Необходимость социальной защиты населения, ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности социальной защиты, содержания социального обеспечения, вопросов развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
– раскрыть содержание социальной защиты;
– рассмотреть разделение социальной защиты на 2 группы: систему
О. Бисмарка и систему У Бевериджа;
– осветить сущность социального обеспечения и его форм: социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания;
– определить конкретные меры, намеченные государством по усилению социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… …….. 4
1 Сущность социальной защиты населения и ее необходимость ……..…... 6
2 Содержание социального обеспечения и его формы.…..………….... 16
2.1 Содержание социального обеспечения…...………………………….. 16
2.2 Формы социального обеспечения………………………………………... 18
3 Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь………………….22
Заключение……………………………………………………………….......... 29
Список использованных источников……………………………………….... 33

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Формы социального обеспечения

 

Социальное обеспечение – процесс осуществления социальной защиты населения, который представляет собой систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации вследствие старости, инвалидности, потери кормильца и по другим установленным законодательством причинам.

Социальное обеспечение  может осуществляться в формах:

1) социальное страхование;

2) социальная помощь;

3) попечительство;

4) социальное обслуживание [17].

Государственному (обязательному) социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом. Применительно к данному виду страхования, страховыми случаями могут быть безработица, болезнь, инвалидность, смерть кормильца и другие; их перечень устанавливается законом. Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. При планировании расходов государственного бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование, государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и прочую информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая закономерность.

Социальная помощь реализуется в виде выплаты социальных пособий нетрудоспособным гражданам или имеющим на иждивении детей за счет бюджетных средств. При этом размер этих социальных выплат зависит от доходов малообеспеченных семей и учитывает критерий минимальных социальных гарантий.

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие граждане и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг является уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обуславливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов. Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости; дотации на приобретение лекарств; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах и другие.

Важнейшим критерием  эффективности адресной социальной помощи является ее влияние на решение  жизненных проблем отдельных  граждан и сокращение малообеспеченности (бедности) в обществе в целом. С учетом этого, развитие и совершенствование механизмов ее предоставления в нашей стране осуществляются по таким основным направлениям, как:

– повышение доступности помощи для действительно нуждающихся граждан;

– постепенное увеличение ее размера и значимости для малообеспеченных семей;

– упрощение процедуры получения;

– скоординированность и унификация предоставления различных видов государственной социальной поддержки.

Попечительство осуществляется специальными органами опеки, учитывает индивидуальную нуждаемость граждан, осуществляющееся за счет бюджетных средств, пожертвований, благотворительной деятельности, спонсорской помощи.

Социальное обслуживание – это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Система органов социального обслуживания:

– государственные органы – управления социальным обслуживанием;

– центры социального обслуживания различных категорий граждан;

– организации, в которых проходят реабилитацию граждане;

– дома престарелых, хосписы.

Источники финансирования этой деятельности:

– бюджетные средства;

– средства самих граждан [9].

В Республике Беларусь социальное обслуживание основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности [1, с.89].

 

 

3 Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь

 

В настоящее время  система социальной защиты населения Республики Беларусь, учитывая кризисные экономические условия, находится в сложных условиях.

Приоритетными направлениями  социальной защиты населения должны стать:

– содействие нанимателям в структурной перестройке организаций в условиях модернизации рабочих мест, развитие новых форм работы с нанимателями;

– стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;

– содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

– стимулирование роста занятости в сфере услуг;

– повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;

– повышение экономической активности незанятого населения;

– создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;

– обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

– совершенствование социальной защиты безработных;

– совершенствование законодательства в сфере занятости населения.

Конкретные мероприятия  по реализации данных направлений зависят  от региональной и демографической  специфики государства. В условиях все обостряющихся кризисных  явлений в белорусской экономике  было разработано специальное приложение к Постановлению Совета Министров от 25 мая 2011 года № 662, который называется «План действий Правительства Республики Беларусь по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля», включающее меры по социальной защите населения [14]. В частности это:

– обеспечение проведения: перерасчетов размеров трудовых пенсий: с 1 июня 2011 г. исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 г. с 1 августа и с 1 ноября 2011 г. исходя из средней заработной платы работников за II и III кварталы соответственно; пересмотра размера социальных пенсий инвалидам и детям, потерявшим родителей, с 1 августа 2011 г.;

– обеспечение введения безналичных жилищных субсидий в составе государственной адресной социальной помощи для граждан, у которых доля расходов на жилищно-коммунальные услуги (при нормативном потреблении) в совокупном доходе семьи превышает 20 процентов для городских и 15 процентов для сельских жителей;

– обеспечение источниками финансирования расходов на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, денежного довольствия, пособий, стипендий, а также полной и своевременной их выплаты;

– рассмотрение вопроса о расширении полномочий руководителей бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в части возможности самостоятельного определения размеров выплат стимулирующего и компенсирующего характера (надбавок, повышений тарифных ставок (окладов), доплат) в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников данных организаций;

– предоставление права юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям привлекать по трудовым (гражданско-правовым) договорам работников, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемым по инициативе нанимателя, без учета особенностей, предусмотренных трудовым законодательством для работы по совместительству, и ограничений, установленных для заключения таких договоров индивидуальными предпринимателями;

– компенсация расходов нанимателей на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения, принятых на работу граждан из числа высвобожденных другими нанимателями, впервые ищущих работу;

– увеличение размеров стипендий для безработных, направленных на обучение органами по труду, занятости и социальной защите;

– увеличение объемов расходов местных бюджетов, направляемых на выплату государственной адресной социальной помощи;

– выделение в необходимом объеме финансовых средств на организацию питания и приобретение медикаментов в бюджетных организациях с учетом прогнозируемого уровня инфляции;

– компенсация дополнительных расходов, необходимых для организации должного уровня оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях. [14].

В Государственной программе  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2012 год, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2012 г. № 96 предусмотрены следующие мероприятия по социальной защите населения:

– осуществление мониторинга состояния рынка труда;

– содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;

– содействие самостоятельной занятости безработных;

– обеспечение занятости молодежи;

– профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;

– содействие в трудоустройстве граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;

– содействие занятости женщин;

– содействие занятости длительно неработающих граждан;

– обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сельской местности;

– совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

– информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;

– обеспечение социальных выплат безработным [8].

В Комплексной программе  развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. №1126 предусматривается последовательное решение следующих задач:

– содействие более полному обеспечению конституционных гарантий ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, удовлетворению их потребностей в социальной поддержке и социальном обслуживании;

– повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в области защиты прав и интересов ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, их посильной занятости, предоставления им разносторонней помощи;

– создание условий, способствующих поддержанию здоровья ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, одиноких пожилых людей;

– улучшение подготовки и повышение квалификации специалистов, занятых предоставлением социальной помощи и услуг ветеранам, лицам, пострадавшим от последствий войн, пожилым гражданам и инвалидам;

– внедрение инновационных технологий социальной работы и новых видов социальных услуг;

– совершенствование медицинской, профессиональной, трудовой, социальной реабилитации инвалидов;

– повышение уровня безопасного проживания пожилых граждан и инвалидов;

– оказание поддержки общественным объединениям ветеранов;

– дальнейшее развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов;

– укрепление материально-технической базы стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, включая создание домов-интернатов малой вместимости, в том числе предоставляющих услуги на условиях оплаты [10].

В Национальной программе  демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 предусмотрены следующие задачи:

– увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

– создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;

– улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;

Информация о работе Необходимость социальной защиты населения, ее сущность