Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:37, курсовая работа
Одной из актуальных задач реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в настоящее время является повышение эффективности системы федеральной финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации. При этом среди основных направлений совершенствования данной системы главное место занимают внедрение принципов объективности расчета финансовой помощи, а также стимулирующего характера финансовой поддержки. Для достижения этих целей необходимо осуществлять расчет сумм финансовой помощи регионам с учетом показателей потенциальных налоговых доходов и нормативных расходных потребностей, так как использование фактических (отчетных) показателей создает негативные стимулы для региональных властей с точки зрения неоправданного снижения налоговых ставок и завышения региональных бюджетных расходов
Введение
1 Теоретические аспекты экономического содержания
налогового потенциала субъекта федерации…………………………………..
1.1 Понятие и сущность налогового потенциала субъекта
Российской Федерации……………………………………………………..
1.2 Факторы, определяющие величину налогового потенциала
субъектов Российской Федерации и методы его оценки……………………
1.3 Обоснование методики оценки налогового потенциала региона…………
2 Анализ поступлений в бюджет в Республики Башкортостан и
оценка налогового потенциала……………………………………..............
2.1 Анализ динамики поступлений в бюджет по РБ…………………………..
2.2 Оценка налогового потенциала РБ………………………………………..
3 Проблемы оценки, формирования и эффективного использования
налогового потенциала Республики Башкортостан……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………..
Определенная сложность
в методике расчета межбюджетных
трансфертов возникает в связи
со сложностью объекта, с которым
она работает – критерии бюджетного
выравнивания, налоговый потенциал
региона и расходные
Налоговый потенциал региона может быть также рассчитан на основе валового регионального продукта (ВРП). ВРП – представляет собой суммарную стоимость товаров, работ и услуг, произведенных за данный период времени, с помощью экономических ресурсов региона. ВРП включает в себя и доходы, аккумулируемые внутри региона, независимо от места регистрации хозяйствующих субъектов и проживания работников.
На практике показатель ВРП
характеризуется преобладанием
доли доходов физических лиц –
населения рассматриваемого региона.
Так как большая часть
С целью преодоления
Устранение расхождений
между ВРП и совокупным объемом
налогооблагаемых ресурсов, сделает
возможным использование
1.3 Обоснование методики оценки налогового потенциала региона
Приведенные в предыдущей части работы методы являются достаточно сложными и трудоемкими. При этом, единая методика расчета такого важного экономического показателя, как налоговый потенциал региона (муниципального образования и налогоплательщика), пока не выработана. Существуют различные предложения его расчета. По мнению Алехина С.Н., этот показатель можно определить, основываясь на данных, которыми располагают налоговые органы [2].
Учитывая, что потенциал (от лат. potentia - сила) обозначает возможности либо средства, которые могут быть использованы, понятием "налоговый потенциал" можно охарактеризовать такие возможности привлечения налогов в бюджет. Ниже приведен возможный вариант расчета налогового потенциала, предлагаемый Алехиным С.Н. в его статье “Методика оценки налогового потенциала территории” для журнала "Российский налоговый курьер", N 6, март 2005 г.
К плюсам предлагаемой методики расчета налогового потенциала региона можно прежде всего отнести следующие. Оценки этого показателя, а также показателя эффективности работы регионального налогового органа и даже отдельной инспекции, могут быть применены для любого региона и муниципального образования. Ведь все данные для расчетов берутся из налоговой отчетности. Исключение составляют лишь сведения о приросте переплаты по налогам и начисленных сумм, в отношении которых судебные инстанции вынесли определения о приостановке взыскания. Но недостающую информацию налоговые органы могут предоставить по отдельному запросу. [6]
Вместе с тем с помощью формул, которые приведены ниже, любой налогоплательщик может самостоятельно рассчитать свои показатели и оценить степень возможных претензий к себе со стороны налоговых органов. Таким образом, он сможет принять меры, чтобы исправить ситуацию либо подготовить необходимые разъяснения.
Определять налоговый потенциал каждого отдельного предприятия путем сложения сумм начисленных налогов вряд ли практически возможно. Уж очень эта работа трудоемка. Поэтому актуальной является задача оценки налогового потенциала муниципального образования на основе информации, имеющейся в налоговых органах.
Эффективное решение задачи
оценки налогового потенциала, как
на региональном уровне, так и на
местном возможно при использовании
данных, которые содержатся в отчетных
формах. Эти сведения можно признать
достаточно надежными, поскольку территориальные
налоговые органы подают их в ФНС
России регулярно. Кроме того, руководители
налоговых органов несут
Анализ информативности
отчетных форм, разработанных ФНС
России, показал, что объем имеющихся
в них информационных ресурсов достаточен
(при минимальной
Формула расчета. В качестве базового показателя налогового потенциала может быть использован один из параметров отчетности по форме N 1-НМ (раздел I) "Начислено к уплате в текущем году [6]. Этот показатель отражает объем начислений в консолидированный бюджет с учетом доначисленных сумм налогов и сборов в результате контрольной работы (далее НН). Однако этот показатель не учитывает сведения о начисленных суммах всех налогов, подлежащих мобилизации в бюджет. А значит, его нельзя признать эквивалентом налоговому потенциалу.
