Налоговый потенциал территории и методы его оценки (на примере РБ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Одной из актуальных задач реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в настоящее время является повышение эффективности системы федеральной финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации. При этом среди основных направлений совершенствования данной системы главное место занимают внедрение принципов объективности расчета финансовой помощи, а также стимулирующего характера финансовой поддержки. Для достижения этих целей необходимо осуществлять расчет сумм финансовой помощи регионам с учетом показателей потенциальных налоговых доходов и нормативных расходных потребностей, так как использование фактических (отчетных) показателей создает негативные стимулы для региональных властей с точки зрения неоправданного снижения налоговых ставок и завышения региональных бюджетных расходов

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты экономического содержания
налогового потенциала субъекта федерации…………………………………..
1.1 Понятие и сущность налогового потенциала субъекта
Российской Федерации……………………………………………………..
1.2 Факторы, определяющие величину налогового потенциала
субъектов Российской Федерации и методы его оценки……………………
1.3 Обоснование методики оценки налогового потенциала региона…………
2 Анализ поступлений в бюджет в Республики Башкортостан и
оценка налогового потенциала……………………………………..............
2.1 Анализ динамики поступлений в бюджет по РБ…………………………..
2.2 Оценка налогового потенциала РБ………………………………………..
3 Проблемы оценки, формирования и эффективного использования
налогового потенциала Республики Башкортостан……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Ispravleno_25_10 - копия.docx

— 127.47 Кб (Скачать файл)

Определение налогового потенциала территорий напрямую связано с их производственным потенциалом, т. е. с  результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Возможно проведение ранжирования предприятий  по критериям социально-экономической  значимости. Оно также может основываться на системе показателей, позволяющих  оценить налоговую базу, уровень  налоговой нагрузки в разрезе  отдельных видов налогов и  выявить определенную тенденцию  для анализа влияния отдельных  факторов на налоговые характеристики муниципальных образований. Но в основном налоговый потенциал региона характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными предприятиями; объемом доходов физических лиц; стоимостью, добавленной в процессе производства; стоимостью имущества, наличием тех или иных природных ресурсов и т.д. Вместе с тем следует отдавать отчет и в том, что сам состав налогов и сборов, взимаемых в муниципальных образованиях и зачисляемых в муниципальные бюджеты, имеет тенденцию к сокращению. [5]

В целом, налоговый процесс, основой которого является объективное  определение налогового потенциала региона, не может успешно прогнозироваться и развиваться по субъективистским сценариям; основы этого процесса должны соответствовать мировоззрению, идеологии, социальным условиям и потребностям развития производственной базы современного российского общества.

Налоговый потенциал субъектов  Федерации сосредоточен в основном в наиболее крупных муниципальных  образованиях (городах). Но в структуру  органов местного самоуправления заложен  и такой тип муниципальных  образований, как городские округа, на долю которых приходиться в  среднем 30 всего доходного потенциала местного самоуправления. При этом очевидно, что именно в городах  аккумулируются основные источники  налогов и сборов и что именно города являются основой формирования налогового потенциала региона.

Оценка налогового потенциала обычно осуществляется как в абсолютном выражении, так и в виде индексов, отражающих соотношение налогового потенциала региона к средненациональному (среднегрупповому) показателю. Индексные показатели более объективно свидетельствуют о реальном положении дел, поскольку в меньшей степени зависят от несовершенства применяемых методов расчета и позволяют в значительной мере уменьшить влияние инфляционного фактора. Для межрегиональных сопоставлений величины налоговых потенциалов используются, как правило, соответствующие показатели в расчете на душу населения. [4]

Серьезное влияние на достоверность  оценки оказывает и значительный объем «теневого» оборота, который, по данным из разных источников, достигает  от 10 до 40 легального оборота. Проблема легализации «теневых» средств  является особо актуальной и требует  отдельного обсуждения и решения. Пока же «теневой» сектор может рассматриваться  только как перспективный для  налогообложения по мере совершенствования  законодательства и усиления контроля за его соблюдением. Экспорт налогового бремени в виде прямого и косвенного налогообложения нерезидентов данного региона также влияет на достоверность оценки налогового потенциала.

Результат оценки налогового потенциала для каждого региона  должен отражать способность региональных налогоплательщиков финансировать  оказание государственных услуг  в регионе при условии применения одинаковых для всех АТО правил налогообложения (налоговых ставок и состава налоговых  льгот).

Направленность налогового процесса должна определяться диалектической необходимостью разрешения противоречий, систематически назревающих в социально-экономической  жизни и материальном производстве России. [4]

Из характеристики налогового потенциала видно, что он охватывает часть финансовых потоков необходимых для достижения максимального финансового результата рыночного субъекта.

В Российской Федерации понятия  финансового и налогового потенциалов  обозначают принципиально различные  экономические явления и для  целей межрегиональных сопоставлений  и построения системы межбюджетных расчетов требуют дифференциации. Если финансовый потенциал включает совокупность всех финансовых ресурсов того или  иного региона, то налоговый потенциал  является лишь частью этих ресурсов, которая в соответствии с действующим налоговым законодательством представляет собой потенциальную возможную сумму налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на территории данного субъекта Российской Федерации. В состав финансового потенциала могут входить финансовые ресурсы, которые либо вообще не составляют объекта налогообложения в рамках принятой в государстве налоговой системы, либо подпадают под налогообложение частично. [3]

Понятия налогового и финансового  потенциалов различаются и с  точки зрения влияния каждого  из них на формирование доходной части  бюджетной системы. Если налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета, то финансовый потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов (доходов от собственности и операций с ней), а также возможности осуществления заимствования на финансовых рынках для бюджетных целей (финансирование определенных программ или текущее финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации). Кроме того, в отличие от налогового потенциала финансовый потенциал в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность частного сектора хозяйства региона и перспективу его экономического развития.

Налоговый потенциал связан непосредственно  с составом и структурой налоговой  системы. Так, например, если налоговая  система не включает специального налога на выплаты в виде страховых премий и не вводит данный вид денежных доходов в состав облагаемой базы по подоходному налогу с физических лиц, то данная категория доходов  не составляет и элемента налогового потенциала. Но при всех обстоятельствах  независимо от налоговой системы  данный вид доходов должен включаться в оценку финансового потенциала субъекта Российской Федерации. [5]

Выбор того или иного аспекта  рассмотрения этого понятия во многом определяется характером поставленных задач. Так, например, планирование и оценку собираемости налогов в рамках АТО целесообразно базировать на узкой трактовке налогового потенциала, а процесс совершенствования налоговой системы и реформирования межбюджетных отношений, определение перспектив регионального развития - на оценке налогового потенциала в широком смысле.

В условиях продолжающегося кризиса  системы государственных финансов Российской Федерации четкое разграничение  финансового и налогового потенциалов  региона представляется принципиально  важным. Для стран с развитой рыночной экономикой, где механизмы межбюджетных или межправительственных взаимоотношений  в рамках государственных финансов строятся независимо от состояния частных  финансов в рамках того или иного  региона, вопрос об оценках финансового  потенциала отдельно от налогового потенциала не стоит. [4]

1.2 Факторы, определяющие  величину налогового потенциала  субъектов Российской Федерации и методы его оценки

Из имеющихся  сегодня определений налогового потенциала региона приведем наиболее распространенные.

Ряд авторов предлагают считать  этот показатель как отношение налоговых  доходов бюджетной системы к  внутреннему региональному продукту (ВРП). Однако использование данной методики крайне затруднено. Это связано  с тем, что, во-первых, расчет ВРП  сложен, а во-вторых, квартальные  и годовые оценки ВРП многократно  корректируются и конечные числа  порой отличаются на 20 от первоначальной оценки.

Другая точка зрения сводится к тому, что налоговым потенциалом  нужно считать максимально возможную  сумму поступлений налогов в  условиях действующего налогового законодательства. Очевидно, что сложность расчета  этого показателя и низкая достоверность  полученного значения снижают ценность такого подхода к определению  налогового потенциала. [6]

Наконец, ряд специалистов считают, что налоговый потенциал - это максимально возможная в  условиях действующего налогового законодательства сумма начислений налогов. Последняя учитывает суммы налогов, подлежащих уплате в рассматриваемом периоде, и доначисленные налоги по результатам контрольной работы налоговых органов [2].

Рассмотрим более подробно существующие методы оценки налогового потенциала региона. Анализ экономической литературы позволяет выделить следующие способы оценки налогового потенциала:

  • аддитивный метод (построение репрезентативной налоговой системы – РНС), включающий расчетный метод РНС и регрессионный метод РНС;
  • метод прямого счета;
  • метод распределения трансфертов фонда финансовой помощи регионам (ФФПР).

Метод репрезентативной налоговой  системы (РНС) – это метод, который  базируется на прогнозировании потенциально возможных налоговых поступлений  в бюджет региона при средних  налоговых ставках по стране, соответствующих  налоговым базам.[13]

Государство в лице налоговых  органов предоставляет данные о  размере налоговой базы в каждом отдельном регионе. Результатом  оценки налогового потенциала региона  методом РНС является определение  объема потенциально возможных налоговых  доходов, при условии, что на территории региона применяется репрезентативная налоговая система. Необходимо отметить, что налоговый потенциал можно  прогнозировать отдельно по каждому  виду налоговых доходов в соответствии с установленной налоговой базой  и налоговой ставкой. Согласно вышеизложенному, основой метода РНС можно считать оценку возможностей властей региона обеспечить поступление налоговых платежей в бюджет, начисленных на налогооблагаемую базу налоговыми органами.

 

РНС определяет величину налогового потенциала как сумму поступающих  в бюджет налоговых платежей. В  данном случае предполагается, что  налоговая нагрузка, то есть ставки налогообложения и состав налогов, будет установлена на среднем  уровне во всех регионах. В связи  с этим возникает необходимость  сбора сведений о налогах по всем регионам. Владея данными о налогах  и сборах, собранных фактически в  регионе и данные о базах налогообложения, представляется возможным произвести расчет объема налоговых поступлений  по региону. Мерой налогового потенциала региона можно считать найденную  величину объема налоговых поступлений по региону.

Для расчета налогового потенциала по методу РНС используется следующая  формула:

,                                           (1);

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона страны;

НБk – налоговая база k-го налогового дохода i-го региона страны;

НСk – репрезентативная (средняя) ставка налогообложения по k-му

налоговому доходу i-го региона  страны.[13]

Положительным моментом использования  данного метода является то, что  он позволяет достоверно и объективно оценить налоговый потенциал  региона. Однако метод имеет недостатки. Главным недостатком данного  метода является его высокий уровень  трудоемкости, что обусловлено очень  большим объемом данных.

Оценка налогового потенциала регрессионным методом РНС осуществляется с помощью следующего уравнения:

,                         (2);

где Yj – фактически собранные в регионе платежи в бюджет,

j = 1, 2, 3,... n– число рассматриваемых регионов,

Xmj – показатели налоговой базы i-го региона;

Bm – случайные факторы;

Еj – случайная ошибка измерений.[13]

Регрессионный метод РНС  эффективен для среднесрочного и  долгосрочного прогнозирования. Расчет налогового потенциала по данному методу осуществляется с использованием определенного  набора взаимосвязанных экономических  показателей, определяющих величину бюджетных  доходов. Поэтому для получения  рационального результата при использовании  иных факторов необходимо проведение дополнительного анализа.

Недостатком данного метода считается его сложность, так  как использование различных  экономических характеристик приводит к значительным различиям в получаемых показателях налогового потенциала регионов.

Метод прямого расчета. Схожим с расчетным методом РНС является метод прямого счета, в основе которого лежит исчисленная сумма по каждому виду налога.

Согласно данному методу налоговый потенциал региона  рассчитывается по формуле:

,                                                   (3);

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона;

НБНk -  налоговая база k-го налога;

Rk – предельная ставка k-го налога;

k – число налогов.[13]

Метод распределения трансфертов фонда финансовой помощи регионам. Одним из важнейших механизмов предоставления финансово-экономической и социальной помощи регионам являются межбюджетные трансферты из ФФПР. В федеральных законах о федеральном бюджете ежегодно утверждаются доля каждого региона в средствах ФФПР. В результате  межбюджетные трансферты в настоящее время являются самым объективным и самым легкодоступным каналом выделения средств бюджетам субъектов Федерации.

Метод распределения трансфертов  ФФПР использует показатель валовых  налоговых ресурсов субъекта. ВНП  – это прогнозная оценка налоговых  доходов консолидированного бюджета  субъекта на душу населения по сравнению  со среднероссийским уровнем на индекс налогового потенциала, характеризующий возможности экономики регионов генерировать налоговые доходы, и рассчитывается на основе валового регионального продукта [13].

Информация о работе Налоговый потенциал территории и методы его оценки (на примере РБ)