Обзор международных банковских систем. Аналитическое сравнение с банковской системой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:04, реферат

Описание работы

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Понятие банковской системы……………….……………………………………..4
Обзор международных банковских систем и их аналитическое сравнение
с банковской системой России…………………………………………………...8
Уникальность банковских систем и различия в понимании банка
как элемента банковских систем………………………………………….10
Уникальность банковских систем и различия в понимании банка
как элемента банковских системы……………………………………….11
Система надзора за деятельностью коммерческих банков……………18
Положение банков на рынке ценных бумаг…………………………….21
Принципы функционирования банков в исламских странах…………………22
Заключение……………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по финансам.docx

— 79.95 Кб (Скачать файл)

             Центральный банк Российской Федерации - главный банк РФ и находится в ее собственности. Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом). С другой стороны он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ. Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу.

           Органы управления Банка России. Управление Банком России осуществляется председателем и Советом директоров Банка. Председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной думой. Совет директоров Банка России назначается высшим органом представительной власти. В состав Совета директоров Банка России входят: председатель Банка России, его заместитель, директора департаментов центрального аппарата, начальники главных центральных управлений Банка России, председатели национальных банков республик, входящих в состав Российской Федерации. Председатель Банка России без доверенности действует от имени Совета, представляет интересы Банка во всех отечественных и иностранных банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается в пределах своих полномочий имуществом, фондами и другими средствами Банка, заключает договоры, открывает необходимые для хозяйственной деятельности расчетный и другие счета, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников банка и его учреждений, предприятий и организаций. Председатель Банка России может передавать отдельные полномочия членам совета директоров.

           По организационо-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые банки и акционерные. При этом последний вид делится на два подвида: акционерные банки закрытого типа (АБЗТ) и акционерные банки открытого типа (АБОТ). Очевидным преимуществом открытой формы являются более широкая возможность привлечения капиталов и большая свобода действий для участников (акционеров). Одновременно данная форма менее устойчива, меньше защищена от “окружающей среды”, в том числе от структур, цель которых - установление контроля над банками, более рискованна для участников.

      Таким образом, Федеральная Резервная Система по своей сути эквивалентна центральному банку России. Основным сходством является сильная децентрализация банковской системы, чем эти системы оказывают сильное противодействие концентрации экономической власти в едином центре. Основным различием является сама структура. Так ФРС производит операции на открытом  рынке и в ФРС системе создан Федеральный Комитет Открытого Рынка. Также в ФРС присутствует независимый консультационный орган (Федеральный Консультационный Совет).  Существуют Сходства в независимости систем. Так, например ФРС функционирует как независимый орган Федерального правительства США и является рабочим органом Конгресса США. Российская банковская система, во главе с ЦБ РФ также является независимым органом правительства,  ЦБ является подотчетным Государственной Думе. В России функционируют банки с различной степенью независимости. Максимальной степенью независимости (в рамках требований закона и нормативных актов ЦБ РФ обладают банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию и тактику, структуру активов, по собственному усмотрению распределяющие свой доход. Другие виды банков по данному критерию - банки с ограниченной независимостью.

    1. Система надзора за деятельностью коммерческих банков

             В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора. Можно выделить три группы стран отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах:

  • Страны, в которых контроль осуществляется центральным банком - Австралия, Исландия, Ирландия, Италия, Португалия.
  • Страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами - Канада, Дания, Швеция, Норвегия.
  • Страны, в которых контроль производиться центральным банком совместно с другими органами - Швейцария, Франция, Германия, США.

          Наибольший интерес представляет опыт США. Известно, например, что банки в США двойного, точнее раздельного   подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством, а для другой части - властями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:

  • Национальные банки;
  • Банки штатов - члены ФРС;
  • Банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования

депозитов;

  • Банки не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы.

          Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения, служба министерства финансов и пободают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС. При этом банки определяют свою юрисдикцию, то есть выбирают подчинение федеральным властям или властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов, они называются частными.

         Кроме того, порядок открытия отделений банков относится к компетенции властей штатов. В одних штатах (в 15 запрещено открывать отделения или филиалы; в других разрешается делать это без всяких ограничений). В ряде штатов сеть отделений должна быть ограничена тем же географическим местом, где располагается главная контора банка. Подобной практике нет, не только в других странах, но и не в одной другой сфере государственного регулирования в самих США. Это при условии, что банковское дело в этой стране признается крайней важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле. Следовательно, нужны специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Органы могут быть разными по статусу, но среди них почти всегда есть государственные. Система надзирающих органов в той или иной стране всегда отражает особенности политического и социально-экономического развития данной страны задачи, традиции.     

