Обеспечение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:01, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях одним из важ-нейших направлений социально-экономической политики государства является реформирование пенсионной системы и обеспечение ее долгосрочной финансо-вой устойчивости, которая, в свою очередь, влияет на платежеспособный спрос, динамику инвестиционного процесса, общий уровень жизни. Основным элементом (финансовым институтом) пенсионной системы выступает Пенсионный фонд РФ (ПФР), от финансовой устойчивости которого напрямую зависит устойчивость всей пенсионной системы и системы социальной защиты населения России.

Файлы: 1 файл

Обеспечение финансовой устойчивости пенсионного фонда российской.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

- систематизированы и дополнены критерии оценки результативности и эффективности использования средств Пенсионного фонда РФ, разработаны на их основе соответствующие оценочные показатели и даны нормативные значения по ним;

- разработан по разделам и статьям актива и пассива Баланс исполнения бюджета ПФР, составляемый самим Фондом для целей финансового менеджмента и управления его финансовой устойчивостью; предложена формализованная авторская система показателей оценки текущей финансовой устойчивости и ликвидности ПФР и методика их расчета на основе статей Баланса исполнения бюджета ПФР, а также произведено деление финансовой устойчивости ПФР на типы (абсолютный, нормальный, неустойчивый, кризисный) и предложены возможные варианты принятия соответствующих управленческих решений;

- даны рекомендации по сокращению административно-управленческих расходов ПФР для повышения эффективности использования средств Пенсионного фонда РФ путем сокращения этих расходов в общих расходах фонда.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в уточнении и развитии понятийного аппарата, связанного с функционированием пенсионных фондов - их содержания, формирования и использования финансовых ресурсов (доходов), принципов организации, результативности и эффективности использования средств ПФР и др. Теоретические положения и методологические подходы, разработанные в диссертации, легли в основу практических рекомендаций и методик.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты, относящиеся  к прикладным разработкам в области  финансового обеспечения ПФР и управления его финансовыми ресурсами (методические подходы к оценке результативности и эффективности использования средств ПФР, методика расчета базовой ставки страховых взносов, механизмы обеспечения ПФР доходными источниками, разработка Баланса исполнения бюджета ПФР для целей управления его финансовой устойчивостью и др.) могут быть использованы органами государственной власти при разработке и реализации пенсионной реформы, органами управления Пенсионным фондом РФ, другими органами исполнительной власти публично-правовых образований.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийской научно-практической конференции "Развитие финансовой системы страны" (Ижевск, 2008 г.), на региональной научно-практической конференции молодых ученых "Экономический кризис в России в начале XXI века: проблемы и пути преодоления" (Саратов, 2009 г.), на международной научно-практической конференции "Финансово-правовые и экономические проблемы в условиях мирового кризиса" (Саратов, 2009 г.), на Всероссийской научно-практической конференции "Современные проблемы финансов, учета, анализа и аудита: теория и практика" (Ижевск, 2009 г.), на I Международной научно-практической конференции "Тенденции развития финансов: теория и практика" (Пенза, 2009 г.).

Отдельные практические результаты исследования используются Пенсионным фондом Саратовской области при разработке предложений по стратегии развития пенсионного страхования и финансового обеспечения ПФР, что подтверждается справкой о внедрении. Кроме того, результаты диссертационной работы используются в учебном процессе на кафедре финансов в Саратовском государственном социально-экономическом университете, что также подтверждено справкой о внедрении.

По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ, общим объемом 4,2 п.л.; из них 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК. 

Структура и объем  работы. Работа имеет следующую структуру, определенную логикой исследования и совокупностью решаемых в нем задач.

Глава 1. Теоретические  основы финансового обеспечения  пенсионной системы и финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ

1.1. Общая характеристика  пенсионного фонда в системе  финансовых отношений и финансового  обеспечения обязательного пенсионного  страхования

1.2. Основы финансовой  устойчивости Пенсионного фонда  РФ

1.3. Формирование и  использование финансовых ресурсов (доходов) Пенсионного фонда РФ

Глава 2. Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов (доходов) Пенсионного фонда РФ и  их инвестирования

2.1. Формирование и  исполнение бюджета Пенсионного фонда РФ

2.2. Факторы, влияющие  на финансовую устойчивость Пенсионного  фонда РФ

2.3. Особенности инвестирования  пенсионных накоплений

Глава 3. Перспективы повышения  финансовой устойчивости Пенсионного  фонда РФ

3.1. Приоритетные направления  и механизмы формирования устойчивой доходной базы Пенсионного фонда РФ

3.2. Результативность  и эффективность использования  средств Пенсионного фонда РФ

Объем диссертации составляет 178 страницы. В работе 15 таблиц и 12 рисунков. Список использованной литературы содержит 134 источника.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ,  
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Результаты диссертационного исследования представлены в трех группах взаимосвязанных между собой научно-практических проблем.

Первая группа проблем связана с исследованием теоретических вопросов, а также с дополнением, уточнением и сведением в единый комплекс теоретических и организационно-методологических основ финансового обеспечения пенсионной системы и финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.

Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации, включая назначение, перерасчёт и выплату государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных трудовых и социальных пенсиях, осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами, составляющими единую централизованную систему органов управления средствами государственного пенсионного обеспечения. Существует много трактовок понятия и сущности пенсионного фонда. Однако глубокого и комплексного теоретического анализа последнего не проводилось уже давно. В этой связи в диссертации впервые предлагается рассмотрение пенсионного фонда с четырех позиций:

1) как элемента  звена системы государственных финансов, а точнее государственных внебюджетных фондов (определено место пенсионного фонда в системе государственных финансов, выделены функции пенсионного фонда);

2) как основного  института финансового обеспечения  пенсионного страхования (определено место пенсионного фонда с позиции институциональной экономики);

3) как финансового  посредника (с этой позиции пенсионный  фонд выступает в двух ипостасях: как инвестор; как лицо, осуществляющее сбор страховых взносов и выплату пенсий, то есть лицо, основной деятельностью которого являются операции с денежными средствами);

4) как некоммерческой  организации (даже негосударственные  пенсионные фонды), которая не  преследует цели получения прибыли  и которой присущи другие особенности таких организаций.

За рамками  научных исследований остались основные требования (принципы), на которых должна строиться система пенсионных фондов (в нее входят как государственные, так и негосударственные пенсионные фонды). В этой связи, в работе предложены принципы функционирования системы пенсионных фондов, учитывающие и принципы бюджетной системы, и особенности пенсионных фондов. К ним отнесены принципы: 1) единства системы пенсионных фондов Российской Федерации; 2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов пенсионных фондов; 3) равенства прав каждого пенсионного фонда независимо от его организационно-правовой формы в системе пенсионных фондов; 4) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов пенсионных фондов; 5) сбалансированности доходов и расходов бюджета каждого пенсионного фонда в отдельности и системы пенсионных фондов в целом (по структуре с позиций рационального сочетания государственного и негосударственного, обязательного и добровольного страхования); 6) результативности и эффективности использования средств; 7) прозрачности (открытости); 8) адресности и целевого характера источников и расходов пенсионного фонда; 9) социальной ориентированности.

В отечественной  литературе нет однозначного подхода  к трактовке понятия финансовой устойчивости пенсионного фонда. Анализ различных точек зрения дал возможность автору определить финансовую устойчивость пенсионного фонда как такое состояние его финансовых ресурсов, которое позволяет ему на основе организационно-финансовой самостоятельности обеспечить выполнение обязательств государства или самого фонда по выплате гражданам пенсий, финансирование расходов на управление и развитие своей деятельности при сохранении платежеспособности фонда в условиях допустимого уровня долгосрочного социального риска утраты доходов гражданами вследствие потери трудоспособности при наступлении старости и инвалидности, смерти кормильца, длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

В работе предлагается рассматривать финансовую устойчивость пенсионного фонда в краткосрочной и в долгосрочной перспективе, используя методы финансового менеджмента. Поэтому, при разработке показателей оценки финансовой устойчивости пенсионного фонда также использованы разные подходы к показателям для краткосрочной и долгосрочной финансовой устойчивости. В работе предложена следующая система показателей долгосрочной финансовой устойчивости пенсионных фондов:

1. Показатель  общей платежеспособности. Он характеризует  достаточность капитала (собственных средств и резервов) пенсионного фонда для обеспечения обязательств по пенсионному страхованию и обеспечению.

2. Показатель  ликвидности. Он отражает финансовое  состояние пенсионного фонда,  характеризует общую структуру  активов, которая должна быть  такова, чтобы в любое время у пенсионного фонда были в наличии ликвидные средства для обеспечения пенсионных выплат и других расходов.

3. Показатель  инвестиционной активности. Инвестиционный  доход - дополнительный к страховым взносам источник собственных доходов пенсионного фонда. От эффективности и надежности размещения временно свободных средств зависит не только доход пенсионного фонда, но и его платежеспособность, то есть возможность выплат по всем своим обязательствам. Показатель инвестиционной активности пенсионного фонда оценивает инвестиционный доход, полученный им в отчетном периоде по сравнению со ставкой рефинансирования, а также характеризует эффективность инвестиционной деятельности пенсионного фонда.

4. Показатель  соотношения доли административно-управленческих  расходов в общих расходах пенсионного фонда. Чем ниже этот показатель, тем большую часть ликвидных средств фонд может направить на покрытие пенсионных обязательств.

Порядок расчета и рекомендуемые  нормативные значения названных  показателей для Пенсионного фонда РФ представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1. Показатели долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного  фонда РФ

Наименование показателя

Формула расчета

Норматив

Коэффициент общей платежеспособности

Собственные средства фонда / Все обязательства фонда

Не менее

1,5

Коэффициент общей ликвидности

Текущие активы фонда / (Краткосрочные обязательства фонда + Резервы)

От 1,0 до 1,3

Коэффициент инвестиционной деятельности

Доход от инвестирования накопительной части трудовой пенсии / Средний за период объем накопительной части трудовой пенсии

Не менее 2/3 ставки рефинансирования за отчетный период

Коэффициент доли

административно-управленческих расходов в общих расходах фонда

Административно-управленческие расходы / Общий объем расходов пенсионного фонда

Не более 0,02


 

Показатели краткосрочной финансовой устойчивости пенсионных фондов рассчитываются на основе данных Баланса исполнения бюджета фонда (о них речь пойдет ниже). Методологически важным для анализа финансовой устойчивости является обоснование нового подхода к делению финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ на собственные и привлеченные. К привлеченным доходам ПФР в авторском понимании, относятся все средства, которые поступают извне, в том числе из федерального бюджета, кроме ассигнований из бюджета на выполнение обязательств государства по линии пенсионного обеспечения, не носящих страхового характера (до тех пор, пока пенсионное обеспечение не будет трансформировано в пенсионное страхование). В действующем законодательстве нет подобной классификации доходов, что делает затруднительным оценку его финансовой устойчивости. Поэтому автор предлагает следующий порядок деления доходов ПФР на собственные и привлеченные.

1. Собственные доходы ПФР:

- страховые взносы;

- доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- штрафы, пени и иные финансовые санкции;

- поступления от использования имущества Фонда;

- доходы от оказания Фондом платных услуг;

- поступления от продажи материальных и нематериальных активов;

- ассигнования из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним гражданам и их семьям, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, а также на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий, на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала;

- доходы от капитализации средств Фонда;

- прочие собственные доходы.

2. Привлеченные доходы и поступления  ПФР:

- поступления из федерального бюджета на погашение дефицита бюджета Фонда;

- безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ (кроме ассигнований из бюджета на выполнение обязательств по пенсионному обеспечению);

- добровольные взносы (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- бюджетные кредиты для покрытия кассовых разрывов.

Предложенная классификация доходов  ПФР дает возможность рассчитать реальный объем дефицита средств ПФР и реально оценить его финансовую устойчивость.

Вторая группа проблем посвящена исследованию проблем формирования и использования финансовых ресурсов (доходов) ПФР, а также вопросам инвестирования пенсионных накоплений граждан.

Информация о работе Обеспечение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации