Направления совершенствования банковской инфраструктуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать строение и выделить особенности банковской инфраструктуры в современном хозяйстве.
Задачами курсовой работы являются:
интерпретация экономической сущности и роли банковской инфраструктуры, изучение элементов банковской инфраструктуры, рассмотрение банковской инфраструктуры РФ, определение проблем развития и направлений совершенствования банковской инфраструктуры.

Содержание работы

Введение
3
1. Понятие и сущность банковской инфраструктуры

1.1 Банковская инфраструктура как важнейший элемент банковской системы

1.2 Классификация банковской инфраструктуры

1.3 Факторы, влияющие на развитие банковской инфраструктуры

2. Банковская инфраструктура РФ

2.1 Развитие банковской инфраструктуры РФ

2.2 Законодательно-нормативная база функционирования банковской инфраструктуры

3. Направления совершенствования банковской инфраструктуры РФ

3.1 Использование зарубежного опыта

3.2 Совершенствование механизма взаимодействия элементов банковской инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПОЛНОСТЬЮ.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

     Некоторые банки предоставляют такие услуги, как получение кредита и страхование  депозитов непосредственно через  Интернет. Еще до 1995 года, когда Интернет не был так широко распространен, банки предоставляли удаленный доступ к счету через системы «Клиент—Банк». Для этого на стороне клиента устанавливалось специальное программное обеспечение, и обмен информацией с банком, как правило, происходил через прямое модемное соединение. Такие системы применялись в первую очередь корпоративными клиентами, и на Западе к сегодняшнему дню почти все банки модернизировали их до уровня «Клиент—Интернет—Банк». Сам факт того, что многие услуги могут быть осуществлены дистанционно через глобальную сеть, привел к тому, что сам банк как  физический объект (здание и пр.), в принципе, может не существовать. В свою очередь, теоретически это приводит к снижению операционных издержек, уменьшению стоимости услуг и повышению прибыли самого банка. Именно по этим причинам с 1995 по 2000 годы в США и в Европе стали открываться так называемые виртуальные банки, у которых не существовало ни одного офиса. Открытие счета и управление им, получение кредита — все это осуществлялось только через Интернет. В США к 2000 году насчитывалось 26 подобных кредитных организаций. Самым первым виртуальным банком считается американский Security First Network Bank, открывшийся 18 октября 1995 года. За первые полтора года существования средний прирост капитала банка составлял 20 % в месяц, активы выросли до 40 млн долларов, было  открыто более 10 тыс. клиентских счетов. В Европе первым виртуальным банком был Advance Bank, дочерняя структура Дрезденской банковской группы (Германия). Подразделение появилось в 1996 году. В 2000 году, когда стереотипы новой экономики развеялись, и стало понятно, что не любая компания, действующая через Интернет, может использовать сетевой эффект, а для клиентов банков главное — надежность и безопасность, а не доступ к счету 24 часа в сутки, многие виртуальные банки прекратили свое существование. Тем не менее, большинство из них было приобретено традиционными банками для использования их как одного из каналов предоставления собственных услуг [19, стр. 429].

     Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения  на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание. Затем, появились услуги по телефону. Несколько лет назад возник новый подход к взаимодействию банка с клиентом — многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем «Банк—Клиент». Сначала такие услуги предоставлялись только по закрытым частным каналам. В настоящее время ситуация меняется в сторону использования интернета, и наиболее популярны смешанные решения. Есть две модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:

     1. Банк предоставляет пользовательский  интерфейс, сеть и наполнение  решения. При этом может использоваться  система «Банк—Клиент», разработанная как самим банком, так и специализированной фирмой производящей программное обеспечение. 

     2. Предоставление услуг на дому  с помощью Интернета. В данном  случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в  качестве сети Интернет, а наполнение зависит от банка [12, стр. 227].

     Таким образом, появляются возможности пользования  коллективной информацией, а с появлением мировой «паутины» — и возможности выхода на международный уровень. Темпы жизни заставляют искать пути для сокращения до минимума временных разрывов в схеме «деньги—товар—деньги». Это стимулировало создание новой формы безналичных расчетов — расчетов с использованием пластиковых карточек, называемых еще «виртуальными платежами».

     Пластиковая карта используется для различных  по назначению операций. По выбору оказываемых услуг она может служить пропуском, водительским удостоверением, проездным документом и просто средством платежа. Впервые идея использования кредитной карточки была выдвинута в прошлом веке Эдуардом Белами (1887 г.). На практике первые картонные кредитные карточки стали использоваться в США на торговых предприятиях в 20-е гг. нашего столетия. Долгое время не могли найти подходящий материал, который бы отвечал функциональным требованиям кредитных карт. Только в начале 60-х гг. в США появились пластиковые карточки с магнитной полосой. Впоследствии многие страны в своих банках ввели систему карточных расчетов, и она приобрела международный характер. В 1975 г. француз Ролан Морено изобрел электронную карту памяти, а чуть позже французская компания BULL разработала и запатентовала смарт-карту (интеллектуальную карту) со встроенным микропроцессором. Вероятно, с течением времени сферу расчетов завоюют новые виды карт, но пока в силу своей традиционности магнитные карты занимают ведущие позиции, например, карты таких платежных систем, как American Express, VISA, MasterCard и т. д. [15, стр. 249].

     Пластиковая карточка — это универсальное  платежное средство, которое позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги безналичным путем, а также более безопасно (по сравнению с наличными деньгами) хранить и перевозить свои денежные средства. Устройство, а это может быть и торговый терминал, и электронная касса, и банкомат, считывает информацию с магнитной полосы пластиковой карты, которая по спецканалу связи или по телефонной сети передается в центр авторизации карт. В случае подтверждения банком платежа, терминал печатает слип (специальный торговый чек). С помощью специального устройства импринтера на чеках отпечатывается выдавленная на карточке подпись, затем чеки собираются и направляются торговой организацией в банк для списания суммы оплаты за покупки со счета клиента в пользу предприятия торговли или сервиса [12, стр. 314].

     Устройствами, обеспечивающими работу банковских систем самообслуживания на базе пластиковых карточек, являются банкоматы и торговые терминалы. Первый в мире банкомат был запущен в одном из банков северного Лондона в 1967 г. На территории бывшего СССР первые банкоматы появились в системе «Дельта-Банк». Сначала в Киеве, затем в Москве, в Мещанском и Коломенском отделениях Сбербанка. На сегодняшний день самым большим потребителем банкоматов в мире являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на него приходится 34 % всех вновь поставленных банкоматов. В мировом масштабе наибольшая плотность банкоматов в Японии — более 1000 устройств на 1 млн граждан. Банкомат, или ATM (Automated Teller Machine) — это электронно-механическое устройство, предназначенное для выдачи наличных денег по пластиковым карточкам. Для банков внедрение такого оборудования способствует достижению благоприятных условий, которые помогут выстоять в конкурентной борьбе за клиента, время и прибыль [17, стр. 114].

     Торговые  терминалы — это простейшая расчетная  установка в магазине. Чаще всего это механические устройства для прокатки рельефной части пластиковой карты и для получения слипа, который клиент подписывает. Ввиду списания небольших сумм торговые терминалы не запрашивают личные коды клиентов. По статистическим данным, в США и Канаде наибольшее распространение имеет платежная система на базе карточек American Express и MasterCard. Только в США автоматов, обслуживающих эти карточки, установлено свыше 60 тыс. В Европе большей популярностью пользуются карточки VISA и MasterCard. В частности, во Франции более 15 тыс. автоматов, в Италии более б тыс., в Германии более 29 тыс. [11, стр. 547].

     Микропроцессорные карты — это карты со встроенной кремниевой микросхемой, их еще называют чиповые карты. Чиповая карта была изобретена во Франции в середине 70-х гг., к настоящему времени их количество достигает 1 млрд. Объем памяти таких карт в среднем не превышает 256 байт. Вместо магнитной полосы в них встроен микро- процессор, содержащий оперативную (для использования в процессе обработки) и постоянную (для хранения неизменяемых данных) память, а также внесена система безопасности данных. Встроенная микросхема обладает свойствами небольшого компьютера, который может самопрограммироваться и управлять всеми процессами взаимодействия с памятью и различными внешними устройствами. В память заложена информация о владельце карты, о его банковском счете, сведения о проведении со счетом клиента до 200 последних операций с использованием данной карты [8, стр. 479].

     В настоящее время в мире действует  несколько крупных ассоциаций банковских карточек, таких как VISA, MasterCard, Diners Club, American Express, Europay International (бывшая EuroCard). Ассоциации вырабатывают общие правила, координируют свою деятельность, охраняют патенты и права, разрабатывают стандарты и правила ведения операций, новые платежные продукты, рекламируют их, обмениваются информацией. Деятельность российских банков с карточками началась в марте 1988 г., когда в Лондоне между бюро путешествий ВАО «Интурист» и международной организацией VISA International было подписано соглашение, в результате которого «Интурист» стал членом этой международной организации, обладающим эмиссионными правами. С конца 60-х гг. и до 1988-1989 г. кредитными карточками пользовались в России только иностранные туристы, но Сбербанк РФ разработал систему расчетов населения за товары и услуги пластиковыми карточками и в настоящее время почти все крупные банки РФ предоставляют населению и организациям целый спектр услуг по выпуску и обслуживанию пластиковых карт. К такого рода услугам относятся:

