Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности социальной защиты, содержания социального обеспечения, вопросов развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
– раскрыть содержание социальной защиты;
– рассмотреть разделение социальной защиты на 2 группы: систему
О. Бисмарка и систему У Бевериджа;
– осветить сущность социального обеспечения и его форм: социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания;
– определить конкретные меры, намеченные государством по усилению социальной защиты населения.
Введение………………………………………………………………… …….. 4
1 Сущность социальной защиты населения и ее необходимость ……..…... 6
2 Содержание социального обеспечения и его формы.…..………….... 16
2.1 Содержание социального обеспечения…...………………………….. 16
2.2 Формы социального обеспечения………………………………………... 18
3 Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь………………….22
Заключение……………………………………………………………….......... 29
Список использованных источников……………………………………….... 33
2.2 Формы социального обеспечения
Социальное обеспечение – процесс осуществления социальной защиты населения, который представляет собой систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации вследствие старости, инвалидности, потери кормильца и по другим установленным законодательством причинам.
Социальное обеспечение может осуществляться в формах:
1) социальное страхование;
2) социальная помощь;
3) попечительство;
4) социальное обслуживание [17].
Государственному (обязательному)
социальному страхованию подлеж
Социальная помощь реализуется в виде выплаты социальных пособий нетрудоспособным гражданам или имеющим на иждивении детей за счет бюджетных средств. При этом размер этих социальных выплат зависит от доходов малообеспеченных семей и учитывает критерий минимальных социальных гарантий.
Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие граждане и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг является уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обуславливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов. Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости; дотации на приобретение лекарств; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах и другие.
Важнейшим критерием эффективности адресной социальной помощи является ее влияние на решение жизненных проблем отдельных граждан и сокращение малообеспеченности (бедности) в обществе в целом. С учетом этого, развитие и совершенствование механизмов ее предоставления в нашей стране осуществляются по таким основным направлениям, как:
– повышение доступности помощи для действительно нуждающихся граждан;
– постепенное увеличение ее размера и значимости для малообеспеченных семей;
– упрощение процедуры получения;
– скоординированность и унификация предоставления различных видов государственной социальной поддержки.
Попечительство осуществляется специальными органами опеки, учитывает индивидуальную нуждаемость граждан, осуществляющееся за счет бюджетных средств, пожертвований, благотворительной деятельности, спонсорской помощи.
Социальное обслуживание – это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Система органов социального обслуживания:
– государственные органы – управления социальным обслуживанием;
– центры социального обслуживания различных категорий граждан;
– организации, в которых проходят реабилитацию граждане;
– дома престарелых, хосписы.
Источники финансирования этой деятельности:
– бюджетные средства;
– средства самих граждан [9].
В Республике Беларусь социальное обслуживание основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности [1, с.89].
3 Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь
В настоящее время система социальной защиты населения Республики Беларусь, учитывая кризисные экономические условия, находится в сложных условиях.
Приоритетными направлениями социальной защиты населения должны стать:
– содействие нанимателям в структурной перестройке организаций в условиях модернизации рабочих мест, развитие новых форм работы с нанимателями;
– стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;
– содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
– стимулирование роста занятости в сфере услуг;
– повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;
– повышение экономической активности незанятого населения;
– создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;
– обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
– совершенствование социальной защиты безработных;
– совершенствование законодательства в сфере занятости населения.
Конкретные мероприятия
по реализации данных направлений зависят
от региональной и демографической
специфики государства. В условиях
все обостряющихся кризисных
явлений в белорусской
– обеспечение проведения: перерасчетов размеров трудовых пенсий: с 1 июня 2011 г. исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 г. с 1 августа и с 1 ноября 2011 г. исходя из средней заработной платы работников за II и III кварталы соответственно; пересмотра размера социальных пенсий инвалидам и детям, потерявшим родителей, с 1 августа 2011 г.;
– обеспечение введения безналичных жилищных субсидий в составе государственной адресной социальной помощи для граждан, у которых доля расходов на жилищно-коммунальные услуги (при нормативном потреблении) в совокупном доходе семьи превышает 20 процентов для городских и 15 процентов для сельских жителей;
– обеспечение источниками финансирования расходов на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, денежного довольствия, пособий, стипендий, а также полной и своевременной их выплаты;
– рассмотрение вопроса о расширении полномочий руководителей бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в части возможности самостоятельного определения размеров выплат стимулирующего и компенсирующего характера (надбавок, повышений тарифных ставок (окладов), доплат) в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников данных организаций;
– предоставление права юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям привлекать по трудовым (гражданско-правовым) договорам работников, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемым по инициативе нанимателя, без учета особенностей, предусмотренных трудовым законодательством для работы по совместительству, и ограничений, установленных для заключения таких договоров индивидуальными предпринимателями;
– компенсация расходов нанимателей на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения, принятых на работу граждан из числа высвобожденных другими нанимателями, впервые ищущих работу;
– увеличение размеров стипендий для безработных, направленных на обучение органами по труду, занятости и социальной защите;
– увеличение объемов расходов местных бюджетов, направляемых на выплату государственной адресной социальной помощи;
– выделение в необходимом объеме финансовых средств на организацию питания и приобретение медикаментов в бюджетных организациях с учетом прогнозируемого уровня инфляции;
– компенсация дополнительных расходов, необходимых для организации должного уровня оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях. [14].
В Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2012 г. № 96 предусмотрены следующие мероприятия по социальной защите населения:
– осуществление мониторинга состояния рынка труда;
– содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;
– содействие самостоятельной занятости безработных;
– обеспечение занятости молодежи;
– профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;
– содействие в трудоустройстве граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
– содействие занятости женщин;
– содействие занятости длительно неработающих граждан;
– обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сельской местности;
– совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
– информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;
– обеспечение социальных выплат безработным [8].
В Комплексной программе развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. №1126 предусматривается последовательное решение следующих задач:
– содействие более полному обеспечению конституционных гарантий ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, удовлетворению их потребностей в социальной поддержке и социальном обслуживании;
– повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в области защиты прав и интересов ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, их посильной занятости, предоставления им разносторонней помощи;
– создание условий, способствующих поддержанию здоровья ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, одиноких пожилых людей;
– улучшение подготовки и повышение квалификации специалистов, занятых предоставлением социальной помощи и услуг ветеранам, лицам, пострадавшим от последствий войн, пожилым гражданам и инвалидам;
– внедрение инновационных технологий социальной работы и новых видов социальных услуг;
– совершенствование медицинской, профессиональной, трудовой, социальной реабилитации инвалидов;
– повышение уровня безопасного проживания пожилых граждан и инвалидов;
– оказание поддержки общественным объединениям ветеранов;
– дальнейшее развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов;
– укрепление материально-технической базы стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, включая создание домов-интернатов малой вместимости, в том числе предоставляющих услуги на условиях оплаты [10].
В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 предусмотрены следующие задачи:
– увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
– создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;
– улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;
Информация о работе Необходимость социальной защиты населения, ее сущность