Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом РФ в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность, виды и формы государственного долга;
2) рассмотреть систему управления государственным долгом;
3) проанализировать структуру и динамику внешнего и внутреннего долгов;
4) рассмотреть проблемы, пути совершенствования системы управления государственным долгом РФ.
Введение 3
1 Сущность и особенности государственного долга 6
1.1 Понятие, формы и виды государственного долга 6
1.2 Система управления государственным долгом 9
2 Практические аспекты управления государственным долгом 13
2.1 Внешний долг Российской Федерации: анализ динамики и структуры 13
2.2 Анализ внутреннего долга Российской Федерации 17
3 Перспективы развития системы управления государственным долгом 21
3.1 Проблемы эффективного управления государственным долгом 21
3.2 Пути совершенствования системы управления государственным долгом Российской Федерации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Сущность и особенности государственного долга |
6 |
1.1 Понятие, формы и виды государственного долга |
6 |
1.2 Система управления государственным долгом |
9 |
2 Практические аспекты
управления государственным |
13 |
2.1 Внешний долг Российской Федерации: анализ динамики и структуры |
13 |
2.2 Анализ внутреннего долга Российской Федерации |
17 |
3 Перспективы развития
системы управления |
21 |
3.1 Проблемы эффективного
управления государственным |
21 |
3.2 Пути совершенствования системы управления государственным долгом Российской Федерации |
24 |
Заключение |
29 |
Список использованных источников и литературы |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что проблема управления государственного долга требует серьезного, обдуманного и кардинального решения. Государственные внешние заимствования оказывают влияние на федеральный бюджет и состояние российской экономики в целом. Большой размер государственного долга России депрессивно воздействует на экономику государства, изменяют бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Государственный долг - такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его задача - не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.
Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.
Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.
Несмотря на большую значимость, вопросам управления государственным долгом до сих пор не уделяется должное внимание.
Вопросы управления государственным долгом рассматривались в работах ученых-экономистов А.В. Кучерова1, Е.В. Покачаловой2, Д.Г. Власова3, Е.В. Ковалишина4, Б.И. Алехиной5, Ю.А. Вавиловой6 и других.
В их работах анализируется динамика показателей государственного внутреннего долга и внешнего долга РФ, а также расходов по их погашению и обслуживанию, исследуются отдельные элементы государственного долга РФ и некоторые аспекты управления государственным внутренним и внешним долгом РФ. Однако при этом государственный внутренний и внешний долг РФ рассматриваются в отрыве друг от друга, что приводит к снижению эффективности управления государственным долгом, недооценке социально-экономических последствий роста объема государственного долга РФ. Кроме того, в работах уделяется мало внимания проблемам отсутствия в законодательстве некоторых вопросов управления государственным долгом, а также существующим противоречиям между практикой управления государственным долгом в РФ и нормами бюджетного права. Недостаточно внимания уделяется и разработке практических рекомендаций по улучшению долговой ситуации в стране.
Целью данной работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом РФ в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность, виды и формы государственного долга;
2) рассмотреть систему управления государственным долгом;
3) проанализировать структуру и динамику внешнего и внутреннего долгов;
4) рассмотреть проблемы, пути совершенствования системы управления государственным долгом РФ.
Предмет работы - общественные отношения, связанные с рассмотрением государственного долга РФ.
Объектом работы является государственный долг РФ.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых. Информационной базой исследования явились отчетные данные министерства финансов, Счетной палаты, законодательные, правовые и нормативные документы, материалы периодической печати.
Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись такие общенаучные методы познания и специальные методы, как сравнительный, экономико-статистических группировок данных, табличный метод.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы (22 источника). Работа содержит 32 страницы, 5 таблиц.
Привлекаемые государством заимствования формируют государственный долг.
Государственный долг - обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.7
В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса РФ к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований, а также долговые обязательства по государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц8.
Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики.
Наряду с тем, что выделяют множество функций государственного долга, на наш взгляд, определяющими являются фискальная и стабилизирующая функции. Содержание этих функций представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Функции и содержание функций государственного долга
Функция |
Содержание |
Фискальная |
Создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств. |
Стабилизирующая |
Оказывает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы). |
Структура государственного долга в соответствии с Бюджетным кодексом РФ представляет собой группировку долговых обязательств по установленным видам.
Долговые обязательства РФ могут существовать в виде:
- кредитных договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями иностранных государств;
- государственных ценных бумаг, выпущенных от имени РФ;
- государственных гарантий по обязательствам третьих лиц;
- иных долговых обязательств, ранее отнесенных в соответствии с законодательством РФ на государственный долг9.
По срокам долговые обязательства подразделяются на:
- краткосрочные (до одного года);
- среднесрочные (свыше одного года до пяти лет);
- долгосрочные (свыше пяти лет).
В РФ сейчас действуют два типа бюджетной классификации долгов: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов.
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
- объем основного долга по кредитам и обязательства, выраженные в валюте РФ;
- объем основного долга по бюджетным кредитам;
- объем обязательств по государственным гарантиям;
- объем иных долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами.
В объем государственного внешнего долга включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
- основного долга по кредитам, которые получены Россией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
- объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.
Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий10.
В Бюджетном кодексе РФ отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе РФ получил определение только метод реструктуризации.
Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ, а управление государственным долгом субъекта осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ11.
Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе министерства финансов РФ и Внешэкономбанка как агента министерства финансов Российской Федерации12.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам РФ13.
Недостаточная законодательная разработанность вопросов, связанных с управлением государственным долгом, в частности отсутствие определения управления государственным долгом, отсутствие четкого определения понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.
Правительство РФ в своей Концепции единой системы управления государственным долгом придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом, включая:
- сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
- сокращение стоимости обслуживания государственного долга;
- обеспечение исполнения обязательств в полном объеме14.
Существуют различные формы управления государственным долгом:
- конверсия - изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;
Информация о работе Общественные отношения, связанные с рассмотрением государственного долга РФ