     • изготовление и обслуживание пластиковой  карты;

     • выплата работникам предприятий  заработной платы через пластиковые карточки;

     • выпуски и обслуживание пластиковых  карт российской платежной системы Union Card;

     • обслуживание торгово-сервисных предприятий  по приему безналичной оплаты с использованием карт;

     • повторное изготовление утерянной  карточки;

     • блокирование карточки на определенный срок;

     • выпуск и обслуживание карточек международных платежных систем [18, стр. 426].

     В 1996 г. началась и продолжается по сей  день реализация концепции национальной системы платежных карт, основной целью которой является обеспечение надежности карт всех участников с гарантией возврата средств в случае мошенничества. Многие российские коммерческие банки присоединились к внутренней платежной системе STB-Card, которая на данный момент занимает лидирующее положение и по числу торговых точек, принимающих ее карты к оплате, и по количеству установленных банкоматов, опережая пока системы Union Card, «Золотая корона». Эти системы объединяют несколько банков и являются межбанковскими, они самостоятельно ведут процессинг операций. Платежная система STB-Card работает круглосуточно и включает в себя расчетный центр, центр авторизации, сеть банкоматов, сеть терминалов в предприятиях торговли. В ноябре 1993 г. эта система стала лауреатом европейской награды Euromarket Award, которая присуждается фирмам, чья деятельность в области торговли, промышленности и услуг признается выдающейся. Также сегодня в России несколько компаний пытаются внедрить проекты с использованием смарт-карт. Среди них «Аи Ти», BGS. На Санкт-Петербург приходится примерно треть оборо- тов российского рынка пластиковых карт. Разработка направлений работы с пластиковыми картами является наиболее перспективной для банков в настоящее время. Этим видом деятельности активно занимаются Импэксбанк и Гута банк. Вопрос создания национальной платежной системы, в рамках которой возможно качественное развитие «пластикового» бизнеса, пока еще находится в стадии обсуждения.

     Для создания такой системы должны выполняться  следующие требования:

     • услуги и продукты этой системы на территории России должны быть более дешевыми, чем услуги международных систем;

     • расчетным банком системы обязательно  должен стать российский банк;

     • система должна базироваться на стандарте, совместимом с международным;

     • необходимы большие капитальные вложения для возможности обслуживания карточек на всей территории России, производства оборудования, программного обеспечения.

     Мировая практика показывает, что национальные системы зачастую эффективно используются наряду с международными [15, стр. 312].

     Одним из эффективных механизмов проведения расчетно-платежных операций может  быть их организация в форме клиринга. Для банков клиринг важен как  способ ускорения расчетов и платежей, как способ уменьшения потребности  в средствах платежа (за счет сведения к возможному минимуму встречных межбанковских платежей) и тем самым как средство повышения их ликвидности.

     Межбанковский клиринг имеет место практически  во всякой стране с развитой банковской инфраструктурой и представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры. Взаиморасчеты банки могут осуществлять и без клиринговой системы, открыв корреспондентские счета друг у друга. На практике это может выглядеть следующим образом. Банк А открывает в банке Б корреспондентский счет и депонирует на нем некоторую сумму. Банк Б по поручению банка А может производить расчеты в пределах этой суммы. Такая система расчетов между банками пригодна только для тех стран, потребности которых (в силу их экономико-географических условий) могут удовлетворять небольшое количество банков при небольших объемах проходящих через эту систему платежах. В странах, где существует широкая банковская сеть с большими объемами передвижения капитала между банками, рассмотренная выше схема становится неэффективной. В частности, если банк А открывает взаимные корреспондентские счета в десяти, ста банках, то объем средств, которые для этого требуется иммобилизовать, возрастает пропорционально числу банков-партнеров и может оказаться тормозом для всей системы расчетов [13, стр. 322].

     Практика  открытия взаимных корреспондентских  счетов существует в мире, но это, скорее, исключение из правила, действующего в  сфере банковских расчетов [18, стр. 79].

 

      Заключение 

     Подведя итог по курсовой работе, можно сделать вывод, что роль банковской инфраструктуры в развитии экономических отношений достаточно велика. Совершенствование системы законодательства, включающего в себя строгое определение полномочий финансовых институтов способно значительно повысить эффективность их работы.

Информация о работе Направления совершенствования банковской инфраструктуры РФ