Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом РФ в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность, виды и формы государственного долга;
2) рассмотреть систему управления государственным долгом;
3) проанализировать структуру и динамику внешнего и внутреннего долгов;
4) рассмотреть проблемы, пути совершенствования системы управления государственным долгом РФ.
Введение 3
1 Сущность и особенности государственного долга 6
1.1 Понятие, формы и виды государственного долга 6
1.2 Система управления государственным долгом 9
2 Практические аспекты управления государственным долгом 13
2.1 Внешний долг Российской Федерации: анализ динамики и структуры 13
2.2 Анализ внутреннего долга Российской Федерации 17
3 Перспективы развития системы управления государственным долгом 21
3.1 Проблемы эффективного управления государственным долгом 21
3.2 Пути совершенствования системы управления государственным долгом Российской Федерации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
- консолидация - увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
- унификация - объединение нескольких займов в один;
- аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;
- реструктуризация задолженности.
Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств15.
Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.
Система управления государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.
Система управления государственным долгом представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
- разработка программы заимствований на следующий год;
- процедура принятия основных параметров управления государственным долгом на очередной год;
- исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года16.
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
- своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
- проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
- осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
- контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства РФ прошлых лет;
- контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
- экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
- экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.
В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления государственным долгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга.
2.1 Внешний долг Российской Федерации: анализ динамики и структуры
Внешний долг — обязательства государства, возникающие в иностранной валюте17.
Верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января 2013г. установлен законопроектом в размере 65,2 млрд. долл. США, что превышает на 9,6 млрд. долл. США показатель, утвержденный на 1 января 2012г(55,6 млрд. долл. США).
Динамика объема и структуры государственного внешнего долга представлена в таблице 218.
Таблица 2 - Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2010-2014 гг., млрд. долл. США
На 1 янв. 2010г. |
На 1 янв. 2011г. |
. На 1 янв. 2012г. |
На 1 янв. 2013г |
На 1 янв. 2014г |
2013г. к 2010г., % | |
Факт |
Факт |
Факт |
проект |
проект | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственный внешний долг, всего |
37,6 |
53,0 |
55,6 |
65,2 |
75,6 |
142,6 |
в том числе: |
||||||
Кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц в иностранной валюте |
8,7 |
7,3 |
6,1 |
5,5 |
4,8 |
65,7 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте |
28,0 |
34,2 |
38,2 |
43,9 |
49,8 |
145,6 |
Гарантии РФ в иностранной валюте |
0,9 |
11,5 |
20,3 |
24,2 |
14,7 |
183,5 |
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в 2013г. увеличится по сравнению с 2012г. на 9,6 млрд. долл. США, или на 14.8 %.
Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2013г. увеличится по сравнению с 2012 г. на 5,7 млрд. долл. США, в конце 2013г. составит 65,7 %.
В 2011г. заметно увеличение в 12,7 раза, по сравнению с 2010г., государственного внутреннего долга по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ, в том числе в части оказания поддержки экспорта российской промышленной продукции.
Законопроектом также установлен верхний предел государственного внешнего долга на 2014г. – 21,1 млрд. долл. США.
Доля задолженности по гарантиям РФ в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 20,3 % в 2012г. до 24,2 % в 2013 г.
Наблюдается снижение доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 23,1 % до 11 %.
В 2011г. наблюдалось увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые составляли 91,3 млрд. рублей (3 млрд. долларов США), что на 8,3 % больше, чем в 2010г., в 2013г. указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010г. и составят 108,8 млрд. рублей. Это можно увидеть по таблице 319.
Таблица 3 – Расходы на обслуживание ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте
2011г. |
2012г. |
2013г. (проект) | |
Процентные расходы по обслуживанию государственного внешнего долга, млрд. руб. |
91,3 |
101,6 |
113,6 |
Процентные расходы по видам внешних долговых обязательств Российской Федерации, млн. долл. США |
2993,60 |
3309,70 |
3663,00 |
в том числе: |
|||
Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте |
2808,40 |
3090,80 |
3445,10 |
доля в процентных расходах по внешнему долгу (%) |
93,81 |
93,39 |
94,05 |
из них: |
|||
еврооблигации |
2710,3 |
3075,5 |
3429,8 |
доля в процентных расходах по внешнему долгу (%) |
90,54 |
92,92 |
93,63 |
ОВГВЗ |
98,1 |
15,3 |
15,3 |
Кредиты иностранных государств, всего |
185,2 |
218,9 |
217,9 |
доля в процентных расходах по внешнему долгу (%) |
6,19 |
6,61 |
5,95 |
МФО |
121,9 |
152,7 |
152,2 |
Кредиты правительств иностранных государств |
63,3 |
66,2 |
65,7 |
Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.
Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составили в 2011г. 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012г. 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013г. составят 106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).
Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составили в 2011г. 232,4 млн. долларов США, в 2012г. - 693,0 млн. долларов США, а в 2013г. составят 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, увеличились в 2011 - 2012гг. и составили в итоге 12,3 млрд. рублей, в 2013г. - 6,8 млрд. рублей (217,9 млн. долларов США) соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 - 2013гг. плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО.
2.2 Анализ внутреннего долга Российской Федерации
Внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)20.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 января 2013г. установлен законопроектом в размере 6976,4 млрд. руб., что на 35,5 % выше, чем на 1 января 2012г.
В 2013г. внутренний государственный долг увеличится в 3,3 раза по сравнению с 2010г.
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в таблице 421.
Таблица 4 – Динамика объемов и структура внутреннего долга РФ за 2010-2014 гг., млрд. руб.
На 1 янв. 2010г. |
На 1 янв. 2011г. |
На 1 янв. 2012г. |
На 1 янв. 2013г. |
На 1 янв. 2014г. |
2013г. к 2010г., % | |
факт |
факт |
факт |
проект |
проект | ||
Государственный внутренний долг, всего |
2094,7 |
3726,7 |
5148,4 |
6976,4 |
8826,3 |
236,8 |
в том числе: |
||||||
Государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
1837,1 |
2933,0 |
4076,7 |
5621,1 |
7147,5 |
243,7 |
Государственные гарантии |
251,4 |
787,1 |
1064,8 |
1355,3 |
1678,8 |
213,3 |
Прочая задолженность |
6,2 |
6,6 |
6,9 |
0,0 |
0,0 |
Информация о работе Общественные отношения, связанные с рассмотрением государственного долга РФ