Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:23, курсовая работа
Страховые отношения имеют глубокие общеисторические корни. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. Как правило, число лиц, заинтересованных в страховой защите, намного превышает число пострадавших от различных случайностей (стихийных бедствий, пожаров, грабежей и т.п.). Следовательно, солидарное возмещение ущерба позволяет заметно сглаживать последствия тех или иных непредвиденных событий.
Для рыночной экономики характерна более высокая степень страхового риска, связанного с возможностью возникновения не только стихийных бедствий, но и наступлением экономических кризисов, спадов производства, инфляции, политической нестабильности и др.
В результате действия указанных факторов страхование становится практически единственным и наиболее эффективным способом возмещения вероятного ущерба.
Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, а также по оказанию помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложений, выводов и практических рекомендаций, содержащихся в курсовой работе в дальнейшей работе над данной проблемой.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ СТРАХОВАНИЯ
1.1 Экономическое содержание страхования
1.2 Функции страхования
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Состояние страхового рынка России, проблемы и перспективы
2.2 Динамика развития страховой отрасли в 2007 г.
2.3 Основные тенденции развития страховой отрасли в 2007 году
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОГО МЕХАНИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Еще более узкую трактовку понятия "страховой рынок" дает А.Н. Зубец, рассматривая его состав только в виде "действительных или потенциальных потребителей, участвующих или способных принять участие в потреблении страховой продукции" [4, с.80].
Существуют и иные определения страхового рынка. Чаще всего употребляется определение, предложенное В.В. Шаховым: "Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее" [10, с. 48].
Более широкое определение страхового рынка дает А.К. Шихов, подчеркивая, что "это сфера специфических экономических отношений, складывающихся между страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями), нуждающимися в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их материальных, нематериальных ценностей (благ) событий в страховой защите имущественных интересов, и страховщиками, обеспечивающими ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями денежных взносов (страховых премий)" [11, с. 76].
Определяя понятие "страховой рынок", В.Б. Гомелля считает, что для этого необходимо "рассмотрение по меньшей мере трех составляющих: во-первых, экономических субъектов страхового рыночного хозяйства и интересов, привлекающих их в эту сферу; во-вторых, объектов страховых отношений и, в-третьих, средств, при помощи которых удовлетворяются интересы всех участников этих отношений" [2, с. 65].
Можно выделить основные рыночные элементы применительно к страховому рынку:
1) состав участников рынка — производители и продавцы страховых услуг (страховщики), а также покупатели и потребители этих услуг (страхователи, застрахованные и выгодоприобретатели);
2) устойчивые формы организации, коммуникации и связи между участниками страхового рынка;
3) институциональные элементы (формальные и неформальные), ограничивающие и стимулирующие поведение участников страхового рынка и рыночных отношений;
4) состав предлагаемых потребителю страховых и сопутствующих услуг, а также уровень обслуживания (сервиса);
5) орган государственного регулирования страховых рыночных отношений и его участие в процессе обмена на рынке страховых услуг;
6) иностранные страховщики, условия их присутствия и участия в процессе страхования (доля на национальном рынке);
7) концепции контроля, регулирующие формирование деловых стратегий участников рынка.
Интегрируя различные подходы и обобщая формулировки, можно вывести следующее определение: "Страховой рынок — это отдельная сфера услуг и специфических социально-экономических отношений, включающая в себя совокупность структурно связанных между собой продавцов и покупателей страховых услуг (страховых продуктов), а также иных участников страховых отношений, интересы, потребности и деятельность которых реализуются в соответствии с определенными правилами и регулируются концепциями контроля, разделяемыми участниками рыночных страховых отношений".
Из этого определения вытекает, что страховой рынок является самостоятельной и в то же время составной частью рынка услуг вообще. В процессе функционирования рынка между его участниками возникают определенные социально-экономические отношения. Инфраструктура страхового рынка, помимо продавцов и покупателей страховых услуг, включает в себя и иных участников. Между участниками, имеющими собственные интересы и потребности или осуществляющими определенные виды деятельности, существуют соответствующие отношения и связи. Механизм и процедуры функционирования страхового рынка и отдельных его элементов осуществляется на основе известных правил и регулируется концепцией контроля (регулирования). Эти правила и условия формируются в соответствии с деловыми стратегиями участников и в большинстве случаев разделяются ими.
Страховой рынок имеет свою инфраструктуру. Если рассматривать элементный состав страхового рынка через призму определенного действующим российским законодательством состава участников страховых отношений, то к их числу законодатель относит 7 категорий участников:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации;
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) страховые актуарии;
7) орган страхового надзора.
При этом в пункте 2 статьи 4.1. Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" от 10.12.2006 г. № 172 ФЗ определено, что часть участников относится к субъектам страхового дела, деятельность которых подлежит лицензированию (страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры) или аттестации (страховые актуарии). В этой связи можно заметить, что страховой рынок России по своему субъектному составу, условиям функционирования, тенденциям дальнейшего развития становится всё более цивилизованным и адаптированным к требованиям ВТО.
3
В 2007 году на развитие рынка страхования существенно повлияли два фактора. Во-первых, это значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное с изменением налогового законодательства, что привело к сокращению объемов "псевдострахования". И, во-вторых, реализация Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
1.1. Динамика страховых премий и страховых выплат
Диаграмма 1. Динамика страховых премий и выплат, 2004-2007 гг., млрд. руб.
Страховые премии по добровольным и обязательным видам страхования в 2007 году составили 471,6 млрд. руб. Динамика абсолютного показателя совокупных страховых премий свидетельствует о существенном замедлении темпов роста до 9% по сравнению с 44% в 2006 году. Снижение темпа роста произошло, главным образом, из-за сокращения страховых премий по страхованию жизни (на 32% по сравнению с 2006 годом). Под влиянием изменений в налоговом и страховом законодательстве страховые организации резко уменьшили объемы налогосберегающих схем.
В то же время, падение страховых премий по страхованию жизни было во многом компенсировано притоком страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (49 млрд. руб. по сравнению с 23 млрд. руб. в 2006 г.), несмотря на вытеснение определенной части премий по добровольному страхованию автогражданской ответственности.
Аналогичная картина наблюдается и в отношении совокупных страховых выплат, которые составили в 2007 году 291,7 млрд. руб. и увеличились на 2.5% по сравнению с предыдущим годом. Разрыв между темпами роста страховых премий и выплат в 2007 году не так велик, что также может указывать на качественное улучшение ситуации на российском страховом рынке по сравнению с предыдущим годом, принимая во внимание, что коэффициент выплат и уровень убыточности на рынке традиционно является неадекватно низким. В свою очередь, в 2006 году разрыв между темпом роста страховых премий (44%) и страховых выплат (22,8%) составлял 21,2 процентных пункта, что на фоне значительного роста страховых премий по страхованию жизни указывало на активное участие страховых организаций в оптимизации налоговой нагрузки российских предприятий.
Диаграмма 2. Динамика страховых премий и выплат в сопоставимых ценах 2007 г. 2004-2007 гг., млрд. руб.
Диаграмма 3. Доля страховой премии в ВВП, 2004-2007 гг.. %.
В 2007 году тенденция роста страховых премий и ВЫПлат в реальных показателях прервалась. С поправкой на инфляцию, совокупные страховые премии уменьшились на 2,4%, а выплаты — на 8,2% (для корректировки использовались данные Федеральной службы государственной статистики по дефлятору ВВП).
Таким образом, хотя в количественном отношении можно говорить о реальном сокращении размера страхового рынка в 2007 году, в качественном отношении произошло определенное очищение рынка, и доля "классического" страхования увеличилась. Можно констатировать, что меры, предпринятые для борьбы с псевдострахованием путём изменений страхового и налогового законодательства, оказались эффективны и смогли привести к сокращению в текущем году использования страхования как инструмента для оптимизации налогообложения предприятии и организации.
Динамика страховых премий в процентах ВВП
Доля совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте является ключевым макроэкономическим индикатором развития страхового рынка. Данный показатель в 2007 году практически вернулся к уровню 2005 года и составил 2,81% ВВП, что значительно меньше, чем в таких странах Центральной и Восточной Европы, как Чехия, Словения, Словакия. Динамика за 4 года крайне нестабильна, отклонения от среднего значения в 3% ВВП составляют от 12,5% до 26.5%. На текущий момент корреляция между динамикой ВВП и совокупной страховой премией практически не прослеживается, что является отражением весьма сложных связей между общеэкономическим развитием и страховым рынком, а также обусловлено тем фактом, что динамика ВВП во многом зависит от внешнеэкономических условий.
В Концепции развития страхования в России, принятой в 2005 году, обозначена цель достижения страховой отраслью в 2007 году обьема совокупных страховых премий в размере 5% ВВП. Итоги 2007 года усложнили поставленную задачу, для достижения которой, скорее всего, потребуются дополнительные меры по стимулированию развития рынка.
Необходимо учитывать, что размер совокупной страховой премии включает в себя и премии, собранные по налогосберегающим схемам, которые не являются реальным страхованием, в связи с чем показатель отношения страховой премии к ВВП не является безусловным индикатором развития страхового рынка в РФ и может применяться лишь с данной оговоркой. А значит, замедление прироста совокупных показателей страхового рынка, в частности страховой премии, в постоянных ценах еще не означает замедления развития реального рынка страхования.
Динамика страховых премий на душу населения
Размер страховой премии на душу населения является еще одним фундаментальным показателем развития страхового рынка. В 2007 году он по-прежнему находился на очень низком уровне и составил чуть менее 3300 руб. на человека (см. таблицу 1).
В течение 2004—2007 гг. данный показатель увеличивается с весьма высоким темпом. Эта тенденция во многом обусловлена ростом потребления страховых услуг. Совсем незначительный вклад в изменение показателя страховых премий надушу населения — колебания численности населения России.
Таблица 1. Собранная страховая премия и численность населения за 2004—2007 гг.
Период | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Страховые премии, млрд. руб. | 277,8 | 300,3 | 432,4 | 471,6 |
Население России, млн. чел. | 144,8 | 144,0 | 145,2 | 143,4 |
СП на душу населения, руб. | 1918,5 | 2085,4 | 2980,0 | 3288,7 |
Информация о работе Направление совершенствования стахового механизма