Направление совершенствования стахового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Страховые отношения имеют глубокие общеисторические корни. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. Как правило, число лиц, заинтересованных в страховой защите, намного превышает число пострадавших от различных случайностей (стихийных бедствий, пожаров, грабежей и т.п.). Следовательно, солидарное возмещение ущерба позволяет заметно сглаживать последствия тех или иных непредвиденных событий.
Для рыночной экономики характерна более высокая степень страхового риска, связанного с возможностью возникновения не только стихийных бедствий, но и наступлением экономических кризисов, спадов производства, инфляции, политической нестабильности и др.
В результате действия указанных факторов страхование становится практически единственным и наиболее эффективным способом возмещения вероятного ущерба.
Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, а также по оказанию помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложений, выводов и практических рекомендаций, содержащихся в курсовой работе в дальнейшей работе над данной проблемой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ СТРАХОВАНИЯ

1.1 Экономическое содержание страхования

1.2 Функции страхования

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Состояние страхового рынка России, проблемы и перспективы

2.2 Динамика развития страховой отрасли в 2007 г.

2.3 Основные тенденции развития страховой отрасли в 2007 году

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОГО МЕХАНИЗМА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Еще более узкую трактовку понятия "страховой рынок" дает А.Н. Зубец, рассматри­вая его состав только в виде "действительных или потенциальных по­требителей, участвующих или способных принять участие в потребле­нии страховой продукции" [4, с.80].

Существуют и иные определения страхового рынка. Чаще всего употребляется определение, предложенное В.В. Шаховым: "Страхо­вой рынок — это особая социально-экономическая среда, определен­ная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее" [10, с. 48].

Более широкое определение страхового рынка дает А.К. Шихов, подчеркивая, что "это сфера специфических экономических отноше­ний, складывающихся между страхователями (застрахованными ли­цами, выгодоприобретателями), нуждающимися в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их материальных, не­материальных ценностей (благ) событий в страховой защите имуще­ственных интересов, и страховщиками, обеспечивающими ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями денежных взносов (страховых пре­мий)" [11, с. 76].

Определяя понятие "страховой рынок", В.Б. Гомелля считает, что для этого необходимо "рассмотрение по меньшей мере трех соста­вляющих: во-первых, экономических субъектов страхового рыноч­ного хозяйства и интересов, привлекающих их в эту сферу; во-вто­рых, объектов страховых отношений и, в-третьих, средств, при по­мощи которых удовлетворяются интересы всех участников этих от­ношений" [2, с. 65].

Можно выделить основные рыночные элементы при­менительно к страховому рынку:

1) состав участников рынка — производители и продавцы страховых услуг (страховщики), а также покупатели и потребители этих услуг (страхователи, застрахованные и выгодоприобретатели);

2) устойчивые формы организации, коммуникации и связи между участниками страхового рынка;

3) институциональные элементы (формальные и неформальные), ограничивающие и стимулирующие поведение участников страхового рынка и рыночных отношений;

4) состав предлагаемых потребителю страховых и сопутствующих услуг, а также уровень обслуживания (сервиса);

5) орган государственного регулирования страховых рыночных отношений и его участие в процессе обмена на рынке страховых услуг;

6) иностранные страховщики, условия их присутствия и участия в процессе страхования (доля на национальном рынке);

7) концепции контроля, регулирующие формирование деловых стратегий участников рынка.

Интегрируя различные подходы и обобщая формулировки, можно вывести следующее определение: "Страховой рынок — это отдельная сфе­ра услуг и специфических социально-экономических отноше­ний, включающая в себя совокупность структурно связанных между собой продавцов и покупателей страховых услуг (страхо­вых продуктов), а также иных участников страховых отношений, интересы, потребности и деятельность которых реализуются в соответствии с определенными правилами и регулируются кон­цепциями контроля, разделяемыми участниками рыночных страховых отношений".

Из этого определения вытекает, что страховой рынок является самостоятельной и в то же время составной частью рынка услуг вооб­ще. В процессе функционирования рынка между его участниками возникают определенные социально-экономические отношения. Ин­фраструктура страхового рынка, помимо продавцов и покупателей страховых услуг, включает в себя и иных участников. Между участни­ками, имеющими собственные интересы и потребности или осуществляющими определенные виды деятельности, существуют соответ­ствующие отношения и связи. Механизм и процедуры функциониро­вания страхового рынка и отдельных его элементов осуществляется на основе известных правил и регулируется концепцией контроля (регулирования). Эти правила и условия формируются в соответ­ствии с деловыми стратегиями участников и в большинстве случаев разделяются ими.

Страховой рынок имеет свою инфраструктуру. Если рассматри­вать элементный состав страхового рынка через призму определен­ного действующим российским законодательством состава участни­ков страховых отношений, то к их числу законодатель относит 7 кате­горий участников:

1) страхователи, застрахованные лица, выгодо­приобретатели;

2) страховые организации;

3) общества взаимного страхования;

4) страховые агенты;

5) страховые брокеры;

6) страхо­вые актуарии;

7) орган страхового надзора.

При этом в пункте 2 статьи 4.1. Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и приз­нании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" от 10.12.2006 г. № 172 ФЗ определено, что часть участников относится к субъектам страхового дела, деятельность которых подлежит лицензированию (страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры) или аттестации (страховые актуарии). В этой связи можно заметить, что страховой рынок России по своему субъектному составу, условиям функционирования, тенденциям дальнейшего развития становится всё более цивилизованным и адаптированным к требованиям ВТО.

 

 



3

 

2.3 Основные тенденции развития страховой отрасли в 2007 году

 

В 2007 году на развитие рынка страхования существенно повлия­ли два фактора. Во-первых, это значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное с изменением налогового законодательства, что привело к сокращению объемов "псевдострахования". И, во-вторых, реализация Закона "Об обяза­тельном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

1.1. Динамика страховых премий и страховых выплат

Диаграмма 1. Динамика страховых премий и выплат, 2004-2007 гг., млрд. руб.

 

Страховые премии по добровольным и обязательным видам стра­хования в 2007 году составили 471,6 млрд. руб. Динамика абсолютно­го показателя совокупных страховых премий свидетельствует о суще­ственном замедлении темпов роста до 9% по срав­нению с 44% в 2006 году. Снижение темпа роста про­изошло, главным образом, из-за сокращения стра­ховых премий по страхованию жизни (на 32% по сравнению с 2006 годом). Под влиянием изменений в налоговом и страховом законодательстве страхо­вые организации резко уменьшили объемы налогосберегающих схем.

В то же время, падение страховых премий по страхованию жизни было во многом компенсирова­но притоком страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств (49 млрд. руб. по сравнению с 23 млрд. руб. в 2006 г.), несмотря на вытеснение определенной части премий по добровольному страхованию автогражданской ответственности.

Аналогичная картина наблюдается и в отношении совокупных страховых выплат, которые составили в 2007 году 291,7 млрд. руб. и увеличились на 2.5% по сравнению с предыдущим годом. Разрыв между темпами роста страховых премий и выплат в 2007 году не так велик, что также может указывать на качественное улучшение ситуации на российском страховом рынке по сравнению с предыдущим годом, принимая во внимание, что коэффициент выплат и уровень убыточности на рынке традиционно является неадекватно низким. В свою очередь, в 2006 году разрыв между темпом роста страховых премий (44%) и страховых выплат (22,8%) составлял 21,2 процентных пункта, что на фоне значительного роста страховых премий по страхованию жизни указывало на активное участие страховых организаций в оптимизации налоговой нагрузки российских предприятий.

 

Диаграмма 2. Динамика страховых премий и выплат в сопоставимых ценах 2007 г. 2004-2007 гг., млрд. руб.

 

Диаграмма 3. Доля страховой премии в ВВП, 2004-2007 гг.. %.

 

В 2007 году тенденция роста страховых премий и ВЫПлат в реальных показателях прервалась. С поправкой на инфляцию, совокупные страховые премии уменьшились на 2,4%, а выплаты — на 8,2% (для корректировки использовались данные Федеральной службы государственной статистики по дефлятору ВВП).

Таким образом, хотя в количественном отноше­нии можно говорить о реальном сокращении разме­ра страхового рынка в 2007 году, в качественном от­ношении произошло определенное очищение рынка, и доля "классического" страхования увеличилась. Можно констатировать, что меры, предпринятые для борьбы с псевдострахованием путём изменений страхового и налогового законодательства, оказа­лись эффективны и смогли привести к сокращению в текущем году использования страхования как ин­струмента для оптимизации налогообложения предприятии и организации.

Динамика страховых премий в процентах ВВП

Доля совокупной страховой премии в валовом внутреннем про­дукте является ключевым макроэкономическим индикатором разви­тия страхового рынка. Данный показатель в 2007 году практически вернулся к уровню 2005 года и составил 2,81% ВВП, что значительно меньше, чем в таких странах Центральной и Восточной Европы, как Чехия, Словения, Словакия. Динамика за 4 года крайне нестабильна, отклонения от среднего значения в 3% ВВП составляют от 12,5% до 26.5%. На текущий момент корреляция между динамикой ВВП и сово­купной страховой премией практически не прослеживается, что явля­ется отражением весьма сложных связей между общеэкономическим развитием и страховым рынком, а также обусловлено тем фактом, что динамика ВВП во многом зависит от внешнеэкономических условий.

В Концепции развития страхования в России, принятой в 2005 го­ду, обозначена цель достижения страховой отраслью в 2007 году обьема совокупных страховых премий в размере 5% ВВП. Итоги 2007 года усложнили поставленную задачу, для достижения которой, ско­рее всего, потребуются дополнительные меры по стимулированию развития рынка.

Необходимо учитывать, что размер совокупной страховой премии включает в себя и премии, собранные по налогосберегающим схемам, которые не являются реальным страхованием, в связи с чем показатель отношения страховой премии к ВВП не является безусловным индикатором развития страхового рынка в РФ и может применять­ся лишь с данной оговоркой. А значит, за­медление прироста совокупных показате­лей страхового рынка, в частности страхо­вой премии, в постоянных ценах еще не оз­начает замедления развития реального рынка страхования.

Динамика страховых премий на душу населения

Размер страховой премии на душу населения является еще одним фундаментальным показателем развития страхового рынка. В 2007 году он по-прежнему находился на очень низком уровне и составил чуть менее 3300 руб. на человека (см. таблицу 1).

В течение 2004—2007 гг. данный показатель увеличивается с весьма высоким темпом. Эта тенденция во многом обусловлена ро­стом потребления страховых услуг. Совсем незначительный вклад в изменение показателя страховых премий надушу населения — коле­бания численности населения России.

Таблица 1. Собранная страховая премия и численность населения за 2004—2007 гг.

Период

2004

2005

2006

2007

Страховые премии, млрд. руб.

277,8

300,3

432,4

471,6

Население России, млн. чел.

144,8

144,0

145,2

143,4

СП на душу населения, руб.

1918,5

2085,4

2980,0

3288,7

Информация о работе Направление совершенствования стахового механизма