Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 67.76 Кб (Скачать файл)

В мировой практике наряду государственной формой социальной защиты с широкое распространение  получили частные институты социальной защиты населения (Приложение 1) [22, с.13].

Анализ показывает, что  если во главу угла ставится задача обеспечения населения гарантированным  базовым уровнем социальной защиты, то она должна рассматриваться как  поле деятельности государства. Другими  словами, государство корректирует некоторые из провалов рынка, предоставляя определенный уровень ресурсов и  набор социально значимых услуг  тем, кто в них нуждается, не обладая  при этом достаточным платежеспособным спросом. Кроме того, в подобном случае предоставление услуг некоторым  группам населения бесплатно  обеспечивает более широкие выгоды обществу в целом или имеет значительный положительный внешний эффект [22, с.10].

Необходимо отметить, что  главной дилеммой, сопряженной с  необходимостью определения оптимального соотношения государственного и  частного сектора в системе социальной защиты, является не только достижение задач устранения экономической  неэффективности действующей системы, но и сохранения достигнутого уровня социальной защиты (неснижения социальной результативности системы). Ограничение участия частного сектора в системе социальной защиты государства содержит в себе определенные риски

Риски, связанные с ограничением участия частного сектора и доминированием государственного управления системой социальной защиты

Типы риска

Характер риска

Экономии-ческий

- неоптимальное использование  ресурсов государства, связанное  с неизбежным увеличением налогов  и уменьшением уровня социальной  защиты;

- замедление экономического  роста, связанное с уменьшением  нормы накопления при не увеличении нормы потребления;

- увеличение государственных  издержек на администрирование  систем социальной защиты и  содержание государственного аппарата  в связи с негибкостью государственного  сектора в управлении финансами  систем социальной защиты;

- негативные макроэкономические  последствия, среди них рост  безработицы;

- негативное влияние упущенных  возможностей на развитие национального  фондового рынка в условиях  ужесточающейся международной конкуренции;

- потеря контроля над  расходной частью в силу действия  демографических факторов и изменений  на рынке труда

Управлен-ческий

- снижение эффективности  использования все более редких  ресурсов в силу отсутствия  конкуренции, монопольного положения  на рынке социальных услуг;

- рост уклонения от  уплаты налогов и социально-страховых  взносов;

- отсутствие эффективных  механизмов контроля и борьбы  с теневым сектором предоставления  услуг и теневыми финансовыми  потоками (неучтенными соплатежами населения за законодательно гарантированные бесплатные услуги);

формирование бюрократически-политического  лобби, заинтересованного в росте  государственных социальных расходов

Социаль-ный

- консервация иждивенческих  отношений между государством  и населением;

- рост неудовлетворенности  населения в силу «ползучего»  снижения качества и доступности  социальных услуг;

- разочарование граждан  в способности государства справляться  с социальными функциями

Равно как и ограничение, расширение участия частного сектора  в системе социальной защиты государства  также содержит в себе определенные риски (табл.1.2.) [22, с.18].

- рост издержек государства  на формирование и поддержание  дополнительных систем контроля за агентами частного сектора;

- «перекладывание» части  финансовых рисков на плечи  граждан и их массовая несостоятельность  в этой связи (для обеспечения  достойного дохода в старости, например)

Управленческий

- значительная уязвимость  для коррупции при распределении  государственного заказа и использовании  общественным образом собранных средств

Социальный

- социальные последствия  негативного отбора рисков и  «снятия сливок» частными структурами;

- снижение доступности  услуг и маргинализация части населения в силу недостаточной осведомленности населения;

- усиление неравенства  доступности социальных услуг;

- рост регионализации  и социальной дифференциации  стандартов предоставления услуг;

- разочарование граждан  в способности государства справляться  с социальными функциями

В этой связи, чтобы сбалансировать риски, сопряженные как со значительным расширением, так и с ограничением участия частного сектора, в проводимых реформах систем социальной защиты развитых государств сделан акцент:

- на первостепенное значение  функции «предохранительной сетки»  и государственной ответственности  за ее выполнение,

- на вторичность функции  «поддержания дохода» и ее  передачи в сферу ответственности  частного сектора.

