-климатических и других факторов преобладают один-два налога, т.е. мала вероятность "перекрытия" недобора по одному налогу другими.

 

1.3 Анализ структуры  бюджетных доходов за 2010, 2011, 2012 годы

 

Подробная структура бюджетных  доходов за 2010-2012 гг. представлена в приложениях 3, 4 и 5.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

  1. одна из наиболее крупных статей доходов федерального бюджета – это внешнеэкономическая деятельность, по приведенной статистике международная торговля, инвестиционная деятельность и т.п. составляют около 39% всех доходов федерального бюджета;
  2. далее следуют налоговые доходы, налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ, составляющие чуть более 17%;
  3. следом идут налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – около 17%
  4. и налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – более 14%;
  5. вместе налоговые доходы составляют наибольшую часть бюджета, составляющую чуть менее 50%.

Также следует отметить, что при формировании доходов бюджета возникает ряд проблем.

Рассмотрим эти проблемы, основываясь на структуре доходов  федерального бюджета. Начнем с налоговых  доходов федерального бюджета.

Можно выделить следующие  проблемы в формировании налоговых  доходов федерального бюджета, которые  непосредственно связаны с применяемой  системой налогообложения:

  1. проблема неплатежей.

Она является наиболее приоритетной задачей, поскольку постоянно растет задолженность по налогам и сборам. Общемировой финансовый кризис, проявивший себя в российской экономике с сентября 2008 г., неизбежно приведет к увеличению сумм безнадежных долгов по налогам и сборам.

Основные причины недополучения  средств в бюджет:

    1. нарушение налогового законодательства;
    2. нарушения в организации предпринимательской деятельности и малого бизнеса;
    3. нарушения при применении контрольно-кассовых машин;
    4. недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;
    5. задолженность по платежам в бюджеты;
    6. и т.п.

 

  1. Проблемы налогового законодательства

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются  ранее введённые привилегии, что  создаёт дополнительный источник риска  для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в  течение значительного периода  времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.

При этом обо всех планируемых  изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а  не ставить перед уже свершившимся фактом.

В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных  документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно  затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи, с чем их ошибки при  исчислении налогов остаются неизбежными.

  1. Трудности механизма налогообложения

Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных  элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой  инспекции, налоговой полиции, отделов  УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет  желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности  за сокрытие налогов.

В целях снятия всех налоговых  преград на пути экономического роста  и превращения налоговой системы  в эффективную систему налогообложения, можно определить приоритетные направления  совершенствования, направленные на поиск  путей увеличения налоговых доходов  государства:

  • создание стабильной и ясной налоговой системы;
  • формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
  • создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
  • укрепление доходной части бюджета.

Можно выделить следующие  проблемы в формировании неналоговых  доходов федерального бюджета:

  1. Низкая эффективность управления государственной собственностью

Этот фактор, ограничивает рост неналоговых доходов федерального бюджета. Вместе с тем существуют определенные резервы для повышения  неналоговых доходов, формирующихся  за счет использования государственной  собственности. Прежде всего, такое  увеличение может быть получено за счет совершенствования управления долей государственной собственности в акционерных компаниях и, соответственно, увеличения объема дивидендов по акциям, принадлежащим государству.

Во-первых, уполномоченные представители власти обладают ограниченным набором прав и возможностей, что не позволяет им в должной мере влиять на принимаемые обществами, которые могут противоречить государственным интересам. Во-вторых, деятельность представителей чаще всего является дополнительной нагрузкой и к их основным профессиональным обязанностям, а низкая оплата труда не обеспечивает стимулов к эффективной работе. В-третьих, для них характерным является невысокий уровень профессионализма и квалификации в области управления собственностью.

Информация о работе Налоговые органы и их роль в обеспечении доходами бюджетов