Общественные отношения, связанные с рассмотрением государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом РФ в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность, виды и формы государственного долга;
2) рассмотреть систему управления государственным долгом;
3) проанализировать структуру и динамику внешнего и внутреннего долгов;
4) рассмотреть проблемы, пути совершенствования системы управления государственным долгом РФ.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и особенности государственного долга 6
1.1 Понятие, формы и виды государственного долга 6
1.2 Система управления государственным долгом 9
2 Практические аспекты управления государственным долгом 13
2.1 Внешний долг Российской Федерации: анализ динамики и структуры 13
2.2 Анализ внутреннего долга Российской Федерации 17
3 Перспективы развития системы управления государственным долгом 21
3.1 Проблемы эффективного управления государственным долгом 21
3.2 Пути совершенствования системы управления государственным долгом Российской Федерации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

kursovaya_nov_ (1).doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

- консолидация - увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);

- унификация - объединение нескольких займов в один;

- аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;

- реструктуризация задолженности.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств15.

Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Система управления государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Система управления государственным долгом представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

- разработка программы заимствований на следующий год;

- процедура принятия основных параметров управления государственным долгом на очередной год;

- исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года16.

Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:

- своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

- проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;

- осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

- контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства РФ прошлых лет;

- контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;

- экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

- экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления государственным долгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

 

2.1 Внешний долг Российской Федерации: анализ динамики и структуры

 

Внешний долг  — обязательства государства, возникающие в иностранной валюте17.

Верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января 2013г. установлен законопроектом в размере 65,2 млрд. долл. США, что превышает на 9,6 млрд. долл. США показатель, утвержденный на 1 января 2012г(55,6 млрд. долл. США).

Динамика объема и структуры государственного внешнего долга представлена в таблице 218.

 

Таблица 2 -  Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2010-2014 гг., млрд. долл. США

 

На 1 янв. 2010г.

На 1 янв. 2011г.

. На 1 янв. 2012г.

На 1 янв. 2013г

На 1 янв. 2014г

2013г. к 2010г., %

Факт

Факт

Факт

проект

проект

1

2

3

4

5

6

7

Государственный внешний долг, всего

37,6

53,0

55,6

65,2

75,6

142,6

в том числе:

           

Кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц в иностранной валюте

8,7

7,3

6,1

5,5

4,8

65,7




 

 

Продолжение таблицы 2

 

1

2

3

4

5

6

7

Государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте

28,0

34,2

38,2

43,9

49,8

145,6

Гарантии РФ в иностранной валюте

0,9

11,5

20,3

24,2

14,7

183,5


 

Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в 2013г. увеличится по сравнению с 2012г. на 9,6 млрд. долл. США, или на 14.8 %.

Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2013г. увеличится по сравнению с 2012 г. на 5,7 млрд. долл. США, в конце 2013г. составит 65,7 %.

В 2011г. заметно увеличение в 12,7 раза, по сравнению с 2010г., государственного внутреннего долга по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ, в том числе в части оказания поддержки экспорта российской промышленной продукции.

Законопроектом также установлен верхний предел государственного внешнего долга на 2014г. – 21,1 млрд. долл. США.

Доля задолженности по гарантиям РФ в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 20,3 % в 2012г. до 24,2 % в 2013 г.

Наблюдается снижение доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 23,1 % до 11 %.

В 2011г. наблюдалось увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые составляли 91,3 млрд. рублей (3 млрд. долларов США), что на 8,3 % больше, чем в 2010г., в 2013г. указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010г. и составят 108,8 млрд. рублей.  Это можно увидеть по таблице 319.

 

Таблица 3 – Расходы на обслуживание ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте

 

2011г.

2012г.

2013г. (проект)

Процентные расходы по обслуживанию государственного внешнего долга, млрд. руб.

91,3

101,6

113,6

Процентные расходы по видам внешних долговых обязательств Российской Федерации, млн. долл. США

2993,60

3309,70

3663,00

в том числе:

     

Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте

2808,40

3090,80

3445,10

доля в процентных расходах по внешнему долгу (%)

93,81

93,39

94,05

из них:

     

еврооблигации

2710,3

3075,5

3429,8

доля в процентных расходах по внешнему долгу (%)

90,54

92,92

93,63

ОВГВЗ

98,1

15,3

15,3

Кредиты иностранных государств, всего

185,2

218,9

217,9

доля в процентных расходах по внешнему долгу (%)

6,19

6,61

5,95

МФО

121,9

152,7

152,2

Кредиты правительств иностранных государств

63,3

66,2

65,7


 

Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составили в 2011г. 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012г. 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013г. составят 106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).

Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составили в 2011г. 232,4 млн. долларов США, в 2012г. - 693,0 млн. долларов США, а в 2013г. составят 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.

Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, увеличились в 2011 - 2012гг. и составили в итоге 12,3 млрд. рублей, в 2013г. - 6,8 млрд. рублей (217,9 млн. долларов США) соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 - 2013гг. плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ внутреннего  долга Российской Федерации

 

Внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)20.

Верхний предел государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 января 2013г. установлен законопроектом в размере 6976,4 млрд. руб.,  что на 35,5 % выше, чем на 1 января 2012г.

В 2013г. внутренний государственный долг увеличится в 3,3 раза по сравнению с 2010г.

Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в таблице 421.

 

Таблица 4 – Динамика объемов и структура внутреннего долга РФ за 2010-2014 гг., млрд. руб.

 

На 1 янв. 2010г.

На 1 янв. 2011г.

На 1 янв. 2012г.

На 1 янв. 2013г.

На 1 янв. 2014г.

2013г. к 2010г., %

факт

факт

факт

проект

проект

Государственный внутренний долг, всего

2094,7

3726,7

5148,4

6976,4

8826,3

236,8

в том числе:

           

Государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1837,1

2933,0

4076,7

5621,1

7147,5

243,7

Государственные гарантии

251,4

787,1

1064,8

1355,3

1678,8

213,3

Прочая задолженность

6,2

6,6

6,9

0,0

0,0

 

Информация о работе Общественные отношения, связанные с рассмотрением государственного долга РФ