На практике изменения  были реализованы:

- в рамках обязательного  уровня системы социальной защиты  с целью устранения экономически  неэффективного распределения ресурсов  государственной системы посредством  маркетизации механизмов предоставления услуг (так называемая приватизация на институциональном, административном уровнях или в форме изменения финансирования расходов);

- в рамках добровольного  уровня системы социальной защиты  с целью содействия индивидуальному  выбору и получению уровня  защиты, удовлетворяющего потребности  конкретного гражданина (так называемые  «официально проводимая приватизация»  и «ползущая приватизация»).

В заключение вопроса следует  повторить, что социальная защита - это забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи, его содействие им в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной  обеспеченностью средствами существования, а система социальной защиты - это  совокупность принципов, методов, социальных гарантий, мероприятий, законодательно установленных государством и обеспечивающих предоставление оптимальных условий  жизни, удовлетворение потребностей людей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, социальных категорий и групп.

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса  экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом  системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются  и используются специальные денежные фонды.

 

2. Формирование доходной и расходной частей бюджета

Бюджет субъектов РФ (региональный бюджет)

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень 

бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это 

форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для

обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований,

находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет

субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит

перечень регулирующих и  закрепленных федеральных налогов  и платежей

субъектов РФ [5.17].

Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных  и административно-территориальных  образований, то и бюджеты субъектов  Федерации представлены разными  видами бюджетов - республиканскими (у  республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у округов, входящих в  состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами  городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень  бюджетной системы РФ. По мере возрастания  роли региональных органов государственной  власти в управлении экономикой и  социальной сферой, в координации  социально-экономических процессов  на соответствующей территории усиливается  и значение бюджетов субъектов Федерации, растет его влияние и направления  воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

Бюджетное устройство нашей  страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь  бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных).

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней  одинаковы:

принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной  политикой, единым бюджетным процессом;

принцип гласности требует  обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

принцип самостоятельности  определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней [6.17].

Реализация этих принципов  прослеживается и в БСС РФ.

Бюджет субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета (см. Схема 1).

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Расходная часть  Доходная часть

БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Расходная часть  Доходная часть

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Расходная часть  Доходная часть

Необходимо заметить, что  понятие бюджет разнопланово:

как экономическая категория - совокупность экономических отношений;

централизованный фонд государства  и различных госструктур;

финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

2 Сущность и роль региональных  финансов

Все финансовые потоки, циркулирующие  в экономике, всегда привязаны к  определенной территории, поскольку  они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество  финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют  продукцию, финансовые посредники предоставляют  финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и  расходуют его на общерегиональные нужды и т.д

Основная особенность  финансов региона заключается в  том, что здесь действуют как  бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов  и самого субъекта Федерации); муниципальных  образований; а также отдельных  юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих  субъектов [9.17].

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1. Контрольная функция  проявляется лишь в процессах  использования хозяйствующими субъектами  государственных средств.

2. Мобилизационная функция  обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

3. Распределительная функция  связана с перемещением доходов  от производителей в иные сферы  хозяйства.

Таким образом, финансы региона  представляют собой систему экономических  отношений, посредством которой  национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории [10.17].

3 Доходы и расходы бюджета  субъектов РФ

3.1 Доходы бюджетов субъектов  РФ

Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права  финансовые отношения по поводу поступления  денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие  у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями  и гражданами по поводу поступления  денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ. Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [2.17].

Конкретные виды доходных поступлений в региональный бюджет характеризуются большим разнообразием, что обусловлено, с одной стороны, наличием в рыночной экономике секторов и разных субъектов хозяйствования, различающихся по объему своих финансовых прав и обязанностей перед государством, а с другой - задачами, вытекающими  из экономической и финансовой политики региона.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

1) налога на имущество  организаций;

2) налога на игорный  бизнес;

3) транспортного налога.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов:

Информация о работе Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм.