Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности социальной защиты, содержания социального обеспечения, вопросов развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
– раскрыть содержание социальной защиты;
– рассмотреть разделение социальной защиты на 2 группы: систему
О. Бисмарка и систему У Бевериджа;
– осветить сущность социального обеспечения и его форм: социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания;
– определить конкретные меры, намеченные государством по усилению социальной защиты населения.
Введение………………………………………………………………… …….. 4
1 Сущность социальной защиты населения и ее необходимость ……..…... 6
2 Содержание социального обеспечения и его формы.…..………….... 16
2.1 Содержание социального обеспечения…...………………………….. 16
2.2 Формы социального обеспечения………………………………………... 18
3 Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь………………….22
Заключение……………………………………………………………….......... 29
Список использованных источников……………………………………….... 33
Английская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У.Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а, следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты –распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.
Принцип распределительной справедливости – основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль.
Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для всех граждан возможности получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственном управлением и рыночным механизмом.
В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.
До недавнего времени для Беларуси, как и для всего бывшего СССР, не существовало официально признанной проблемы бедности и малообеспеченности. Своеобразными методами ее предупреждения были низкие цены на продукты, лекарства, доступность образования, здравоохранения, отдыха, а также дешевое жилье, транспорт. Легальное признание бедности произошло в начале 1990-х годов, т.е. с переходом к рыночным отношениям и реформированием общества. Для данного периода было характерно резкое снижение и дифференциация доходов, рост цен на товары народного потребления. При этом параллельно увеличивалось количество категорий населения, получаемых социальные выплаты и льготы. С 1992 г. начался процесс постоянного расслоения населения по уровню доходов. Из мирового опыта практики считается, что если такой разрыв составляет двузначное число, это создает угрозу стабильности в обществе. В данной области в 1990-х гг. существовал ряд нерешенных проблем, поскольку в системе социальной защиты важное место занимали программы государственной помощи нуждающимся. Это так называемые благотворительные программы, которые включали пособия тем, кто не в состоянии поддерживать себя сам. Однако нередко получалось так, что пособия доставались не самым бедным, а тем, чьи документы из-за отсутствия контроля оказывались неточными и чьи фактические доходы скрывались. Именно отсутствие информации и безадресность затрудняли решение проблемы малообеспеченности [5, с.11].
В настоящее время в Республике Беларусь социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан; органов управления всех уровней, иных институтов, а также системы социальных служб, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижения социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.
Успешное действие механизма социальной защиты населения призвано обеспечивать социальную защищенность.
Социальная защищенность – целостная система законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и, в первую очередь, таким как безработица, инфляция, бедность и др. [6, с.14].
Социальная защита населения стала важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства и представлена совокупностью решений, принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) и направленных на повышение уровня жизни членов общества (объектов социальной политики), а также мероприятий, способствующих практическому осуществлению этих решений.
Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды [1, с.88].
Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов.
Во-первых, это особенность организации современной рыночной экономики, в которой значительное число ее членов являются наемными работниками. Поэтому в отличие от доиндустриальной аграрной экономики временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися источников существования.
Во-вторых, невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков.
В-третьих, невозможность удовлетворительной социальной поддержки со стороны церковных, коммунальных, общественных или благотворительных организаций. Разумеется, существование таких институтов, действующих на локальном уровне, можно рассматривать как дополнительный, но не основной вид социальной защиты.
В-четвертых, снижение социальных рисков путем добровольного личного страхования невозможно для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы. В отличие от добровольного личного, обязательное (государственное) социальное страхование охватывает большинство населения с разным уровнем доходов.
В-пятых, чрезвычайно важным в условиях современной экономики является страхование рисков, не всегда охватываемых частными программами, например таких, как безработица и инфляция. По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям.
Последним фактором, обусловливающим необходимость государственной социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного страхования рисков приводит к экономическим издержкам, неизбежно возникающим в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальную помощь при наступлении страхового случая [3, с.11.].
Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
– праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);
– адресности социальной помощи;
– разнообразии форм и видов социальной помощи;
– предоставлении трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;
– реформировании пенсионной системы;
– реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д. [7, с. 716]
Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель социальной защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.
Появились новые формы
работы с различными группами населения,
стали разворачиваться негосуда
В республике идет поиск
наиболее эффективных организационно-
Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:
– интернационализация (взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта);
– усиление внимания к различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности;
– совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий);
– системно-комплексный характер социальной работы;
– совершенствование кадрового потенциала организационно-управленческой деятельности;
– необходимость дальнейшего развития организационно-управленческой науки;
– стандартизация и повышение качества социальных услуг.
Таким образом, современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.
2 Содержание социального обеспечения и его формы
2.1 Содержание социального обеспечения
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
Ситуация коренным образом изменилась в конце 19 века, когда в Германии были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидности и старости. На рубеже веков аналогичное законодательство появилось и в других европейских странах – Англии, Франции, России, Швеции. Указанные законы имели ограниченную сферу действия, устанавливали крайне низкие размеры выплат, но они заложили основу для создания государственной системы социального обеспечения. С тех пор она развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры.
Во всех странах мира
государственная система
В процессе жизни каждый
человек находится в опасности
перед наступлением обстоятельств,
которые могут самым
Существует ряд точек зрения относительно понятия социального обеспечения.
Наиболее общепринятой является эта: «Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению материальных благ в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных услуг и льгот».
Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:
– назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, нормированной основе, либо в связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
– оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них – по льготным тарифам;
– предоставление льгот на возмездно-неэквивалентных началах.
Сущность социального обеспечения наиболее полно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, социально-реабилитационной и других.
Экономическая функция
социального обеспечения
Политическая функция
социального обеспечения
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная
функция направлена на восстановление
общественного статуса
Таким образом, социальное
обеспечение представляет собой
совокупность общественных отношений
по распределению централизованных
внебюджетных фондов социального назначения
и перераспределению части
Информация о работе Необходимость социальной защиты населения, ее сущность