Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:43, контрольная работа
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.
Необходимость
социальной защиты населения,
ее сущность и финансовый
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.
Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:
- полной, частичной, временной
или постоянной потерей
- потерей кормильца, наличием
многодетной или неполной
- изменениями в социально-
- неблагоприятными
Социальная защита населения
является одним из важнейших звеньев
в системе социального
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.
Целью деятельности организаций
социальной работы в системе социальной
защиты населения является установление
устойчивых и упорядоченных связей
между различными уровнями системы,
призванной обеспечить нуждающихся
в помощи людей жизненными благами,
нормализовать социально-
Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить что фактически все структуры общества, т.е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.
В общем виде организационную
структуру институтов социальной защиты
населения можно
В структуре реализации механизмов
системы социальной помощи населению
выделяются два глобальных уровня:
законодательный и
Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне государства, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.
Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.
Субъектами управления в
системе социальной защиты населения
являются организации, непосредственно
занимающиеся проблемами социальной помощи
населению: министерства, комитеты, производственные
коллективы. Человек, являясь объектом
воздействия со стороны органов
социальной работы, сам является субъектом
социального управления, так как
генерирует и формирует через
свои интересы и потребности структурно-
Функции органов социальной работы - это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения. Для органов социальной работы характерными функциями являются:
- осуществление защищенности,
страховки и гарантии
- реализация государственной
политики по созданию
Термин «социальная защита»
(«социальная безопасность») был
впервые применен в законодательном
акте США в «Законе по социальной
безопасности» в 1935 г., который в
свою очередь стимулировал разработку
программ помощи престарелым, нетрудоспособным
и безработным. В 1935 г. данный термин
был применен и в законодательном
акте Новой Зеландии. В последующем
рамки данной категории были значительно
расширены при разработке и принятии
конвенций и рекомендаций Международной
организации труда по социальному
страхованию и обеспечению, гарантированию
минимальных доходов работающим
при наступлении
Социальная защита - это
забота государства о гражданах,
нуждающихся в помощи, его содействие
им в связи с возрастом, состоянием
здоровья, социальным положением, недостаточной
обеспеченностью средствами существования,
а система социальной защиты - это
совокупность принципов, методов, социальных
гарантий, мероприятий, законодательно
установленных государством и обеспечивающих
предоставление оптимальных условий
жизни, удовлетворение потребностей людей,
поддержание жизнеобеспечения и
деятельного существования
В Республике Беларусь социальная
защита представляет собой систему
приоритетов и механизмов по реализации
законодательно закрепленных социальных,
правовых и экономических гарантий
граждан; органов управления всех уровней,
иных институтов, а также системы
социальных служб, обеспечивающих определенный
уровень социальной защищенности, достижения
социально-приемлемого уровня жизни
населения в соответствии с конкретными
условиями общественного
Успешное действие механизма социальной защиты населения призвано обеспечивать социальную защищенность.
Социальная защищенность
- целостная система
В настоящее время социальная
защита населения стала важнейшей
составной частью экономической
и социальной политики государства
и представлена совокупностью решений,
принимаемых органами государственного
управления, работодателями, профсоюзными
и другими общественно-
Сущность социальной защиты
населения заключается в
Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов.
Во-первых, это особенность
организации современной
Во-вторых, невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков.
В-третьих, невозможность удовлетворительной социальной поддержки со стороны церковных, коммунальных, общественных или благотворительных организаций. Разумеется, существование таких институтов, действующих на локальном уровне, можно рассматривать как дополнительный, но не основной вид социальной защиты.
В-четвертых, снижение социальных рисков путем добровольного личного страхования невозможно для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы. В отличие от добровольного личного, обязательное (государственное) социальное страхование охватывает большинство населения с разным уровнем доходов. В-пятых, чрезвычайно важным в условиях современной экономики является страхование рисков, не всегда охватываемых частными программами, например таких, как безработица и инфляция. По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям.
Последним фактором, обусловливающим необходимость государственной социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного страхования рисков приводит к экономическим издержкам, неизбежно возникающим в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальную помощь при наступлении страхового случая [2, с.11.].
Главным, по мнению автора, является
отсутствие адекватных настоящему моменту
времени теоретических
В то же время эти экономические
субъекты, выступая в качестве как
юридических, так и физических лиц
и по сути дела, имея в своей физической
сущности двойственную природу, являются
в рыночной экономике и покупателями
и потребителями этого
Достаточно легко показать,
что в основе материального производства
лежит консолидированная
До недавнего времени для Беларуси, как и для всего бывшего СССР, не существовало официально признанной проблемы бедности и малообеспеченности. Своеобразными методами ее предупреждения были низкие цены на продукты, лекарства, доступность образования, здравоохранения, отдыха, а также дешевое жилье, транспорт. Легальное признание бедности произошло в начале 1990-ых годов, т.е. с переходом к рыночным отношениям и реформированием общества. Для данного периода было характерно резкое снижение и дифференциация доходов, рост цен на товары народного потребления. При этом параллельно увеличивалось количество категорий населения, получаемых социальные выплаты и льготы. С 1992 г. начался процесс постоянного расслоения населения по уровню доходов. Из мирового опыта практики считается, что если такой разрыв составляет двузначное число, это создает угрозу стабильности в обществе. В данной области в 1990-х гг. 20 в. существовал ряд нерешенных проблем, поскольку в системе социальной защиты важное место занимали программы государственной помощи нуждающимся. Это так называемые благотворительные программы, которые включали пособия тем, кто не в состоянии поддерживать себя сам. Однако нередко получалось так, что пособия доставались не самым бедным, а тем, чьи документы из-за отсутствия контроля оказывались неточными и чьи фактические доходы скрывались. Именно отсутствие информации и безадресность затрудняли решение проблемы малообеспеченности [4, с.11].
Информация о работе Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм.