Общественные отношения, связанные с рассмотрением государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом РФ в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность, виды и формы государственного долга;
2) рассмотреть систему управления государственным долгом;
3) проанализировать структуру и динамику внешнего и внутреннего долгов;
4) рассмотреть проблемы, пути совершенствования системы управления государственным долгом РФ.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и особенности государственного долга 6
1.1 Понятие, формы и виды государственного долга 6
1.2 Система управления государственным долгом 9
2 Практические аспекты управления государственным долгом 13
2.1 Внешний долг Российской Федерации: анализ динамики и структуры 13
2.2 Анализ внутреннего долга Российской Федерации 17
3 Перспективы развития системы управления государственным долгом 21
3.1 Проблемы эффективного управления государственным долгом 21
3.2 Пути совершенствования системы управления государственным долгом Российской Федерации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

kursovaya_nov_ (1).doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

- решение задачи эффективного  управления государственным долгом  предусматривает всестороннее развитие  финансовых методов управления  государственным долгом. Важнейшим  приоритетом бюджетной политики  является повышение инвестиционной активности российской экономики. В данном контексте одним из возможных инструментов управления государственным долгом является использование сделок «своп», предусматривающих обмен долга на различные активы. Такие схемы, в частности, могут предусматривать обмен государственных долговых обязательств на корпоративные ценные бумаги, экспортные поставки или будущие налоговые платежи. Практическая реализация данных схем возможна только при условии проведения эффективной экономической политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики;

- доходность государственных  облигаций должна находиться  в разумных пределах, т.е. ставки  на рынке государственных обязательств  не должны превышать размеры, при которых возможно нормальное развитие рынка корпоративных ценных бумаг. Чрезмерный государственный долг ведет к отвлечению средств инвесторов от кредитования реального сектора российской экономики. Основными ориентирами при определении приемлемой для государства доходности по размещаемым облигациям являются темпы экономического роста и стоимость обслуживания накопленного государственного долга;

- обеспечение непрерывности  процесса управления государственным  долгом в целях его корректировки  в зависимости от текущего  состояния экономики России и мировых финансовых рынков;

- управление структурой  долга должно быть направлено  на формирование графика платежей  таким образом, чтобы долговые  платежи были распределены равномерно, и на бюджет не приходилась высокая единовременная нагрузка.

В ходе переговоров о реструктуризации внешней задолженности России надо с самого начала занять позицию, позволяющую добиться комплексного решения проблемы государственного внешнего долга в увязке с восстановлением экономического роста и платежеспособности страны в условиях гражданского мира и относительного повышения благосостояния населения. Основные элементы запросной позиции:

В настоящее время одним из главных направлений в решении проблемы долга должен стать вопрос о списании долга СССР. Списание долга практикуется главным образом в отношении беднейших стран, имеющих "критические" показатели задолженности.

Необходимой предпосылкой обеспечения максимально благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение и ускорение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Обязательное требование - одобрение ее всеми ветвями власти, национальное согласие относительно ее основного содержания. Реализация программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов.

Программа должна состоять из двух ключевых частей:

1. Перспективный бюджет, в котором на период 3-5 лет предусматривался бы первичный профицит. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Это - необходимое условие восстановления доверия к стране как заемщику. Затем могли бы последовать возобновление внешнего кредитования, возврат России на мировые рынки капитала и увеличение притока прямых инвестиций.

2. План структурных реформ, включающий меры по улучшению  инвестиционного климата, реструктуризации  предприятий, а также реформы в социальной сфере, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Проблема государственного долга относится к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой рыночной экономики и от эффективности решения которых не в последнюю очередь зависит экономический рост страны. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства.

Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

- разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;

- процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; и

- исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков.

В данной работе был проведен анализ внешнего и внутреннего государственного долга за 2010-2014гг. Подводя итог, за анализируемый период следует отметить, что ключевыми стали следующие моменты:

- объем государственного внешнего долга в 2013г. увеличится по сравнению с 2012г. на 9,6 млрд. долл. США, или на 14.8;

- за 2013г. внутренний долг увеличится на 27,5% и к концу года составит 7 147,5 млрд. руб., или 81 % объема внутреннего долга;

- более эффективному управлению государственным долгом может способствовать увеличение активов правительства, аккумулируемых в резервном фонде

