Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 67.76 Кб (Скачать файл)

1) налога на прибыль  организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога  в бюджеты субъектов РФ;

2) налога на доходы  физических лиц;

3) акцизов на спирт  этиловый из пищевого сырья;

4) акцизов на спиртосодержащую  продукцию;

5) акцизов на алкогольную  продукцию;

6) акцизов на пиво;

7) налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья;

8) налога на добычу  общераспространенных полезных  ископаемых;

9) налога на добычу  полезных ископаемых;

10) сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

11) сбора за пользование  объектами животного мира;

12) единого налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной  системы налогообложения;

13) единого сельскохозяйственного  налога.

Зачисление в бюджеты  субъектов РФ налоговых доходов  от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта от 9 до 25% включительно и алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 25%, производимую на территории РФ, осуществляется по следующим нормативам:

1) 20 % указанных доходов  зачисляется в бюджет субъекта  РФ по месту производства алкогольной  продукции;

2) 80 % указанных доходов  распределяется между бюджетами  субъектов РФ по нормативам, утверждаемым  федеральным законом о федеральном  бюджете [4.17].

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

1) части прибыли унитарных  предприятий, созданных субъектами  РФ, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей  в бюджет;

2) платы за негативное  воздействие на окружающую среду;

3) платежей за пользование  лесным фондом в части, превышающей  минимальные ставки платы за  древесину, отпускаемую на корню;

4) сборов за выдачу  лицензий на осуществление видов  деятельности, связанных с производством  и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции, выдаваемых органами  исполнительной власти субъектов  РФ [12.18].

3.2 Расходы бюджетов субъектов  РФ

Бюджетные расходы — хороший  механизм влияния на развитие экономики, социальной сферы. Правильный выбор  приоритетов финансирования, особенно в свете финансовых ограничений, может способствовать быстрому выходу стран из кризиса.

Расходы бюджета, будучи компонентом  общей финансовой категории –  бюджета – представляют собой  затраты, возникающие в связи  с выполнением государством своих  функций. Эти затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям [6.17].

Категория расходов бюджета  проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может  быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

Расходы бюджетов субъектов  РФ – это:

Государственная поддержка  отраслей промышленности (за исключением  атомной энергетики), строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного и речного  транспорта, связи и дорожного  хозяйства, метрополитенов;

Обеспечение правоохранительной деятельности;

Обеспечение противопожарной  безопасности;

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

Обеспечение социальной защиты населения;

Обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

Обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

Развитие рыночной инфраструктуры;

Обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

Обеспечение деятельности избирательных  комиссий субъектов российской федерации  в соответствии с законодательством  российской федерации;

Обеспечение деятельности средств  массовой информации;

Финансовая помощь другим бюджетам;

Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов  российской федерации;

Обслуживание и погашение  государственного долга субъектов  российской федерации;

Проведение выборов и  референдумов субъектов российской федерации;

Обеспечение реализации региональных целевых программ;

Формирование государственной  собственности субъектов российской федерации;

Осуществление международных  и внешнеэкономических связей субъектов  российской федерации;

Содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов  государственной власти субъектов  российской федерации;

Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов российской федерации;

Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

Обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти субъектов российской федерации, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов местных бюджетов;

Прочие расходы, связанные  с осуществлением полномочий субъектов  Российской Федерации [2.17].

Состав расходов бюджета  субъектов имеет отличительные  особенности от федерального бюджета: среди них нет расходов на национальную оборону, обеспечение безопасности государства, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов.

Определяющее направление  деятельности местных органов власти – это разработка и осуществление  планов экономического и социального  развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление  мероприятий по развитию жилищно-коммунального  хозяйства и улучшению благоустройства  населенных мест, влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание  расходов связано с новым строительством, с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения.

 

 

 

 

2. Государственный долг, его содержание и виды

1.1 Дефицит бюджета и государственный долг

Для начала определимся, что  же такое бюджет. Понятие «бюджет» имеет два толкования. С одной  стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает  любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С  другой стороны - это соотношение  между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений  и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое «кошелька», наличие  в нем денежных средств или  их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и  расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

В тех случаях, когда имеющиеся  у бюджета доходы недостаточны для  осуществления расходов, говорят  о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

Бюджетный дефицит не обязательно  свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики, что  отражает рост валового национального  продукта, а не кризисное состояние  государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные  с войнами, стихийными бедствиями, затраты  на которые не могли быть заранее  спланированы, но должны быть обязательно  осуществлены независимо от наличия  средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и  любой другой экономической) политики является устойчивый экономический  рост. Такой рост, однако, может оказаться  несовместимым с достижением  сбалансированности бюджета по доходам  и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и  наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В  результате, как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может  оказаться полезным для стимулирования экономического роста.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники следующих видов:

- кредиты, полученные  Российской Федерацией от кредитных  организаций в валюте Российской Федерации;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации;

2) внешние источники следующих видов:

- государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финансовых  организаций, предоставленные в иностранной валюте».

В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных  дефицитов Государственные и  муниципальные ценные бумаги : учебник / В.Д. Никифорова, В.Ю. Островская. - СПб. : Питер, 2004. - С. 112-119.:

1. Циклический дефицит  госбюджета - результат действия  встроенных стабилизаторов экономики.  Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

2. Структурный дефицит  госбюджета - разность между расходами  и доходами бюджета в условиях  полной занятости. Оценки структурного  дефицита используются в основном  в развитых странах, где размеры  бюджетных дефицитов определяются  в большей степени циклическими  колебаниями, а не бюджетной политикой государства.

3. Операционный дефицит  госбюджета - общий дефицит госбюджета  за вычетом инфляционной части  процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

4. Первичный дефицит госбюджета - разность между величиной общего  дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:

- финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за  счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих  банках большого портфеля недействующих  ссуд, которые в итоге выплачиваются  в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- финансирование Центральным  Банком убытков от мероприятий  по стабилизации обменного курса  валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству;

- рефинансирование Центральным  Банком сельскохозяйственных, промышленных  и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Бюджетный дефицит не относится  к разряду чрезвычайных событий  для государства. Еще Дж. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов. .

Следует отметить, что дефицит  государственного бюджета не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует три основных способа  финансирования дефицита бюджета в  экономике рыночного типа: монетизация  дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая  практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов  решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

Государственный долг - это  сумма задолженности государства  по кредитным операциям. При осуществлении  кредитных операций внутри страны государство  является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных  отношений государство выступает  как в роли заемщика, так и кредитора.

Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Информация о работе Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм.