Оценка кредитоспособности муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность избранной темы диссертации и определяют ее основную цель, задачи, объект и предмет исследования.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты кредитоспособности
2. Обозначить методику оценки кредитоспособности муниципального образования.
3. Проанализировать кредитоспособность регионов России.
4. Разработать рекомендации по повышению кредитоспособности муниципального образования.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты кредитоспособности муниципального образования 5
1.1. Особенности муниципального образования как заемщика 5
1.2. Виды рейтингов кредитоспособности 7
1.3 Характеристика социально-экономического развития Новосибирской области 10
2. Анализ кредитоспособности регионов России 15
2.1 Анализ текущего состояния и динамики изменения экономических показателей регионов 15
2.2 Методика расчета рейтинга 17
2.3 Оценка кредитоспособности новосибирской области 20
3 пути повышения кредитоспособности муниципального образования 23
Заключение 28
Список использованной литературы 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Файлы: 1 файл

Кредитоспособность_муниципального_образования.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Тема данной работы - Оценка кредитоспособности муниципального образования.

Активное развитие российского  рынка региональных заимствований  в последние годы все больше побуждает  банковское сообщество обратить внимание на данный сегмент рынка. Существует мнение, что субъект Федерации, как и муниципальное образование (МО) (далее совместно обозначаемые РОВМС - региональные органы власти и органы местного самоуправления), - менее рисковый заемщик по сравнению с корпоративным клиентом, поскольку:

имеют дифференцированные и постоянные, законодательно определенные источники бюджетных доходов,

финансово-бюджетная система РОВМС  «встроена» в бюджетную систему  страны, следовательно, на законодательно определенных условиях возможна помощь из федерального/регионального бюджета,

РОВМС по закону обладает значительной собственностью (имуществом), которая может выступать в качестве залога.

Однако печальный опыт коммерческих банков в осуществлении кредитных  и инвестиционных операций, связанный  с объявлением дефолтов многими  РОВМС, с их неспособностью или нежеланием отвечать по своим долговым обязательствам, продолжительные судебные тяжбы, часто ничем не заканчивающиеся, предопределили осторожное отношение банков к рынку региональных заимствований. В результате произошло постепенное изменение представлений банков относительно низкой рискованности вложения средств на уровне региональных заемщиков.

Участие банков на данном сегменте рынка  сопряжено с действием многочисленных факторов риска, обнаружение и понимание  которых позволит оценить уровень кредитного риска, для чего требуется изучение как специфики государственного регулирования заимствований РОВМС, так и их экономического и финансового состояния для последующей оценки кредитоспособности РОВМС.

Проблема заключается в том, что у отечественных банков практически отсутствует опыт такой оценки. Понимание необходимости комплексного решения задачи большинством ученых и специалистов, к сожалению, не привело к появлению и широкому развитию адекватных методических подходов к оценке кредитоспособности РОВМС, и в научных трудах отечественных специалистов этой области они пока представлены мало.

Указанные обстоятельства обусловливают  актуальность избранной темы диссертации  и определяют ее основную цель, задачи, объект и предмет исследования.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты  кредитоспособности 

2. Обозначить методику оценки  кредитоспособности муниципального  образования. 

3. Проанализировать кредитоспособность  регионов России.

4. Разработать рекомендации по  повышению кредитоспособности муниципального образования.

 

1. Теоретические  аспекты кредитоспособности муниципального  образования

Выход города на внешний, в том числе, международный инвестиционно-кредитный  рынок в современных условиях невозможен без наличия у города кредитных рейтингов, присвоенных ведущими отечественными и международными рейтинговыми агентствами.

1.1. Особенности муниципального образования как заемщика

Первые рейтинги кредитоспособности муниципалитетов - рейтинги муниципальных  облигаций появились в США  после Великой депрессии перед началом Второй Мировой войны. Появление рейтингов было отражением потребности кредиторов в сокращении рисков на растущем финансовом рынке. С другой стороны, присвоение рейтинга городу становится существенным фактором повышения его конкурентоспособности в получении кредитов.

За долгие годы своего существования  муниципальные кредитные рейтинги завоевали широкое признание  среди инвесторов в качестве удобного инструмента дифференциации кредитоспособности эмитентов.

Среди существующих четырех типов кредитных рейтингов: суверенных (страновых), корпоративных, региональных и муниципальных, последние два типа занимают особое место.

В отличие от корпорации, которая  является, преимущественно экономическим  субъектом заимствований (заемщиком), муниципальное образование (МО) и, особенно, регион (субъект федерации) является одновременно экономическим, социальным и политическим субъектом заимствования.

С точки зрения объективных параметров МО, как и субъект федерации - менее  рисковый (более надежный) заемщик по сравнению с корпорацией, поскольку:

имеет разнообразные и постоянные, законодательно определенные источники  бюджетных доходов;

финансово-бюджетная системы МО "встроена" в бюджетную систему  региона и страны, следовательно, на законодательно определенных условиях возможна помощь из регионального и федерального бюджета;

МО по закону обладает значительной собственностью (муниципальное имущество), которая может выступать в  качестве залога;

МО как юридическое лицо может  быть ликвидировано лишь в крайнем  случае, но и в этом случае, обязательно присутствует его правопреемник.

Поэтому инвесторам, как правило, удается  рано или поздно вернуть вложенные  в МО средства и проценты по ним, тогда как банкротство корпоративного эмитента может повлечь полную потерю вложенных средств.

Напротив, более существенными  по сравнению с корпоративными заемщиками источниками рисков региональных (муниципальных) займов являются субъективные (ситуационные) параметры, в связи с тем, что:

невозможна быстрая смена муниципальной  власти, в случае проведения ею негативной по отношению к кредитору политики;

отсутствует персональная ответственность  муниципальных чиновников за несвоевременное  выполнение взятых долговых обязательств;

в распределении муниципальных  финансов действует принцип "одной  корзины", поэтому кредитные ресурсы могут быть направлены не по оговоренному в кредитном соглашении назначению;

в деятельности муниципальных властей  часто возникает ситуация политической необходимости приоритетного финансирования социальных нужд в ущерб выплаты долговых обязательств.

1.2. Виды рейтингов кредитоспособности

Перечисленные особенности определяют сложность системы рейтинговых  оценок, применяемых в отношении  кредитоспособности муниципальных  образований.

Прежде всего, существуют сравнительные кредитные рейтинги (рэнкинги) , позиционирующие уровень кредитоспособности муниципалитета среди выбранного ряда других городов. Такие рейтинги отвечают на вопрос, где меньше или больше риск невозврата кредита, но не позволяют прогнозировать конкретное поведение заемщика по отношению к кредитору.

Более конкретными являются классические индивидуальные рейтинги , в которых каждый эмитент относится к определенному рейтинговому классу не только по уровню риска невозврата (дефолта), но и по вероятному типу его поведения в отношении кредитора.

Наиболее общими среди классических рейтингов являются кредитные рейтинги эмитентов , - оценка общей способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства.

Помимо них существуют кредитные рейтинги отдельных эмиссий. Это текущая оценка кредитоспособности эмитента в отношении конкретного финансового обязательства, конкретного типа финансовых обязательств или конкретного финансового проекта.

Еще более точным инструментом оценки кредитных рисков служат специализированные рейтинги, присваиваемые определенным видам долговых обязательств, банковским кредитам, инвестиционным проектам и частным размещениям ценных бумаг.

Например, рейтинги частных размещений включают оценку гарантийных и залоговых обязательств, необходимых для того, чтобы снизить риск потерь в случае неисполнения обязательств.

Рейтинги банковских ссуд служат для нужд рынков синдицированных кредитов и проектного финансирования и заключают в себе оценку перспектив получения средств кредитором в случае неисполнения обязательств, которая строится на анализе стоимости залогов или иных защитных механизмов, обычно предусматриваемых в таких схемах.

В странах с "проблемной" валютой, к которой пока относится и Россия, обычно различаются рейтинги по заимствованиям в местной и иностранной валютах . Эти рейтинги отражают способность эмитента выполнять финансовые обязательства, выраженные либо в национальной валюте страны эмитента, либо в иностранной валюте. При этом, рейтинг эмитента в местной валюте может оказаться выше его рейтинга в иностранной валюте.

Кредитные рейтинги различаются также  по временному горизонту. По этому признаку они делятся на долгосрочные и краткосрочные .

Долгосрочный рейтинг оценивает способность заемщика своевременно исполнять свои финансовые обязательства на срок не менее одного года.Краткосрочный рейтинг представляет собой оценку вероятности своевременного погашения обязательств, считающихся краткосрочными на соответствующих рынках. Как правило, краткосрочный рейтинг присваивается на срок не более одного года.

Эти два вида рейтинга связывает  дополнительная рейтинговая характеристика - прогноз рейтинга, иногда выделяемая в отдельный прогнозный рейтинг. Он показывает возможное направление изменения рейтинга в ближайшие два-три года.

Все рейтинги построены по принципу рейтинговой шкалы, в которой выделяются типы, категории и классы рейтингов. В качестве примера можно привести категории кредитных рейтингов агентства Standard& Poor's:

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕЙТИНГИ: 

ААА - возможности эмитента по выплате  долга и процентов чрезвычайно велики; 

АА - возможности эмитента по выплате  долга и процентов достаточно велики; 

А - возможности эмитента по выплате  долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической  ситуации; 

ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения.

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ РЕЙТИНГИ: 

ВВ - нестабильность внутриэкономической  ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента; 

В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств.

АУТСАЙДЕРСКИЕ РЕЙТИНГИ: 

ССС - некоторая защита интересов  присутствует, однако риски и нестабильность высоки; 

СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической  ситуации; 

С - платежеспособность эмитента полностью  зависит от внутриэкономической  ситуации; 

D - долги просрочены.

1.3 Характеристика социально-экономического развития Новосибирской области

Промышленное производство Новосибирской  области является одним из ведущих секторов региональной экономики и одним из главных факторов ее развития.

Динамичный рост промышленного  производства в начале 2009 года, обусловленный развитием производств с использованием научных разработок, применением высокотехнологичного оборудования к концу года, под влиянием последствий экономического кризиса и значительного ухудшения внешних условий, сменился на замедление темпов роста, сокращение спроса и реализации продукции в отдельных видах экономической деятельности. Несмотря на это, в целом по году индекс промышленного производства Новосибирской области сложился высокий — 108,6% относительно уровня 2008 года.

В общем объеме отгруженной продукции  Сибирского федерального округа доля Новосибирской области составила 9,2%.

Более высокими темпами в последние годы развивались «Обрабатывающие производства»,их доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства выросла с 65,4% в 2005 году до 70% в 2009 году.

Индекс физического объема обрабатывающих производств за 2008 год составил 109,9% к уровню 2007 года и был обеспечен преимущественно за счет опережающего роста продукции в производстве: транспортных средств и оборудования — 133,4%, пищевых продуктов — 116,8%, резиновых и пластмассовых изделий — 116,5%.

За 2009 год увеличилось производство рыбы сушеной и копченой на 24% и 54%, круп и комбикормов — на 16,5% и 21,1% соответственно, колбасных изделий — на 14,2%, мясных полуфабрикатов — на 12,6%, продуктов из картофеля — на 9,8%, мяса, включая субпродукты 1-й категории, — на 6,1%. Такой рост был обеспечен значительными инвестиционными вложениями в пищевую и перерабатывающую промышленность — более 3 млрд руб.

В 2009 году наиболее высокими темпами росли объемы в производстве промышленной продукции в ОАО «НАПО им В.П. Чкалова», ОАО «Новосибирский завод имени Коминтерна», ЗАО «Сибтекстильмаш», НПО «Элсиб» ОАО, ОАО «НПО «Сиб-сельмаш», ЗАО «ЭПМ — НовЭЗ», филиалах ОАО «РЖД» Новосибирский электровозоремонтный завод и Новосибирский стрелочный завод, ОАО «Сиблитмаш», ОАО «Экран».

Устойчивая динамика развития промышленных предприятий обусловлена осуществлением на них мероприятий по повышению эффективности производства, оптимизацией структуры затрат, внедрением новых технологий и современного оборудования, реализацией инвестиционных проектов, в том числе:

ЗАО «ПФК «Обновление» завершена реализация социально значимого проекта  «Модернизация действующего производства по выпуску уникальных для России жидких стерильных медикаментов малых доз в полиэтиленовых ампулах и флаконах (bottelpack®)». Проект обеспечит потребности сибирских регионов в высококачественных медикаментах в евроупаковке. При этом выпуск медикаментов увеличится более чем в 2 раза — до 400 млн упаковок.

ООО «Транскомплектэнерго» готовит  к запуску завод горячего цинкования, осуществляется наладка технологического оборудования.

Продолжена реализация инвестиционных проектов по техническому перевооружению производственных мощностей на НПО  «Элсиб» ОАО, ОАО «Сибиар», ФГУП «Новосибирский машиностроительный завод «Искра»  и др.

Новосибирская область входит в число крупнейших сельхозтоваропроизводителей России, занимая третье место в Сибирском федеральном округе по производству основных видов сельскохозяйственной продукции.

Объем выпуска валовой продукции  сельского хозяйства всеми категориями  хозяйств за 2009 г. увеличился относительно 2007 года в сопоставимых ценах на 6% и составил 52,7 млрд рублей.

Информация о работе Оценка кредитоспособности муниципального образования