- стабилизация ситуации на рынке государственного долга возможна только при условии скоординированности бюджетной и денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 17 июля 1998 г.: введен в действие с 1 января 2000 г.] //  Собрание законодательства РФ. .– 2000. – № 32. – Ст. 97.
  2. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь. / А.Н. Азрилиян – М..: Институт новой экономики, 2008. – 1472 с.
  3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы. / А.М. Бабич - М.: ЮНИТИ, 2011. – 354 с.
  4. Власов, Д.Г. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3. / Д. Г. Власов – М.: Перспектива, 2010. – 256 с.
  5. Грязнова, А.Г. Финансы / А.Г. Грязнова – М.: Финансы и статистика, 2008. – 504 с.
  6. Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учеб. пособие. / А.З. Дадашев - М.: ИНФРА-М, 2007. – 132 с.
  7. Кучеров, А.В. Управление государственным долгом. / А.В. Кучеров -  СПб.: Литера, 2011. - 132 с.
  8. Ковалева, А. М. Финансы / А.М. Ковалева – М.: Финансы и статистика, 2009. – 384 с.
  9. Левин, Д.Н. Финансы и кредит: Учебное пособие. / Д.Н. Левин - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2011. – 368 с. 
  10. Покачалова, Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования. / Е.В. Покачалова - М.: Финансы и статистика, 2009.  – 168 с.
  11. Савчук, В.П. Управление финансами предприятия: учеб, для вузов./ В. П. Савчук - М.: Финансы и статистика, 2010. – 256 с.
  12. Алехина, Б.И. Проблемы эффективного управления государственным долгом / Б.И. Алехина // Финансовый менеджмент. – 2012. - №13 – С. 36-38.  
  13. Амирханова, Ф.М. Внешний долг: непривычные решения / Ф. М. Амирханова // Экономика и жизнь – 2013.- № 2 – С.13.
  14. Вавилов, Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ / Ю. Я. Вавилов // Финансы – 2012.- № 7- С. 5-6.
  15. Вавилова, Ю.А. Государственный долг России: проблемы в управлении / Ю. А. Вавилова // Финансовая аналитика - 2012. - № 7 - С. 8-9.
  16. Дмитриева, О. Г. Росфинагентство — способ "умыкнуть казну" / О. Г. Дмитриева // Финансовый обзор – 2013. - № 2- С. 2.
  17. Ковалишин, Е. В. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии / Е. В. Ковалишин // Финансовый контроль. - 2012. - №36. - С. 20.
  18. Мартьянов, А. В. Актуальные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации  / А.В. Мартьянов// Финансы и кредит . - 2009. - № 7. -  С. 31.
  19. Министерство финансов РФ [электронный ресурс] // MINFIN.RU: Официальный сайт Министерства финансов РФ 2013 г. – Электрон. данные. URL:  http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 20.03.2013 г.). – Заглавие с экрана.
  20. Счетная палата [электронный ресурс] // ARCH.GOV.RU: Официальный сайт Счетной палаты РФ 2013 г. – Электрон. данные. URL:  http://www.ach.gov.ru/revision/reports-by-years (дата обращения 21.01.2013 г.). – Заглавие с экрана.
  21. Управление государственным долгом РФ [электронный ресурс] // OZD.RU: Информационный портал 2012 г. – Электрон. данные. URL: http: // www.0zd.ru (дата обращения: 26.01.2013 г. ).−  Заглавие с экрана.
  22. Государственный долг: сущность и методы управления. Анализ современного состояния государственного долга [электронный ресурс] // EN.COOLREFERAT.COM: Информационный портал 2013 г. -  Электрон. данные. URL: http: // en.coolreferat.com. (дата обращения 23.01.2013 г.). – Заглавие с экрана.

 

1 Кучеров А.В. Управление государственным долгом. СПб.: Литера, 2011. - 132 с.

2   Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования. М.: Финансы и статистика, 2009. – 168 с.

3 Власов Д.Г. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3. М.: Перспектива, 2010. – 256 с.

4 Ковалишин Е. В. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. - 2012. - №36. – С. 20.

5 Алехина Б.И. Проблемы эффективного управления государственным долгом // Финансовый менеджмент. - 2012. - № 13 – С. 36-38.

6 Вавилова Ю.А. Государственный долг России: проблемы в управлении // Финансовая аналитика. - 2012. - № 7 – С. 8-9.

7 Грязнова А.Г. Финансы: учеб, для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2008. – С.127.

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 17 июля 1998 г.: введен в действие с 1 января 2000 г.] //  Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 97.

9 Савчук В.П. Управление финансами предприятия. М.: Финансы и статистика, 2010. – С. 167.

10 Алехина Б.И. Проблемы эффективного управления государственным долгом // Финансовый менеджмент. – 2012. - №13 - С. 36-38.

11 Кучеров А.В. Управление государственным долгом. СПб.: Литера, 2011. - С. 45.

12 Левин Д.Н. Финансы и кредит: Учебное пособие.  Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2011. – С. 48. 

13 Ковалишин Е. В. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. - 2012. - №36. - С. 20.

14 Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования. М.: Финансы и статистика, 2009.- С. 40.

15 Мартьянов А. В. Актуальные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации // Финансы и кредит . - 2009. - № 7. -  С. 31.

16 Дадашев А.З. Финансовая система России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 49.

17 Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2008. – С. 119.

18 Счетная палата [электронный ресурс] //ARCH.GOV.RU: Официальный сайт Счетной палаты РФ 2013 г. – Электрон. данные. URL:  http://www.ach.gov.ru/revision/reports-by-years (дата обращения 21.01.2013 г.). – Заглавие с экрана.

19 Министерство финансов РФ [электронный ресурс] // MINFIN.RU: Официальный сайт Министерства финансов РФ 2013 г. – Электрон. данные. URL:  http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 20.03.2013 г.). – Заглавие с экрана.

20 Вавилова Ю.А. Государственный долг России: проблемы в управлении // Финансовая аналитика, 2012. - № 7 - С. 8-9.

21 Счетная палата [электронный ресурс] //ARCH.GOV.RU: Официальный сайт Счетной палаты РФ 2013 г. – Электрон. данные. URL:  http://www.ach.gov.ru/revision/reports-by-years (дата обращения 21.01.2013 г.). – Заглавие с экрана.

22 Министерство финансов РФ [электронный ресурс] // MINFIN.RU: Официальный сайт Министерства финансов РФ 2013 г. – Электрон. данные. URL:  http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 20.03.2013 г.). – Заглавие с экрана.

 


 



Информация о работе Общественные отношения, связанные с рассмотрением государственного долга РФ