Налоговые платежи предприятий в бюджет и вопросы их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 04:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по применению схем налоговой оптимизации на предприятии ООО «Белебеевский хлебокомбинат».
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- определить теоретические основы налоговой оптимизации;
- дать экономическую характеристику объекту исследования;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы системы налогообложения.
1.1 Системы налогообложения на предприятиях и сущность оптимизации налогообложения
1.2 Оптимизация налогообложения, как способ снижения налоговой нагрузки предприятия: методика и методы оптимизации
2. Анализ налогообложения ООО «Белебеевский хлебокомбинат»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Белебеевский хлебокомбинат»
2.2 Особенности налогового учета на предприятии
2.3 Анализ налогообложения предприятия
3. Пути оптимизации налоговых платежей
3.1 Сущность и методы оптимизации налоговых платежей предприятия
3.2 Проблемы оптимизации налогообложения бюджетных организаций в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по фин.орг..docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

- нельзя  упускать из виду ни одной  малейшей детали;

- нельзя  строить метод налоговой оптимизации  на использовании зарубежного  опыта налогового планирования  и исключительно на пробелах  в законодательстве;

- нельзя  строить способ оптимизации налогообложения  только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.);

- при  формировании системы налогового  законодательства РФ не учитывалась  взаимосвязь и привязка налогового  права к нормам и положениям  других отраслей права [19].

Налоговое законодательство реализуется практически  в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел  от сферы гражданского законодательства.

Так, согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ [2] «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Иными словами, по общему правилу нормы гражданского права к налоговым правоотношениям не применяются. И это несмотря на то, что гражданское законодательство выступает основанием для большинства операций, порождающих обязанность по уплате налогов. Следовательно, порядок регулирования отношений с точки зрения гражданского законодательства и порядок регулирования тех же отношений установленный налоговым законодательством в целях налогообложения существенно различаются. Однако, согласно п.1 ст.11 Налогового кодекса РФ: «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Иными словами, в ряде случаев фискальное содержание тех или иных терминов в российском законодательстве сохраняется;

- принцип  комплексного расчета экономии  и потерь - при формировании того  или иного способа налоговой  оптимизации должны быть проанализированы  все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия  в целом. Всестороннему анализу  должны быть подвергнуты возможные  последствия внедрения конкретного  метода налогового планирования  с точки зрения всей совокупности  налогов. И при выборе метода  налогового планирования необходимо  учитывать требования иных отраслей  законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.).

Существует  несколько групп методов налоговой  оптимизации [10]:

  • разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения;
  • оптимизация через договор;
  • специальные методы оптимизации;
  • применение льгот и освобождений.

Формирование  учетной политики предприятия следует  рассматривать как один из важнейших  элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа  об учетной политике позволит предприятию  выбрать оптимальный вариант  учета, эффективный и с точки  зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в  действие Главы 25 «Налог на прибыль  организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе  российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная  система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения  необходимо обратить внимание на ряд  положений, таких как метод признания  дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор  срока полезного использования  объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской  задолженностью и др.

При оптимизации  через договор необходимо провести анализ формы сделки, контрагентов, предмета и цены договора, установлении штрафных санкций. И на основании  этого анализа сделать выбрать  наиболее подходящих положений договора, что будет способствовать снижению налоговых платежей.

Специальные методы включают несколько подгрупп методов – метод замены отношений, метод разделения отношений, метод  отсрочки налогового платежа, метод  прямого сокращения объекта налогообложения  и метод оффшора.

Использование льгот и освобождений предполагает использование льгот, которые закреплены в Налоговом Кодексе РФ или  в законодательных актах в  области налогообложения законодательных  органов субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

В качестве примера оптимизации налога на доходы физических лиц (ставка которого установлена в размере 13%, что устраняет прежнюю практику прогрессивного налогообложения) можно привести возможности, предоставляемые ст.219 и ст. 220 Налогового Кодекса РФ в части льгот, касающихся лечения граждан, а также использования права на получение имущественного налогового вычета.

Конечно, проанализированные способы оптимизации  налогообложения являются далеко не исчерпывающими. Многие налогоплательщики  используют иные способы. Некоторые  изобретают свое ноу-хау в этой области.

Завершая  обсуждение данного вопроса, отметим, что одним из методов налоговой  оптимизации И.И. Кучеров называет «уменьшение объекта налогообложения», то есть «снижение размера объекта, подлежащего налогообложению. Например, налогоплательщик может снизить  свою активность в получении доходов, стремясь избежать обложения подоходным налогом по наивысшей ставке налогообложения» [15]. С нашей точки зрения, уменьшение предпринимательской активности не является методом налоговой оптимизации.

Схематически  способы налоговой оптимизации  можно представить в виде схемы (рис.1.2.)

 

Налоговая оптимизация

Текущая

Перспективная

Разработка приказа об учетной  политике для целей налогообложения

Оптимизация через договор

Специальные методы оптимизации

Применение льгот и освобождений, прямо предусмотренных законом

Метод замены отношений

Метод разделения отношений

Метод отсрочки налогового платежа

Метод прямого сокращения объекта  налога

Метод оффшора

Рис. 1.2 Способы  налоговой оптимизации

Методы оптимизации налогов

Самые популярные методы оптимизации  налогообложения:

1. Метод замены отношений основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня - позволяет экономить на прямых налогах.

2. Метод  изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

3. Метод  замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений.

Разработка  стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах сминимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются  не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

4. Переход  организации на упрощенную систему  налогообложения [18].

Налоговое планирование организации  основывается на трех подходах к минимизации  налоговых платежей:

- использование льгот при уплате  налогов;

- разработка грамотной учетной  политики;

- контроль за сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).

Однако прежде чем выбрать тот  или иной способ учета, организации  необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами.

С учётом специфики предприятий отрасли следует подробнее проанализировать динамику налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров.

При изучении путей оптимизации налогообложения  переходят к изучению налоговых  стимулов. На данном этапе необходимо изучить и дать оценку общей величины налоговых стимулов, а также отдельных видов налогового стимулирования. Использование показателей на практике позволит наиболее полно оценить влияние налоговых стимулов на:

  1. отдельные группы налогов;
  2. налоговую нагрузку предприятия;
  3. результат хозяйственной деятельности.

Оценивая  влияние налоговых стимулов на перечисленные  выше показатели необходимо исходить из сущности налоговых льгот, отсроченных  налогов и государственных средств, не имеющих возвратный характер с точки зрения бухгалтерского учёта.

Налоговые льготы представляют собой средства предприятия. При их предоставлении сумма налогов подлежащих уплате в бюджет уменьшается, что положительно влияет на конечный результаты деятельности субъекта хозяйствования.

Отсроченные налоговые платежи для субъекта хозяйствования являются заёмными средствами. В связи с этим при предоставлении этого вида налоговых стимулов у предприятий сумма начисленных налогов остаётся прежней, уменьшается лишь сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Это приводит к временному высвобождению денежных средств. Но в следующих периодах предприятию потребуется больше денежных средств, так как необходимо будет уплатить налоги текущего месяца и отсроченные налоги.

Считается целесообразным резервировать денежные средства. Это позволит своевременно рассчитаться с бюджетом по текущим и отсроченным налогам. На налоговую нагрузку и результаты хозяйственной деятельности, отсроченные налоги не оказывают влияние, а только на сумму уплачиваемых впоследствии налогов. За последние годы ООО «Сокольский хлебокомбинат» налоговые льготы, отсрочка, рассрочка налоговых платежей не предоставлялись. Следующим этапом анализа является анализ задолженности по обязательным платежам в бюджет. Задолженность изучается в динамике по предприятию в целом, по видам обязательных платежей в бюджет и видам задолженности [21]. Для оценки задолженности перед бюджетом необходимо определить её удельный вес добавленной стоимости (реализованных торгов, надбавках, в сумме краткосрочных обязательств) в общей сумме кредиторской задолженности предприятия.

В завершение анализа налогообложения следует изучить и обобщить резервы оптимизации налогообложения. От размеров налоговых ставок и сумм уплачиваемых налогов зависит размер чистой прибыли предприятия.

Для выявления  и подсчёта резервов оптимизации  налогов необходимо изучить влияние отдельных групп налогов на формирование финансового результата предприятия.

Существует  насколько групп обязательных платежей в бюджет.

  1. Налоги, находящиеся «внутри» издержек обращения (земельный и экологический налог). Изменение таких налогов приводит к снижению издержек обращения. Эффект от минимизации таких налогов есть, но при этом увеличивается налог на прибыль.
  2. Налоги, находящиеся «над» издержками обращения (НДС, акцизы).
  3. Налоги, находящиеся «вне» издержек обращения (налог на прибыль). Возможно увеличение налогов «внутри» издержек обращения, но эффект от минимизации есть.
  4. Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов следует устремиться к уменьшению ставки налогооблагаемой базы.

Комплекс  мер по налоговой оптимизации  должен быть направлен на максимальное увеличение доходов, остающихся в распоряжении предприятия, а не на поиск способов уклонения от налоговых обязательств.

В целом  все методики определения налоговой  нагрузки на налогоплательщиков различаются  использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также  определением базового показателя деятельности предприятия, который берется за основу при соотнесении с суммой уплаченных налогов. Так же многие методики ставят своей целью предложить универсальный  показатель налоговой нагрузки, позволяющий  сравнивать уровень налогообложения  в различных отраслях, видах деятельности.

Информация о работе Налоговые платежи предприятий в бюджет и вопросы их оптимизации