Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:52, курсовая работа
Кризис особенно остро обнажил проблемы глобальной конкурентоспособности в отдельных территориальных сегментах мировой целлюлозно-бумажной индустрии. За последнее десятилетие выделились регионы – это в первую очередь Азия и Южная Америка, – имеющие очень существенное преимущество перед традиционными центрами деревопереработки по себестоимости товарной продукции.
Более низкая стоимость древесного сырья вследствие быстрого роста лесов в их теплом климате и более низкие энергетические издержки – вот их неоспоримые козыри.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Целлюлозно-бумажная промышленность на Российском и мировом рынках 5
1.1. Информация об отрасли 5
1.2. Существующие методы оценки эффективности управления денежными потоками 9
1.2.1. Классификации по Российским Стандартам Бухгалтерских Учётов (РСБУ) и Международным Стандартам Финансовой Отчётности (МСФО) 9
1.2.2. Классификация денежных потоков по целям управления 10
Выводы по Главе 1 11
ГЛАВА 2. Оценка эффективности разработанной политики управления денежными потоками Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) 13
2.1. Общее описание АЦБК 13
2.2 Миссия, видение и стратегические цели АЦБК 14
2.3. Рынки сбыта и покупатели 16
2.3.1. Внешний рынок 16
2.3.2.Внутренний рынок 17
2.4. Производство АЦБК 18
2.5. Характеристика основных фондов 19
2.6. Анализ баланса АЦБК 20
2.6.1.Структура и динамика активов и пассивов АЦБК 20
2.7. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, результатов деятельности предприятия и деловой активности 22
2.7.1. Анализ финансового состояния общества 22
2.7.2.Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия 26
2.8. Анализ денежных потоков АЦБК 27
2.8.1. Определение вида деятельности, генерирующей положительный денежный поток, влияющий на формирование чистого денежного потока. 30
2.9. Предложения по оптимизации управления денежными потоками в предстоящих периодах 32
2.9.1.Перспективы развития Общества 32
2.10. Основные проблемы и перспективы управления денежными потоками на предприятии 35
2.10.1. Внешние риски 35
2.10.2. Отраслевые риски 36
2.10.3. Финансовые риски 37
2.10.4. Правовые риски 39
2.10.5. Риски, связанные с деятельностью эмитента 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Для оценки денежных потоков необходимо в первую очередь определиться с предметом оценки. В мировой практике существует большое количество разновидностей денежных потоков. Они различаются по преследуемым управленческим целям, по видам деятельности, по методам учета. Исходя из перечисленных параметров, можно рассмотреть несколько классификаций.5
Согласно классификации денежных потоков по РСБУ6 и МСФО7 они сводятся к следующим разновидностям (денежные потоки по видам деятельности):
· Денежные потоки от инвестиционной деятельности
· Денежные потоки от финансовой деятельности
· Денежные потоки от текущей (операционной) деятельности
При сравнении
классификаций РСБУ и МСФО можно
сделать выводы о том, что последняя
предоставляет возможность
Однако в п. 19 МСФО (IAS) 7 приоритет отдается прямому методу представления операционных денежных потоков.
Классификация используется при представлении информации о движении денежных средств и их эквивалентов. Разделение по трем видам деятельности позволяет обеспечить пользователей финансовой отчетности полезной информацией для принятия экономических решений.
Среди недостатков
классификаций РСБУ и МСФО можно
отметить жесткое выделение
Классификационный признак для денежных потоков - преследуемые руководством предприятия управленческие цели. Можно выделить три приоритетных цели, которым и будут соответствовать денежные потоки:
· Финансовое планирование текущей деятельности
· Финансовое планирование инвестиционной деятельности
· Управление рыночной стоимостью компании (максимизация)
Сводная таблица по данной классификации приведена ниже в таблице 1.3.
Таблица 1.3.
Классификация денежных потоков по преследуемым целям управления
Приоритетные цели управления |
Модель менеджмента |
Соответствующие целям управления денежные потоки |
Максимизация текущих |
Операционный менеджмент |
Операционный денежный поток |
Обеспечение текущей платежеспособности осуществляющего инвестиции предприятия |
Операционный менеджмент |
Операционный, инвестиционный, финансовый денежные потоки |
Управление рыночной стоимостью компаний (Value Management) |
Стратегический менеджмент |
Денежный поток для владельцев собственного капитала, свободные денежные потоки |
Максимизация указанных в данной классификации денежных потоков позволяет, соответственно, достигать поставленных приоритетных целей управления. Здесь следует указать на неточности, связанные с различиями в понятиях, используемых в отечественной и зарубежной практике.
ЦБП является наиболее значимой отраслью лесопромышленного комплекса России и одной из важных отраслей российской промышленности в целом.
В целом, динамика производства в ЦБП свидетельствует, что отрасль, за исключением отдельных сегментов, находится в стадии стагнации/слабо выраженного роста. Незанятых рыночных ниш и незагруженных мощностей практически не осталось, наблюдается усиление конкуренции.
На 2008-2009 пришелся спад производства в ЦБП, вызванный дисбалансом между широкими сырьевыми запасами и низкими технологическими возможностями, приведший к низким объемам реализуемой продукции в кризисный период.
Для подъема отрасли необходимы серьезные инвестиции. Отрасль характеризуется также достаточно большими объемами экспортируемой продукции
Начиная с 2010г. производственно-экономические показатели ЦБП постепенно стали улучшаться. Благоприятнее становилась конъюнктура товарных рынков целлюлозы и картона, возросла выручка, появился эффект от снижения производственных издержек. К 2011 стало возможным достичь показателей, характерных для докризисного периода. За 2012г. объемы производства целлюлозы по варке превысили докризисный уровень 2008г.
Тем не менее,
даже в условиях начавшегося восстановления
рынков сбыта конкурентная борьба между
производителями целлюлозно-
Существует ряд методов оценки эффективности инвестиционных проектов, обусловленных разницей в целях проектов (коммерческие – общественные), отраслью производства, особенностями предприятия, требованиями инвесторов.
Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру товарных рынков, ОАО «Архангельский ЦБК» удалось сохранить свои позиции среди предприятий отрасли. Комбинат по-прежнему занимает первое место в России по производству тарного картона, второе место по объемам варки целлюлозы. АЦБК остается лидером и по производству ученических тетрадей. Предприятие имеет высокую долю лояльных клиентов в своем активе и стабильную долю на рынке.
Полное наименование: открытое акционерное общество «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» (АЦБК)
Дата государственной регистрации: 25.12.1992
Численность работающих: среднесписочная численность работающих за 2012 г. составляет 4689 человек.
Основные виды деятельности:
Сведения о наличии лицензий
Производство целлюлозно-бумажной продукции и прочие основные виды деятельности не лицензируются. Однако предприятие имеет целый ряд лицензий, не связанных с его основной деятельностью.
Уставный капитал
Уставный капитал общества – 780 225 рублей.
ОАО «Архангельский ЦБК» имеет один выпуск акций. Общее количество размещенных акций – 780 225 штук. Вид – обыкновенные именные бездокументарные
Состав и структура акционеров
По состоянию на 31 декабря 2012 года:
Владельцы – юридические лица – 5 держателей (772 537 акций)
Владельцы – физические лица - 400 держателей (7 688 акций)
Всего: 405 держателей (780 225 акций)
Миссия
Эффективная работа предприятия, позволяющая внести достойный вклад в экономику региона и страны, и ответственное отношение к собственному персоналу и обществу.
Видение
Используя преимущества своей текущей рыночной позиции, ОАО «Архангельский ЦБК» будет модернизи-ровать свой продуктовый ряд и производственные мощности, чтобы сохранить независимость и укрепить позиции в ряду мировых производителей.
Стратегические цели
Увеличение производительности по варке до 1 млн тонн в год. Увеличение доли на внутреннем и внешнем
Достижению стратегических целей
предприятия будут
Продукция ОАО «Архангельский ЦБК» поставляется на внутренний рынок и за рубеж.
Стратегические продуктовые линии АЦБК, дающие максимум объемов продаж, это целлюлоза и картон, на долю которых в 2012 году приходилось свыше 77% общего объема выручки, получаемой комбинатом от реализации продукции.
Исходя из конъюнктуры рынков, комбинат поддерживает оптимальный баланс поставок на экспорт и внутренний рынок с приоритетом российского рынка. (Рис.2.1.)
Рисунок 2.1.
В 2012 году доля экспорта в выручке от продаж выросла до 26 % с соответственным снижением доли внутреннего рынка до 74%.
Экспортная выручка Архангельского ЦБК за 2012 год составила 4 303,0 млн. рублей (138,4млн. долларов США), что на 340,3 млн. руб. или 8,6% выше, чем в 2011 году.
География экспортных поставок в 2012 году охватывает 53 страны мира (в 2011 году – 57 стран, в 2010 году – 51 страну). (Рис.2.2.)
Рисунок 2.2.
Основными экспортными видами продукции по-прежнему остаются целлюлоза (50,3% объема экспортной выручки) и картон, включая бумагу для гофрирования (39,6%). Реализация остальных видов продукции (бумаги, гофротары и ДВП) составляет около 10,1% объема экспортной выручки.
На экспорт в 2012 году было поставлено порядка 7,6 млн. тетрадей (в 12-листном исчислении), что на 53,8% меньше, чем в 2011 году. Объяснить данный факт можно тем, что в странах СНГ (особенно в азиатской части) шло активное наращивание собственных производственных мощностей, позволяющих удовлетворять спрос внутри страны.
В условиях возрастающей конкуренции Архангельский ЦБК удерживает одну из лидирующих позиций на российском рынке. Рыночная доля по тарному картону АЦБК составляет около 22 % от общего объема товарного рынка России, по целлюлозе - 17% от объема товарного рынка России.
Объем продаж продукции на внутренний рынок в 2012 году составил 12 232,1 млн. руб. По сравнению с 2011 продажи снизились на 742,0 млн. руб. или на 5,7%.
Стратегическими видами продукции в продажах компании на российский рынок, как и в предыдущие годы, являются тарный картон, целлюлоза и бумага, совокупная доля которых составила свыше 86,6%. (Рис.2.3.)
Рисунок 2.3.