Обеспечение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:01, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях одним из важ-нейших направлений социально-экономической политики государства является реформирование пенсионной системы и обеспечение ее долгосрочной финансо-вой устойчивости, которая, в свою очередь, влияет на платежеспособный спрос, динамику инвестиционного процесса, общий уровень жизни. Основным элементом (финансовым институтом) пенсионной системы выступает Пенсионный фонд РФ (ПФР), от финансовой устойчивости которого напрямую зависит устойчивость всей пенсионной системы и системы социальной защиты населения России.

Файлы: 1 файл

Обеспечение финансовой устойчивости пенсионного фонда российской.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЗАНКОВА Мария Сергеевна

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Специальность: 08.00.10 - "Финансы, денежное обращение и кредит"

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов - 2010

 

Работа выполнена на кафедре  финансов Саратовского государственного социально-экономического университета.

 

 

Научный руководитель  - д-р экон. наук, профессор  
Барулин Сергей Владимирович

 

Официальные оппоненты  - д-р экон. наук, профессор 
Черкасов Василий Евдокимович

- канд. экон. наук, доцент 
Богомолова Галина Дмитриевна

 

 

Ведущая организация  -Тамбовский государственный технический университет

 

 

 

 

 

Защита состоится 29 октября 2010 года в 1300 час. на заседании диссертационного совета Д 212.241.03 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу:

410003, Саратов, Радищева, 89, Саратовский  государственный социально-экономический университет, ауд. 843.

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

 

Автореферат разослан 28 сентября 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь диссертационного  С.М.Богомолов


совета, д-р экон. наук, профессор

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных условиях одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства является реформирование пенсионной системы и обеспечение ее долгосрочной финансовой устойчивости, которая, в свою очередь, влияет на платежеспособный спрос, динамику инвестиционного процесса, общий уровень жизни. Основным элементом (финансовым институтом) пенсионной системы выступает Пенсионный фонд РФ (ПФР), от финансовой устойчивости которого напрямую зависит устойчивость всей пенсионной системы и системы социальной защиты населения России. Объем финансовых ресурсов бюджета ПФР на 2010 г. составляет 4,68 трлн руб., объем пенсионных выплат - 4,4 трлн руб., доходы ПФР в ВВП составляют 7,1%, а расходы - 6,48%. Отсюда - важность решения наиболее злободневных проблем формирования и использования финансовых ресурсов ПФР, и таких проблем немало.

Чрезвычайно актуальной является сейчас проблема обеспечения ПФР собственными источниками доходов для финансирования пенсионных выплат и оптимизации его расходов. Состояние современной пенсионной системы России характеризуется также низким уровнем пенсий (коэффициент замещения ими трудового заработка составляет всего 25% при минимальном нормативе в 40%, миллионы пенсионеров не в состоянии удовлетворить за счет пенсии своих элементарных потребностей), отсутствует прямая связь страховых взносов и пенсии с трудовым вкладом пенсионера. В 2009 г. дефицит собственных средств ПФР составил более 400 млрд руб. и прогнозируется в дальнейшем его рост. Данные проблемы усугубляются ускорением процесса старения населения, что в перспективе может привести к усилению диспропорций в структуре финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ и снижению уровня пенсий.

В сложившихся условиях все более  актуальными становятся вопросы  обеспечения реальной финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ и эффективного управления его финансовыми ресурсами. Однако в ближайшей и особенно в долгосрочной перспективе они не могут быть решены с помощью только оперативных мер по мобилизации страховых взносов и привлечению средств из федерального бюджета для финансирования предусмотренных законодательством пенсионных выплат без анализа причин и принятия действенных мер по уменьшению зависимости ПФР от федерального бюджета. Глубинные причины финансовой неустойчивости ПФР не могут быть нивелированы и тем более устранены без коренного изменения стратегии и механизмов формирования и использования его финансовых ресурсов.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования и необходимости системного и детального исследования и развития теоретической базы и разработки адекватных механизмов обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Степень разработанности  темы диссертационного исследования. На современном этапе теоретическим и практическим проблемам в области пенсионного обеспечения в специальной литературе уделяется достаточно большое внимание. В отечественной и зарубежной экономической науке сформировались различные направления исследований, затрагивающие вопросы реформирования пенсионной системы и финансового обеспечения деятельности пенсионных фондов, оценки эффективности этих реформ.

Над проблемами функционирования финансов и различных звеньев их системы, включая государственные внебюджетные фонды, работают такие российские экономисты, как С.В. Барулин, О.В. Врублевская, Ю.А. Данилевский, Е.А. Ермакова, С.Б. Ефимова, А.Ю. Казак, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Т.А. Салтанова, В.И. Самаруха, Е.Н. Синева, Е.А. Черныш и др. Среди представителей зарубежной экономической школы, занимающихся в разное время исследованиями финансов во взаимосвязи с социально-экономической политикой, можно выделить А. Вагнера, К. Вейса, Дж. Винна, Д. Волкера, Х.Ф. Герсдорфа, Е. Мишана, М. Пэттона, М. Рашида, М. Скривена, Дж.Стиглица, Л. Томпсона, Г. Хатри, Л. Эрхарда и др.

Отдельные аспекты проблемы обеспечения  финансовой устойчивости ПФР в последнее  время рассматривались рядом  авторов, в частности: Д.Г. Александровым, Г.В. Беляевой, Ю.В. Ворониным, А.В. Голубевым, М.Э. Дмитриевым, А.Б. Жабоедовым, А.П. Колесником, А.В. Куртиным, Ю.З. Люблиным, Т.М. Малевой, М.С. Малютиной, Ю.В. Пешехоновым, В.Д. Ройком, А.Г Соловьевым., А.К. Соловьевым, Л.П. Якушевым, Ю.В. Якушевым, Т.В. Муравлевой, Е.Н. Шутяк и др. В их работах исследовались методологические основы формирования системы пенсионного страхования, практика функционирования ПФР, состояние системы пенсионного обеспечения в период ее трансформации и адаптации к условиям рыночной экономики, особенности распределительной и накопительной моделей построения пенсионной системы и другие аспекты пенсионного реформирования. Экономико-математическое моделирование процессов развития пенсионной системы, актуарных расчетов и пенсионных схем представлены в работах Д.К. Добромыслова, С.С. Кабалкина, И.А. Красновой, Е.М. Четыркина, В.В. Шахова.

Исследования вышеперечисленных  и других авторов, заложили основу научных знаний, необходимых для обобщения и развития теории и методологии оценки и обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы, факторов, ее определяющих и механизмов функционирования. Вместе с тем, меняющиеся социально-экономические условия требуют переосмысления ряда теоретических и методологических вопросов, разработки новых, адаптированных подходов, механизмов и методик обеспечения финансово устойчивой деятельности ПФР и управления ее с использованием элементов финансового менеджмента с целью повышения результативности и эффективности использования финансовых ресурсов ПФР. Мировой финансовый кризис потребовал пересмотра существующих направлений реформирования пенсионной системы и поиска альтернативных источников финансовых ресурсов.

Таким образом, проблема финансового  обеспечения Пенсионного фонда  РФ остается пока еще недостаточно разработанной. Многочисленные вопросы в этой области остаются дискуссионными. Все изложенное и определило выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка эффективной, адаптированной к современным условиям системы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда России на основе развития теоретической базы и методологических подходов, разработки механизмов и практических рекомендаций в области формирования и использования финансовых ресурсов (доходов) ПФР, оценки финансовой устойчивости с использованием приемов финансового менеджмента и принятия эффективных управленческих решений.

Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть общую характеристику пенсионного фонда в системе финансовых отношений и финансового обеспечения обязательного пенсионного страхования;

- раскрыть основы финансовой устойчивости пенсионного фонда;

- проанализировать особенности формирования и использования финансовых ресурсов (доходов) Пенсионного фонда РФ;

- рассмотреть процесс формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ;

- выделить факторы, влияющие на финансовую устойчивость Пенсионного фонда РФ;

- выявить особенности инвестирования пенсионных накоплений;

- определить приоритетные направления и механизмы формирования устойчивой доходной базы Пенсионного фонда РФ;

- проанализировать результативность и эффективность использования средств Пенсионного фонда РФ.

Предметом исследования является совокупность денежных отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения (формирования и использования финансовых ресурсов) Пенсионного фонда РФ как основного финансового института пенсионной системы (пенсионного обеспечения и страхования).

