Необходимость социальной защиты населения, ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности социальной защиты, содержания социального обеспечения, вопросов развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
– раскрыть содержание социальной защиты;
– рассмотреть разделение социальной защиты на 2 группы: систему
О. Бисмарка и систему У Бевериджа;
– осветить сущность социального обеспечения и его форм: социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания;
– определить конкретные меры, намеченные государством по усилению социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… …….. 4
1 Сущность социальной защиты населения и ее необходимость ……..…... 6
2 Содержание социального обеспечения и его формы.…..………….... 16
2.1 Содержание социального обеспечения…...………………………….. 16
2.2 Формы социального обеспечения………………………………………... 18
3 Вопросы развития социальной защиты населения в программных документах Республики Беларусь………………….22
Заключение……………………………………………………………….......... 29
Список использованных источников……………………………………….... 33

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

– снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

– улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

– регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов.

В рамках социальной поддержки  семьи и детства предусматриваются  мероприятия, включающие:

– обеспечение приоритетного стимулирования рождения вторых и последующих детей путем увеличения размеров единовременных и ежемесячных пособий, введения дополнительных мер материальной поддержки семей;

– совершенствование жилищной, налоговой и кредитной политики в интересах семей с детьми;

– сохранение семейной среды и создание ее для детей, оставшихся без попечения родителей;

– совершенствование системы постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе выхода их в самостоятельную жизнь;

– разработка инновационных технологий и методического обеспечения для детских интернатных учреждений, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот;

– пропаганда, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы [12].

Таким образом, даже в  кризисных условиях государство  продолжает попытки реализации социальной защиты населения. При этом, несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели, что обостряет проблему поиска ресурсов для дальнейшей организации эффективной социальной защиты населения. Общественный резонанс в связи с сокращением льгот, прогнозируем и неизбежен в любой стране, однако четко выстроенная и реализуемая государством стратегия дальнейшего развития законодательства в интересах человека и семьи оправдывает принятие непопулярных мер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы  социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне государства, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.

Социальная защита – это забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи, его содействие им в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования, а система социальной защиты – это совокупность принципов, методов, социальных гарантий, мероприятий, законодательно установленных государством и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей людей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, социальных категорий и групп [13, с.8].

Понятие социальной защиты по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. По уровню гарантий, предоставленных населению, все системы социальной защиты, существующие в разных странах мира, можно разделить на 2 группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж).

Первая система устанавливает  связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются  теми выплатами, которые выплачиваются  на протяжении всей активной жизни. Таким  образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной политической задачей считают охрану доходов.

Вторая система исходит  из того, что любой человек имеет  право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета (Англия, Ирландия). Главное, за что несет ответственность государство – охрана минимальных доходов.

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды [1, с.88].

Центральное место в механизме социальной защиты населения занимает социальное обеспечение.

Социальное обеспечение  представляет собой совокупность общественных отношений по распределению материальных благ в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных услуг и льгот.

Социальное обеспечение  может осуществляться в формах: социальное страхование; социальная помощь; попечительство; социальное обслуживание [17].

В настоящее время  система социальной защиты населения Республики Беларусь, учитывая кризисные экономические условия, находится в сложных условиях.

Приоритетными направлениями  социальной защиты населения должны стать:

– содействие нанимателям в структурной перестройке организаций в условиях модернизации рабочих мест, развитие новых форм работы с нанимателями;

– стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;

– содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

– стимулирование роста занятости в сфере услуг;

– повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;

– повышение экономической активности незанятого населения;

– создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;

– обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

– совершенствование социальной защиты безработных;

– совершенствование законодательства в сфере занятости населения.

Конкретные мероприятия  по реализации данных направленный социальной защиты населения отражены в программных документах Республики Беларусь., рассматривая которые мы видим, что даже в кризисных условиях государство продолжает попытки реализации социальной защиты населения. При этом, несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели, что обостряет проблему поиска ресурсов для дальнейшей организации эффективной социальной защиты населения. Общественный резонанс в связи с сокращением льгот, прогнозируем и неизбежен в любой стране, однако четко выстроенная и реализуемая государством стратегия дальнейшего развития законодательства в интересах человека и семьи оправдывает принятие непопулярных мер.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Авилкина М.А. Государственные финансы. / М.А. Авилкина – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 127 с.

2Альперович В.Д. и др. Социальная защита населения. / В.Д. Альперович и др. – М.: МаРТ, 2004. – 398 с.

3 Антропов В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах Европейского Союза. / В.В. Антропов – М., 2007. – 47 с.

4 Бондарь Н.Н., Терлиженко А.И. Социальная политика в Республике Беларусь: Учебное пособие/ Н.Н.Бондарь, А.И.Терлиженко. – Минск, 2005.

5 Венгер Ю.И. Социальная защита населения в Республике Беларусь. / Ю.И. Вегнер – Витебск.: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 22 с.

6 Медведева Л.Ф. Социальная защита молодежи. / Л.Ф. Медведева – Мн.: АУ, 2000. – 50 с.

7 Волгин Н.А. Социальная политика / Н. А. Волгин. – М.: Экзамен, 2008. – 736 с.

8 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год, 30 января 2012 г. № 96, Постановление Совета Министров Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 01.02.2012.

9 Законы Республики Беларусь в области социальной защиты населения и социальной политики / [Электронный ресурс]. – Беларусь, 2010. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 28.02.2012.

10 Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы, 29 июля 2010 г. №1126, Постановление Совета Министров Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 01.02.2012.

11 Мещерякова Т.Н. Развитие системы социальной защиты населения с участием частного сектора. / Т.Н. Мещерякова. – М.: 2007. – 27 с.

12 Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, 11 августа 2011 г. № 357, Указом Президента Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 01.02.2012.

13 Нусратуллин И.В. Особенности становления системы социальной защиты населения в транзитивной экономике. / И.В. Нусратуллин – Челябинск, 2006. – 23 с.

14 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты / [Электронный ресурс]. – Беларусь, 2010. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ – Дата доступа: 28.02.2012.

15 Прошин В.М. Развитие системы социальной защиты населения на основании механизма страхования. / В.М. Прошин. – М.: Гос. ун-т управления, 2006. – 23 с.

16 Сидорова И.Н. Развитие современных форм социальной защиты персонала организации. / И.Н. Сидорова. – М.: Гос. ун-т управления, 2007. – 23 с.

17 Софонов Г. Инвестиционное обеспечение социальной защиты населения / Г. Сафонов. – СПб.: СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2000. – 48 с.

18 Чехутова B.C. Финансовые ресурсы социального обеспечения. / B.C. Чехутова, Т.В. Митькина. – М.: Финансы и статистика, 1986. - 109 с.

 

 


Информация о работе Необходимость социальной защиты населения, ее сущность