Так, в составе НН отсутствуют сведения о начислениях одного из основных налогов - налога на доходы физических лиц. Хотя налог и федеральный, в Республике Башкортостан после распределения между бюджетами он обеспечивает 30% доходов местных бюджетов.
Приближенно учесть НДФЛ в составе налогового потенциала можно, если предположить, что начисленные суммы близки фактическим поступлениям (ПД), увеличенным на доначисления в результате налоговых проверок (указанные доначисления входят в состав НН).
В показателе налогового потенциала также необходимо учесть часть начисленных налогов (ПС), которая не может быть привлечена в бюджет. Это начисления, в отношении которых судебные инстанции выносят определения о приостановке взыскания до завершения рассмотрения налогового спора между налогоплательщиком и налоговым органом. Как известно, арбитражные дела могут рассматриваться довольно продолжительный период времени [6].
С учетом изложенного, налоговый потенциал (НП) может быть оценен по следующей формуле:
НП = НН + ПД – ПС
Где НП – налоговый потенциал;
НН - объем начислений в консолидированный бюджет с учетом доначисленных сумм налогов и сборов в результате контрольной работы;
ПД – фактические поступления;
ПС – начисленные налоги.[6]
Оценить, насколько полно был реализован налоговый потенциал региона, можно с помощью широко используемого сегодня понятия "коэффициент собираемости налогов" (КС). В контексте рассмотренного
КС = ПН/НП
где КС – коэффициент собираемости налогов;
ПН - объем налогов и сборов, мобилизованных в бюджет;
НП – налоговый потенциал.[6]
Формула 5 применима как для приближенной оценки эффективности работы территориальных налоговых органов по привлечению средств в бюджет, так и для определения добросовестности большинства налогоплательщиков региона.
Корректировка на экспортный НДС. Разумеется, применять показатель КС как универсальное средство сравнения работы различных территориальных налоговых органов в ряде случаев некорректно. Так, в некоторых регионах отмечается возмещение НДС по экспортным операциям в значительных суммах. Этому обычно предшествует длительная (до 3 месяцев) налоговая проверка материалов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки по НДС. Таким образом, на рассматриваемой территории какие-то периоды времени объем привлеченных средств в бюджет может превышать объем начисленных налогов.
Чтобы обеспечить сравнимость
показателей налогового потенциала
для различных регионов, необходимо
учесть потери НДС, возмещаемого предприятиям-экспортерам.
Для полного учета этих потерь
начисленные суммы налогов
Более точное значение НП можно определить по формуле приведенного налогового потенциала (ПНП):
ПНП = НН + ПЭ
+ ПД – ПС
Где ПНП – приведенный налоговый потенциал;
ПЭ – объем подтвержденных претензий экспортеров;
ПД – фактические поступления;
ПС – начисленные налоги.[6]
Термин "приведенный" означает приведение к единым условиям оценки всех объектов анализа. Причем независимо от того, действуют на рассматриваемой территории предприятия-экспортеры или нет.
Корректировка для оценки работы налоговых органов. Показатель ПНП может быть применен для оценки коэффициента собираемости налогов. Однако использование этого коэффициента для оценки эффективности работы территориальных налоговых органов требует уточнения. Это связано с тем, что указанный коэффициент может быть завышен, если в регионе имеется существенная переплата по налогам отдельными крупными предприятиями. Уровень такой переплаты по отдельным налогоплательщикам может достигать 10-20% от общих налоговых поступлений.
Влияние переплаты можно
устранить при корректировке
суммы налоговых поступлений
на величину прироста (сокращения) переплаты
(ПП) по налогам предприятий, состоящих
на налоговом учете в
Таким образом, приведенный коэффициент собираемости налогов (ПКС) может быть рассчитан по следующей формуле:
ПКС = ПНП/ППН
где ПКС – приведенный коэффициент собираемости налогов;
ППН = ПН + ВЭ + ПП;
ПН - объем налогов и сборов, мобилизованных в бюджет;
ВЭ – объем средств, возмещенных экспортерам;
ПП – величина прироста (сокращения) переплаты;
ППН - приведенные поступления налогов с учетом деятельности предприятий-экспортеров и наличия переплат по налогам.[6]
2 Анализ поступлений в бюджет Республики Башкортостан и оценка налогового потенциала
2.1 Анализ динамики поступлений в бюджет Республики Башкортостан
Республика Башкортостан является одним из наиболее развитых регионов Российской Федерации. Экономика республики отличается многоотраслевой структурой и высокой эффективностью производства, наличием сильного промышленного потенциала, производительным сельским хозяйством.
На территории Республики
Башкортостан открыто более трех
тысяч месторождений и
Главной составляющей минерально-сырьевой
базы республики является нефть. Запасы
медно-колчеданных руд
Республика Башкортостан также обладает большими объемами лесных ресурсов. Общие запасы древесины составляют более 750 млн. куб. м. Значительны ресурсы питьевых, минеральных и лечебных вод. Рекреационные условия республики благоприятны для организации разнообразных видов отдыха, туризма, санаторно-курортного и профилактического лечения [11].
Перейдем к рассмотрению поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РБ за период с 2007 по 2010 год (табл.2.1).
Таблица 2.1 – Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РБ (на конец года) [7]
На основании данных таблицы 2.1 построим диаграммы (рис.2.1, рис.2.2).
Информация о работе Налоговый потенциал территории и методы его оценки (на примере РБ)