Объектом исследования выступают действующая в России пенсионная система, бюджет и финансовые ресурсы (доходы) Пенсионного фонда РФ, а также деятельность органов государственной власти и ПФР по финансовому обеспечению пенсионной системы и Пенсионного фонда РФ и управлению их финансовыми ресурсами.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по общей теории финансов, фундаментальные и прикладные исследования по проблемам пенсионного обеспечения и страхования, институционализма и финансового менеджмента, функционирования пенсионных фондов и др., а также методы системного анализа и синтеза, научной абстракции, индукции и дедукции, группировок, сравнений и оценок.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Министерства финансов РФ и других федеральных органов власти, а также статистические и аналитические материалы Министерства экономического развития РФ, Счетной палаты РФ, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Пенсионного фонда РФ и других российских ведомств. Кроме того, в работе использовались материалы ряда информационно-аналитических агентств, сведения из экономических научных изданий, данные периодической печати, сети Интернет, а также авторские расчеты.

Наиболее важные научные  результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

- комплексно раскрыто экономическое содержание пенсионного фонда с четырех позиций: как элемента звена системы государственных финансов, как основного института финансового обеспечения пенсионного страхования (финансового института), как финансового посредника, как некоммерческой организации;

- дано авторское понимание финансовой устойчивости пенсионного фонда, представляющей собой такое состояние его финансовых ресурсов, которое позволяет ему на основе организационно-финансовой самостоятельности обеспечить выполнение обязательств государства или самого фонда по выплате гражданам пенсий, финансирование расходов на управление и развитие своей деятельности при сохранении платежеспособности фонда в условиях допустимого уровня страховых социальных рисков;

- разработаны принципы системы пенсионных фондов, учитывающие принципы бюджетной системой РФ и особенности функционирования и взаимосвязи этих фондов;

- на основе показателей оценки финансовой устойчивости страховой организации разработаны показатели оценки долгосрочной финансовой устойчивости пенсионного фонда (общей платежеспособности, ликвидности, инвестиционной активности, соотношения доли административно-управленческих расходов в общих расходах пенсионного фонда);

- предложены принципиально отличающиеся от общепринятых (официальных) подход и методика деления доходов ПФР на собственные и привлеченные, при этом из состава собственных доходов исключены поступления из федерального бюджета на погашение дефицита бюджета ПФР, безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы (кроме ассигнований из бюджета на выполнение обязательств по пенсионному обеспечению), добровольные взносы физических и юридических лиц и бюджетные кредиты для покрытия кассовых разрывов, поскольку их следует относить к привлеченным доходам; на этой основе предложено авторское понимание дефицита бюджета ПФР и рассчитан его реальный размер за 2009-2010 гг.;

- поддержана и получила дополнительное обоснование концептуальная идея о том, что сейчас речь должна идти не о дефиците бюджета ПФР, а о его невозможности обеспечить собственными доходами выплаты пенсий (о финансовой необеспеченности страховыми взносами всех пенсионных выплат), которая легла в основу авторской методики расчета гибких ставок страховых взносов в ПФР, достаточных для выполнения им всех пенсионных обязательств;

- предложен ряд мер, направленных на повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и ПФР, в том числе: установление государственных гарантий для вкладов в негосударственные пенсионные фонды в размере до 700 тыс.руб. (по аналогии с порядком госгарантий по банковским вкладам); актуализация пенсий для отдельных категорий малообеспеченных пенсионеров путем применения повышающих коэффициентов при расчете их пенсий; передача администрирования страховых взносов от ПФР к налоговым органам, способным обеспечить более эффективный и результативный независимый контроль;

- с целью снижения фискального давления на работодателей страховых взносов по ставке 34% (с 1 января 2011 г.) и обеспечения устойчивой, стабильной доходной базы социальных внебюджетных фондов поддержана и развита идея о разделении страховых взносов на два платежа: страховые взносы в ПФР, взимаемые по ставке 20% к оплате труда (из нее 14% уплачивают работодатели и 6% - работники), и социальный налог, взимаемый по ставке 3% к выручке от реализации продукции (при одновременном снижении ставки НДС на 2 %) и распределяемой по всем социальным внебюджетным фондам; разработаны по основным элементам обложения авторские механизмы исчисления и уплаты этих платежей (плательщики, объект обложения, база расчета, ставки, порядок и период исчисления, порядок и сроки уплаты);

- для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости ПФР и поддержания коэффициента замещения пенсией заработной платы на заданном уровне (с перспективой достижения к 2020 г. его размера 40% - минимального уровня, рекомендуемого МОТ) разработаны алгоритм и методика расчета базовой ставки страховых взносов в ПФР и произведены расчеты соответствующей ставки на период до 2015 г. (с учетом заданного значения коэффициента замещения 30 %), обеспечивающей полное покрытие поступлениями страховых взносов и другими собственными доходами ПФР всех пенсионных выплат, возложенных на этот фонд;

Информация о работе Обеспечение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации