Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:37, курсовая работа
Одной из актуальных задач реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в настоящее время является повышение эффективности системы федеральной финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации. При этом среди основных направлений совершенствования данной системы главное место занимают внедрение принципов объективности расчета финансовой помощи, а также стимулирующего характера финансовой поддержки. Для достижения этих целей необходимо осуществлять расчет сумм финансовой помощи регионам с учетом показателей потенциальных налоговых доходов и нормативных расходных потребностей, так как использование фактических (отчетных) показателей создает негативные стимулы для региональных властей с точки зрения неоправданного снижения налоговых ставок и завышения региональных бюджетных расходов
Введение
1 Теоретические аспекты экономического содержания
налогового потенциала субъекта федерации…………………………………..
1.1 Понятие и сущность налогового потенциала субъекта
Российской Федерации……………………………………………………..
1.2 Факторы, определяющие величину налогового потенциала
субъектов Российской Федерации и методы его оценки……………………
1.3 Обоснование методики оценки налогового потенциала региона…………
2 Анализ поступлений в бюджет в Республики Башкортостан и
оценка налогового потенциала……………………………………..............
2.1 Анализ динамики поступлений в бюджет по РБ…………………………..
2.2 Оценка налогового потенциала РБ………………………………………..
3 Проблемы оценки, формирования и эффективного использования
налогового потенциала Республики Башкортостан……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………..
Рисунок 2.1 – Динамика поступлений налогов в консолидированный бюджет РБ [7]
На рисунке 2.1 представлена динамика поступлений налогов в консолидированный бюджет республики за четыре года. Как видно из этого рисунка, динамика поступлений представленных налогов неоднородна – каждый год собранная сумма колеблется. Налог на имущество имеет строгую динамику роста, в то время как налоги за пользование природными ресурсами снижаются.
Для наглядности выделим структуру налоговых поступлений в 2010 году.
Рисунок 2.2 – Структура налоговых поступлений в 2010 году [7]
Исходя из диаграммы видно, что основу налоговых доходов бюджета республики составляет налог на доходы физических лиц. НДФЛ это основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Рассмотрим более подробно поступления в бюджет в 2009 и 2010 годах.
За 2009 год в бюджетную систему Российской Федерации по Республике Башкортостан мобилизовано 182,2 млрд. рублей налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами.
В бюджеты всех уровней (с учетом единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) за 2009 год поступило 151 млрд. рублей [10].
В федеральный бюджет в 2009
году перечислено свыше 56,2 млрд. рублей
налогов и сборов. В бюджет Республики
Башкортостан поступило 54,6 млрд. рублей.
В бюджеты муниципальных
Наиболее значительный объем поступлений в 2009 году обеспечен по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» – 28,2 %, «добыча полезных ископаемых» - 17,1 %, по предприятиям транспорта и связи - 7,6 %, по «производству и распределению электроэнергии, газа и воды» - 5 %, по виду деятельности «строительство» - 4,7 %.
Основную часть бюджетов всех уровней сформировали поступления налога на прибыль организаций (30,1 млрд. рублей), налога на доходы физических лиц (27,8 млрд. рублей), акцизов (26,1 млрд.рублей), налога на добавленную стоимость (23,5 млрд. рублей), налога на добычу полезных ископаемых (19,6 млрд. рублей), единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (9,9 млрд. рублей) [10].
Из общей суммы доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан доходы бюджета Республики Башкортостан составляют 53 169,4 млн. рублей (73,7%), бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан – 18 967,7 млн. рублей (26,3%).
За январь, февраль 2010 года в бюджетную систему Российской Федерации по Республике Башкортостан поступило 24,3 млрд. рублей налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами [11].
В структуре доходов
Основными
бюджетообразующими доходами консолидированного
бюджета Республики Башкортостан на 2010
год являются: налог на доходы физических
лиц, на долю которого приходится 37,7 % налоговых
и неналоговых доходов (27 200,0 млн. рублей),
налог на прибыль организаций – 22,5 % (16 200,0
млн. рублей), акцизы – 13,5 % (9 780,0 млн. рублей),
налоги на имущество – 12,5 % (9 008,5 млн. рублей),
налоги на совокупный доход – 4,7 % (3 392,4
млн. рублей).
При расчете объема доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 2010 год учитывались предусмотренные и предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года [11].
2.2 Оценка налогового потенциала Республики Башкортостан
Используя методику, описанную в разделе 1.3, рассчитаем налоговый потенциал Республики Башкортостан. Рассчитаем суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и налоговой ставки во всех регионах. Для применения этого метода воспользуемся статистическими данными, приведенными в параграфе 2.1. Именно эта величина будет взята за меру налогового потенциала региона.
Для каждого региона оценка РНС включает определение всех статей доходов местного бюджета, построение единой классификации статей доходов разных регионов, определение состава стандартной (нормативной) налоговой базы и репрезентативной (средней) налоговой ставки и расчет на этой основе налогового потенциала.
Произведем расчет налогового потенциала Республики Башкортостан по следующей формуле:
НП (янв., февр., март 2010 года) = НН + ПД – ПС= 22,3 млрд.+3,7064 млрд.-0,6467 млрд.
НП (1 кв. 2010) = 25,3597 млрд.
НП (2009 год) = 151 млрд. + 27,8 – 3,8262
НП (2010) = 174,9738 млрд.
Оценим, насколько полно был реализован налоговый потенциал региона, можно с помощью понятия "коэффициент собираемости налогов" (КС).
КС (2009) = ПН/НП= 182,2/174,9738
КС (2009) = 1,04198
Коэффициент собираемости превысил единицу, это означает, что эффективность собираемости налогов в Республике Башкортостан достаточно низка.
Таким образом, на территории республики в 2009 году сумма собранных налогов и налогового потенциала значительно ниже мобилизованных.
Определим приведенный налоговый потенциал (ПНП) для более точного результата по формуле:
ПНП (2009) = НН + ПЭ + ПД – ПС= 151 млрд. +23,5 млрд.+27.8 млрд.- 3,8262
ПНП (2009) = 198,4738
Данный показатель позволяет проанализировать все объекты.
Используем показатель ПНП для оценки коэффициента собираемости налогов.
Но, для точности этого коэффициента и для оценки эффективности работы территориальных налоговых органов уточним его.
Для того чтобы указанный
коэффициент не был завышен,
если в регионе имеется
Влияние переплаты можно
устранить при корректировке
суммы налоговых поступлений
на величину прироста (сокращения) переплаты
(ПП) по налогам предприятий, состоящих
на налоговом учете в
Таким образом, приведенный коэффициент собираемости налогов (ПКС) может быть рассчитан по следующей формуле:
ПКС = ПНП / ППН
где ППН = ПН + ВЭ + ПП; ППН - приведенные поступления налогов с учетом деятельности предприятий-экспортеров и наличия переплат по налогам.
ППН (2009) = 182,2млрд.+12,9млрд.+2,
ППН (2009) = 197,365 млрд.
Соответственно, ПКС = 198,4738/197,365 = 1,005
Уточненный показатель стремиться к единице, что говорит о высоком показателе собираемости налогов и сборов, и свидетельствует о качественном труде работников ФНС Республики Башкортостан.
Проведенное исследование налогового потенциала РБ показало, что существуют сильные отличия и расхождения при использовании различных показателей и методов расчета.
Также велико влияние на
оценку налогового потенциала осуществление
предприятиями теневых
Таким образом, расчет налогового
потенциала позволяет спрогнозировать
налоговые поступления
3 Проблемы оценки, формирования и эффективного использования налогового потенциала Республики Башкортостан
Как уже говорилось выше, проведенное исследование налогового потенциала Республики Башкортостан показало, что существуют сильные отличия и расхождения при использовании различных показателей и методов расчета.
Следовательно, на примере проведенного анализа, можно сделать вывод, что решение важнейшей государственной задачи по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей требует разработки нового научно-методического подхода к количественной оценке налогового потенциала. Выбор показателя, отражающего потенциальную способность генерировать бюджетные доходы, осложняется отсутствием достоверной статистики местной базы: данные часто оказываются неточными или отсутствуют вообще.
Исходя из теоретической части, можно сказать, что весьма некорректным также представляется подход к оценке налогового потенциала с помощью показателя фактически собранных платежей в бюджет, при котором на практике образуется разрыв между количеством фактически собранных налогов и потенциальной способностью генерировать бюджетные доходы. Например, регионы, обладающие равными налоговыми потенциалами, могут собирать разное количество платежей из-за разных налоговых ставок или вследствие различной результативности работы налоговых органов. К тому же на объем бюджетных поступлений за счет собственных источников оказывает влияние уровень налоговой дисциплины среди налогоплательщиков.
Заключение
Вопросам налогового планирования
посвящено множество различных
письменных работ специалистов-
Особое внимание необходимо
уделить разработке и опытной
отработке методик
Эта информационная база отражает возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений, что имеет важное значение для своевременного и обоснованного составления бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.
Очевидно, что создание целостной
системы прогнозирования в
Список использованной литературы
Информация о работе Налоговый потенциал территории и методы его оценки (на примере РБ)