Направления совершенствования банковской инфраструктуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать строение и выделить особенности банковской инфраструктуры в современном хозяйстве.
Задачами курсовой работы являются:
интерпретация экономической сущности и роли банковской инфраструктуры, изучение элементов банковской инфраструктуры, рассмотрение банковской инфраструктуры РФ, определение проблем развития и направлений совершенствования банковской инфраструктуры.

Содержание работы

Введение
3
1. Понятие и сущность банковской инфраструктуры

1.1 Банковская инфраструктура как важнейший элемент банковской системы

1.2 Классификация банковской инфраструктуры

1.3 Факторы, влияющие на развитие банковской инфраструктуры

2. Банковская инфраструктура РФ

2.1 Развитие банковской инфраструктуры РФ

2.2 Законодательно-нормативная база функционирования банковской инфраструктуры

3. Направления совершенствования банковской инфраструктуры РФ

3.1 Использование зарубежного опыта

3.2 Совершенствование механизма взаимодействия элементов банковской инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПОЛНОСТЬЮ.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

     Эти пять операций вместе с депозитными, расчетными и кредитными (всего восемь) получили статус банковских операций. Согласно закону их могут выполнять  только банки, За небанковскими кредитными организациями оставили право:

  • осуществлять клиринговые расчеты;
  • заниматься инкассацией денежных средств;
  • выполнять операции по обмену валюты;
  • управлять денежными средствами клиентов [13, стр. 329].

     Как отмечалось, для того, чтобы выполнять  банковскую операцию, необходимо иметь соответствующую лицензию. За незаконную безлицензионную деятельность к «пиратам-подпольщикам» применяются финансовые взыскания, вводятся санкции вплоть до ликвидации организации, занимающейся «не законной» для нее операцией.

     Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» разрешает банкам заниматься размещением, подпиской, покупкой, продажей, учетом и хранением ценных бумаг. Эти операции, однако, не имеют статуса банковских, как, впрочем, и следующие сделки:

  1. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  2. приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  3. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  4. осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  5. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  6. лизинговые операции;
  7. оказание консультационных и информационных услуг.

     Эти операции и сделки составляют как  бы дополнительные виды деятельности, которыми разрешено заниматься банкам и небанковским организациям. Закон предписывает и те виды деятельности, которыми банкам заниматься запрещено. К их числу относятся производственная, торговая и страховая деятельность [16, стр. 267].

 

      3. Направления совершенствования  банковской инфраструктуры РФ 
 

     3.1 Использование зарубежного опыта  и международное сотрудничество 

     Первый  обмен визитами и первые соглашения о сотрудничестве с зарубежными коллегами у Ассоциации российских банков (АРБ) состоялись вскоре после создания. В 1993 г. в Варне заключено соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией торговых банков Болгарии. За ним последовали договоры с национальными банковскими объединениями Франции, Австрии, Венгрии, Литвы, Польши, Португалии, Греции и других государств ближнего и дальнего зарубежья - всего свыше двадцати [18, стр 44].

     С некоторыми из партнерских организаций  отношения не пошли дальше происходящего время от времени обмена делегациями, взаимных приветствий по тем или иным датам и эпизодических выступлений на проводимых в соответствующих странах международных банковских конференциях. С другими, напротив, завязался заинтересованный обмен мнениями по актуальным вопросам развития банковского дела, проблемам становления и повышения конкурентоспособности национальных финансово-банковских систем, по формам и методам банковской поддержки роста и укрепления реальной экономики. Началось формирование общей платформы и для совместных выступлений на внешней арене по вопросам, представляющим взаимный интерес.

     Именно  в таком ключе развиваются  отношения с Китаем, в основе которых лежит соглашение о сотрудничестве между АРБ и Всекитайским финансово-банковским обществом. Стороны «сверяют часы» в ходе регулярных российско-китайских финансово-банковских форумов, последний из которых (четвертый по счету) прошел в Пекине в октябре 2009 г. По масштабу и значению их можно сравнить с национальными банковскими фестивалями, четвертый год подряд организуемыми в Черногории в контакте с Ассоциацией банков Монтенегро [11, стр. 332].

     Особая  роль отводится взаимоотношениям с  международными банковскими союзами, с которыми АРБ связывают договоренности по обмену опытом и совместной деятельности. Такие союзы действуют и на постсоветском, постсоциалистическом, общеевропейском пространствах, и в глобальном масштабе.

     С 1997 г. АРБ развивает сотрудничество с Европейской банковской федерацией (ЕБФ). Через штаб-квартиру в Брюсселе ЕБФ объединяет национальные банковские союзы государств, связанных с ЕС тесными экономическими узами. Соглашение Российской Федерации и Европейского союза о формировании общего экономического пространства (ОЭП), подписанное в 2005 г. одним блоком среди четырех так называемых дорожных карт, помимо прочего закрепило важнейшие направления развития взаимоотношений в сфере финансовых услуг: в банковском деле, страховании, на фондовых рынках, а также в области бухгалтерского учета, аудита, статистики, отчетности и инвестиционного сотрудничества [13, стр. 164]. По дорожным картам между Россией и Евросоюзом развернулись десятки отраслевых диалогов, включая официальный диалог по экономике и финансам, где партнерами Еврокомиссии выступают Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации. Основной площадкой для бизнес-диалога с представителями Евросоюза стал «круглый стол» промышленников России и ЕС (КСП), занятый прокладкой маршрута по наиболее сложной из дорожных карт.

     Содержанием финансовых разделов дорожной карты по общему экономическому пространству занимается действующая под эгидой КСП Рабочая группа по финансовой индустрии (РГФИ), соорганизаторами которой выступают АРБ и ЕБФ. Помимо руководителей ведущих банковских учреждений России и Евросоюза, участников страхового и фондового рынка в РГФИ вошли представители законодательной и исполнительной власти, органов финансового надзора и регулирования, крупнейших аудиторских и консультационных фирм [12, стр. 376]. Ядро российской части группы составило руководство созданного в 2004 г. Ассоциацией российских банков, Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) и Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) координационного Совета организаций профессиональных участников финансового рынка (СОПРОФИН).

     По  инициативе АРБ и при поддержке  ЕБФ, РГФИ предложила Еврокомиссии совместную подготовку развернутой программы формирования общего пространства РФ и ЕС в сфере финансовых услуг в виде так называемых «зеленой» и «белой» книг. Выпуск таких книг практикуется в Евросоюзе при подготовке важных документов, затрагивающих интересы разных сторон и требующих публичного обсуждения. Публикация «зеленой» книги с разными позициями и рецептами призвана стимулировать дискуссию, вызвать активный диалог между бизнесом и властью, в данном конкретном случае - по наиболее острым вопросам развития сферы финансовых услуг. «Белая» книга с обобщением итогов дискуссии и блоком практических предложений по формированию общего финансово-экономического пространства должна дать ясный план для дальнейших совместных действий. Проект технического задания готовился при участии Европейского банка реконструкции и развития, а затем неоднократно уточнялся специалистами РГФИ в Представительстве Европейского союза в Москве [23, стр. 24].

     Документ  предусматривал, прежде всего, проведение комплексного сравнительного анализа  финансово-банковского законодательства, практики надзора и регулирования, а также финансовой инфраструктуры в России и Евросоюзе для выяснения  их ключевых различий, объективных особенностей развития и субъективных препятствий созданию общего финансово-экономического пространства. Важнейшие составляющие рынка финансовых услуг - банковскую и страховую системы, рынок ценных бумаг и инвестиционные структуры, пенсионные фонды и другие небанковские финансовые институты, системы финансового законодательства, надзора, регулирования, инфраструктуры и финансово-банковскую практику - предлагалось рассматривать во взаимосвязи на макро- и микроуровне, с основным вниманием к роли финансовых учреждений в развитии реальной экономики и обеспечении потребностей населения в финансовых услугах. В итоге должны были появиться конкретные законодательные инициативы по выравниванию и синхронизации дальнейшего развития рынков финансовых услуг в России и Евросоюзе, по построению адекватной требованиям времени системы финансового надзора, регулирования и инфраструктуры рынка финансово-банковских услуг [15, стр. 243].

     Казалось  бы, в нынешних условиях, когда в  России и Евросоюзе, как и во всем мире, началось серьезное реформирование финансово-банковской сферы для преодоления нынешнего кризиса и предотвращения катастрофических финансово-экономических потрясений на будущее, трудно найти более важную сферу для сотрудничества. Тем не менее после многомесячных обсуждений в Москве и Брюсселе данный проект, поддержанный в российском Минфине, Минэкономразвития и профильном комитете Совета Федерации Федерального Собрания, был отклонен брюссельскими чиновниками. И это отдалило перспективы объединения усилий участников официального диалога и диалога между представителями бизнес-сообщества России и Евросоюза по синхронизации развития и повышению устойчивости и эффективности использования сферы финансовых услуг для укрепления взаимовыгодного обмена [13, стр. 292].