      Коммерческие  банки в Великобритании в связи  с двухуровневой банковской системой контролируются Баком Англии. Система британских коммерческих банков сильно дифференцирована. В ней действует принцип специальных банков. При этом наблюдается две тенденции. С одной стороны, специализация является попыткой приспособления банков к изменениям денежного спроса и предложения. С другой стороны, существует тенденция к расширению операций крупнейших коммерческих банков и сберегательных касс за рубежом.

      Сгруппировать британские банки не так просто. Рассмотрим функции, характерные для некоторых коммерческих банков Англии:

- клиринговые банки осуществляют платежи для крупных, средних и мелких промышленных предприятий, а также для населения. Платежный оборот между этими банками происходит в рамках клирингового соглашения, что означает зачет взаимных требований и перевод сальдо. Новым для клиринговых банков стало посредничество в страховании жизни и организации путешествий. Все это позволяет охарактеризовать клиринговые банки как финансовые конгломераты, у которых банковские операции стали лишь частью общей деятельности.

- торговые банки играют известную роль не только во внутренних операциях, но и в международном бизнесе. Они возникли на торговых предприятиях, которые постепенно освоили банковские операции. Некоторые современные торговые банки наряду с банковскими операциями выполняют еще промышленные и торговые функции. Однако некоторые крупнейшие клиринговые банки либо имеют свои специальные торговые банки, либо участвуют в традиционных торговых банках. Отличием торговых банков от клиринговых и одновременно их привилегией является то, что они не обязаны публиковать подробные сведения о финансовом состоянии и о своих операциях. Благодаря этой привилегии торговые банки могли на протяжении многих лет свободно развиваться.

- учетные дома действуют как буфер между Банком Англии и остальной банковской системой, посредством них Банк Англии снабжает банковскую систему финансовыми ресурсами, изымает их. Банк Англии также оказывает влияние на процентные ставки.

           Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.

            В России же в настоящий момент проводится тенденция к расширению сети коммерческих банков. Также принимаются меры по укреплению их надежности. В этом направлении активную работу проводит Центральный банк РФ, осуществляя надзор и регулирование деятельности коммерческих банков. Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского капитала. Изначальная недостаточность капитала влечет за собой цепочку дальнейших негативных последствий: невозможность предоставлять сколько-нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России экономических Нормативов, недостаточная рентабельность операций и др. В 1999 г. Центральный банк Российской Федерации издал новую редакцию Инструкции № 1 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”, в соответствии с которой минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций был установлен на 1 января 1999 г. в сумме, эквивалентной 5,0 млн ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций - 1 млн ЭКЮ).

              Предполагается, что процесс укрепления банковской системы будет сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих новому уровню минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения), либо в филиалы более крупных банков.

               В результате принятых решений Банка России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала позволит укрепить надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывается нормативная база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков, в первую очередь, в связи с их несостоятельностью (банкротством).

       Подведя итог, можно сказать, что коммерческие банки образуют костяк кредитной системы страны. Главное их предназначение - привлекать сбережения и распределять их между заемщиками. Для корпораций и потребителей банки являются основным источником кредитов. 

    1. Положение банков на рынке ценных бумаг

            Исторически национальные особенности построения банковских систем проявляются тоже в том, что в отдельных старинах (Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Италии и др.) не существует четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется положением последних на рынке ценных бумаг.

             В США в кредитные и инвестиционные банковские операции четко разграничены. Инвестиционные банки, выполняющие операции с государственными и ценными корпоративными бумагами, выделены в группу специализированных банков, в то время как коммерческим банкам запрещено выполнять операции на фондовом рынке с ценными корпоративными бумагами.

            Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, в многом была построена по американскому образцу. В отличии от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяем вторгаться в сферу друг друга. Японские коммерческие банки могут: выступать владельцами части акционерного капитала (не выше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний ,в которых они имеют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют право самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

            В Великобритании, в отличие от стран континентальной Европы, коммерческие и инвестиционные банки образовались из торговых банков. Они имеют привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работают с привлеченными средствами коммерческих банков. Наиболее влиятельные из торговых банков (около 60) входят в Ассоциацию эмиссионных домов. Результатом подобного подхода является различный  правовой статус коммерческих и инвестиционных банков.

           Деятельность Банка России как участника рынка ценных бумаг осуществляется по двум основным направлениям:

-      надзорная;

-      проведение операций на фондовом рынке.

          Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком России как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту интересов инвесторов и эмитентов. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков ряд ограничений:

-      устанавливает обязательные экономические нормативы, определяет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;

-      определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства;

Информация о работе Обзор международных банковских систем. Аналитическое сравнение с банковской системой России