Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности социальной защиты, содержания социального обеспечения, вопросов развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
– раскрыть содержание социальной защиты;
– рассмотреть разделение социальной защиты на 2 группы: систему
О. Бисмарка и систему У Бевериджа;
– осветить сущность социального обеспечения и его форм: социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания;
– определить конкретные меры, намеченные государством по усилению социальной защиты населения.
Введение………………………………………………………………… …….. 4
1 Сущность социальной защиты населения и ее необходимость ……..…... 6
2 Содержание социального обеспечения и его формы.…..………….... 16
2.1 Содержание социального обеспечения…...………………………….. 16
2.2 Формы социального обеспечения………………………………………... 18
3 Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь………………….22
Заключение……………………………………………………………….......... 29
Список использованных источников……………………………………….... 33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и финансового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория финансов
на тему: Необходимость социальной защиты населения, ее сущность
Студент
(подпись)
«____»____________ 2012
Руководитель _______________
(подпись) (оценка)
«____»____________ 2012
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 34 с., 18 источников.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Объект исследования – социальная защита населения, социальное обеспечение и ее формы.
Предмет исследования – сущность социальной защиты, содержание социального обеспечения и его форм, вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь
Цель работы: изучение сущности социальной защиты, содержания социального обеспечения, вопросов развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь.
Методы исследования: монографический, аналитический.
Исследования и разработки: раскрыть сущность социальной защиты, ее подразделение на 2 группы: систему О. Бисмарка и систему У. Бевериджа, содержание социального обеспечения и его форм: социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания, вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь, меры, намеченные государством по усилению социальной защиты населения.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
_____________________
(подпись студента)
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Сущность социальной защиты населения и ее необходимость ……..…... |
6 |
2 Содержание социального обеспечения и его формы.…..……………….... |
16 |
2.1 Содержание социального обеспечения…...……………………………... |
16 |
2.2 Формы социального обеспечения………………………………………... |
18 |
3 Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь...…………………………………………. |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список использованных источников……………………………………….... |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.
Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.
Назначение системы
социальной защиты состоит в том,
чтобы посредством нормативно-п
Социальная защита населения стала важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства и представлена совокупностью решений, принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) и направленных на повышение уровня жизни членов общества (объектов социальной политики), а также мероприятий, способствующих практическому осуществлению этих решений.
Центральное место в механизме социальной защиты населения занимает социальное обеспечение.
Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению материальных благ в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных услуг и льгот.
Социальное обеспечение может осуществляться в формах социального страхования; социальной помощи; попечительства; социального обслуживания.
Целью курсовой работы является изучение сущности социальной защиты, содержания социального обеспечения, вопросов развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
– раскрыть содержание социальной защиты;
– рассмотреть разделение социальной защиты
на 2 группы: систему
О. Бисмарка и систему У Бевериджа;
– осветить сущность социального обеспечения и его форм: социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания;
– определить конкретные меры, намеченные государством по усилению социальной защиты населения.
Объектом исследования является социальная защита населения, социальное обеспечение и ее формы.
Предметом исследования является сущность социальной защиты, содержание социального обеспечения и его форм, вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь
1 Сущность социальной защиты населения и ее необходимость
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.
Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:
– полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;
– потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;
– изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);
– неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера [1, с.88].
Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.
Назначение системы
социальной защиты состоит в том,
чтобы посредством нормативно-
В структуре реализации механизмов системы социальной защиты населения выделяются два глобальных уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном и местном уровне. Эти законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Беларусь и действующими законами.
Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне государства, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.
Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.
Субъектами управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.
Термин «социальная защита» («социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1935 г. данный термин был применен и в законодательном акте Новой Зеландии. В последующем рамки данной категории были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций Международной организации труда по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы [13, с.7].
Социальная защита – это забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи, его содействие им в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования, а система социальной защиты – это совокупность принципов, методов, социальных гарантий, мероприятий, законодательно установленных государством и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей людей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, социальных категорий и групп [13, с.8].
Понятие социальной защиты по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. В одних случаях в данное понятие включается все, что затрачивает социальные условия жизни человека (например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищных проблем). В других случаях данное понятие ограничивается вопросами пенсионного обеспечения и помощи безработным.
По уровню гарантий, предоставленных населению, все системы социальной защиты, существующие в разных странах мира, можно разделить на 2 группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж).
Первая система устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни. Таким образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной политической задачей считают охрану доходов.
Вторая система исходит из того, что любой человек имеет право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета (Англия, Ирландия). Главное, за что несет ответственность государство – охрана минимальных доходов.
Немецкая модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики «бисмарковской» модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов.
Информация о работе Необходимость социальной защиты населения, ее сущность