     В мае 2010 года в Вашингтоне состоялось заседание Совета Международной банковской федерации (МБФед), куда Ассоциация российских банков была приглашена в качестве полномочного представителя интересов банковского сообщества России. Глобальное покрытие определяет позиции МБФед как ключевого института, представляющего интересы банков в вопросах развития банковского законодательства, надзора, регулирования и в иных принципиально важных для банковской индустрии вопросах. Основная задача федерации состоит в обеспечении эффективного ответа банковского сообщества на вызовы мировой экономики, межгосударственных организаций и национальных правительств по вопросам, представляющим общий интерес. [11, стр. 117] Не остался без внимания и актуальный для банковской системы России вопрос о том, сколько и каких банков нужно той или иной стране и каков должен быть минимальный размер банковского капитала. Наши коллеги по МБФед - в частности, из Ассоциации американских банкиров, представляющей самую мощную банковскую систему мира, - убеждены, что рынок сам должен найти ответы на эти вопросы без давления со стороны властей. Экономике и населению нужны и крупные, и небольшие по размерам банки с разными функциями и географией деятельности. Среди 9000 американских банков есть и крупнейшие, транснациональные, и совсем мелкие, в отношении которых применяется иной принцип надзора и регулирования, но у каждого есть своя ниша и каждый вносит свой вклад в развитие и укрепление экономики США [14, стр. 257]. 

     3.2 Совершенствование механизма взаимодействия элементов банковской инфраструктуры 

     Важнейшим фактором взаимодействия элементов  банковской инфраструктуры в современном обществе является внедрение в банковское дело информационных технологий, благодаря которым и происходит внедрение в банковские операции таких инноваций, как клиринг, оплата посредством пластиковых карт и другое.

     Настоящим прорывом к новым возможностям в  сфере предпринимательства стало создание «виртуальной» экономики. Все больше и больше предприятий и фирм стало использовать доступ в глобальную сеть для ведения своих операций по расчетам, рекламированию продукции, проведению маркетинговых исследований и даже для открытия виртуальных магазинов. Не миновали все эти новшества и банковскую сферу. Впервые компьютеры в банках появились в 50-х гг. в США, но это были отдельные попытки оптимизировать свою деятельность. По-настоящему автоматизировать банковские услуги попытались в 70-е гг., но эта попытка была неудачной — требовались огромные капитальные затраты для создания широкомасштабных систем передачи информации. Технические же возможности оставались на недостаточно высоком уровне, а юридические и административные органы, регулирующие банковскую сферу, были связаны с существовавшей тогда «бумажной системой» управления. Только с появлением новых видов программных продуктов и новых процессоров появилась действительно реальная возможность почти полностью автоматизировать банковские услуги. В настоящее время автоматизация идет по следующим основным направлениям:

  • электронная обработка бумажных финансовых документов;
  • компьютеризация расчетных и платежных операций;
  • внедрение систем связи между отдельными рабочими местами и между банками [13, стр. 260].

     Интернет  как глобальная сеть оказал и оказывает  огромное влияние на все сферы деятельности человечества, включая экономику и бизнес. Одним из важных аспектов использования Интернета является дальнейшее развитие тенденции к глобальной мобильности и ликвидности капитала для всех категорий клиентов. На практике эта тенденция выразилась в появлении интернет-банкинга. В России использование интернет-технологий в значительной мере пока является не бизнесом, а лишь стремлением к новаторству.

     Начиная с середины 1990-х годов, все большие  число финансовых институтов для предоставления своих услуг используют возможности сети  Интернет. Первыми, кто представил свои услуги в Интернете, были банки. В 1995 году зарубежные банковские организации предоставили своим клиентам прямой доступ к их счетам, позволяющий управлять счетами из любой точки мира, где есть Интернет. Такой доступ к счету через сеть получил название интернет-банкинга. Сейчас под данным понятием подразумевается нечто большее, чем просто дистанционное управление счетом. Сегодня банки позволяют клиенту получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другом банке, а также по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета за связь и пр. Клиент через Интернет может купить или продать иностранную валюту, а также торговать на фондовых рынках [17, стр. 53].

Информация о работе Направления совершенствования банковской инфраструктуры РФ