Оценка кредитоспособности муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность избранной темы диссертации и определяют ее основную цель, задачи, объект и предмет исследования.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты кредитоспособности
2. Обозначить методику оценки кредитоспособности муниципального образования.
3. Проанализировать кредитоспособность регионов России.
4. Разработать рекомендации по повышению кредитоспособности муниципального образования.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты кредитоспособности муниципального образования 5
1.1. Особенности муниципального образования как заемщика 5
1.2. Виды рейтингов кредитоспособности 7
1.3 Характеристика социально-экономического развития Новосибирской области 10
2. Анализ кредитоспособности регионов России 15
2.1 Анализ текущего состояния и динамики изменения экономических показателей регионов 15
2.2 Методика расчета рейтинга 17
2.3 Оценка кредитоспособности новосибирской области 20
3 пути повышения кредитоспособности муниципального образования 23
Заключение 28
Список использованной литературы 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Файлы: 1 файл

Кредитоспособность_муниципального_образования.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

Оборот розничной торговли возрос к уровню 2007 года в сопоставимой оценке на 14% и составил 274,6 млрд рублей.

В сфере потребительского рынка  Новосибирской области трудится более 250 тыс. человек, торговое обслуживание населения области осуществляют более 10 тысяч стационарных розничных предприятий общей площадью 2,2 млн кв.м., 2 тысячи предприятий общественного питания на 82,5 тыс. посадочных места, более 1000 предприятий оптовой торговли, 108 розничных рынков, 4,4 тыс. мелкорозничных объектов. На потребительском рынке области работают 440 продовольственных магазинов крупных сетевых операторов.

Более 20 % оборота всех предприятий  Новосибирской области обеспечивают предприятия малого бизнеса. В 2009 году в Новосибирской области действовало 13,3 тыс. малых предприятий (без учета микропредприятий), среднесписочная численность на которых составила более 160 тыс. человек.

Политика органов власти и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства была направлена на сохранение и создание новых рабочих мест (в 2008 году создано дополнительно 1247 рабочих мест), сокращение теневого сектора экономики, рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области (за 2008 год дополнительные поступления налога на совокупные доходы составили 9745 тыс. рублей).

В 2008 году Новосибирская область  была признана победителем конкурса «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий», который проводился Советом Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией.

Субъектам предпринимательства оказано  содействие в продвижении своей  продукции на региональные и зарубежные рынки, через поддержку выставочно-ярмарочной деятельности, проведение Дней предпринимателя, сертификацию продукции в соответствии с международными стандартами. В 2008 году было проведено 5 ярмарок художественных ремесел и 4 зональные ярмарки.

В 2008 году принят новый закон Новосибирской  области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской  области», в котором определен  статус региональной и межмуниципальных программ развития предпринимательства, определены основы государственной поддержки малого предпринимательства и категории получателей.

Политика стимулирования инвестиционной деятельности, проводимая администрацией Новосибирской области, направлена на проведение реконструкции и диверсификации действующих и привлечение инвестиций в создание новых производств, организационное содействие инвесторам в решении вопросов выделения и оформления земельных участков, выделения энергетических мощностей, получения технических условий и оформления разрешительной документации, смягчение налогового бремени.

В рейтинге инвестиционной привлекательности  российских регионов Новосибирская  область находится в группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском.

За 2009 год на развитие экономики и социальной сферы области за счет всех источников финансирования направлено 125 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что превышает уровень 2007 года в сопоставимой оценке на 18%.

В общем объеме инвестиций в основной капитал более 63 процентов составляют инвестиции в обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг, а также в оптовую торговлю.

В 1,3—1,5 раза возросли инвестиции в  строительство, здравоохранение, в 1,7 раза — в образование, что обусловлено в первую очередь успешной реализацией приоритетных национальных проектов.

Новосибирская область участвует  в реализации 16 федеральных целевых  программ. Более 45 строек и объектов на территории области включено в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) и ФЦП. В рамках финансирования этих программ в 2008 году привлечено более 8 млрд рублей средств федерального бюджета, это на 2 млрд рублей больше, чем в 2007 году.

Объем капитальных вложений за счет средств консолидированного бюджета области на строительство и реконструкцию объектов социально-культурного назначения составил в 2008 году 4,6 млрд рублей (144% к 2007 году).

В 2008 году в общем объеме грузооборота Сибирского федерального округа доля Новосибирской области составила 16%.

В 2008 году всеми видами транспорта общего пользования отправлено 30 млн  тонн грузов, грузооборот составил 112 млрд тонна-километров, что на 2% выше уровня 2007 года. Наиболее высокие темпы  роста объема перевезенных грузов наблюдались на воздушном транспорте (на 34% к уровню 2007 года). В структуре грузооборота, как и в предыдущие годы, ведущее место занимает железнодорожный транспорт (96,3%).

В 2008 году транспортом общего пользования  перевезено 430 млн пассажиров, пассажирооборот составил 23,6 млрд пассажиро-километров, что превышает уровень 2007 года на 9,4%. В структуре пассажирооборота ведущее место принадлежит воздушному транспорту.

 

2. Анализ кредитоспособности регионов России

2.1 Анализ текущего состояния и динамики изменения экономических показателей регионов

На фоне возрастающего числа  дефолтов на рынке корпоративных  облигаций наиболее привлекателен  сектор государственных субфедеральных облигаций. На сегодняшний день не зарегистрировано случаев неисполнения обязательств по долговым обязательствам региональных правительств.

Определенные  трудности испытывают крупнейшие игроки на рынке долгового капитала: правительства  Москвы и Московской области. Столице  удается успешно проводить программу  рефинансирования существующих обязательств за счет размещения новых облигационных займов. Правительству Московской области пришлось прибегнуть к кредитам Минфина России. На кредитоспособность Московского региона оказывает негативное влияние неисполнение обязательств эмитентами, юридически связанными с правительством области и рассчитывающими на бюджетную поддержку. В качестве примера можно привести дефолты по облигациям Московского областного ипотечного агентства.

Основная  проблема при определении кредитоспособности регионов в количественной оценке ключевых макроэкономических показателей, так как статистические данные по регионам публикуются или раскрываются с большим опозданием. Нередко такое отставание составляет 1—2 года. Национальное Рейтинговое Агентство оценивает кредитоспособность регионов России на основании комплекса различных показателей. Большое значение имеют факторы долговой нагрузки, состояния бюджетной системы региона, соотношения доходов и расходов, динамика промышленного производства, инвестиций, характеристики валового регионального продукта (ВРП) и внешнеэкономической деятельности, качества жизни населения региона. По результатам последнего мониторинга были изменены рейтинги креди тоспособности 13 регионов России (табл. 1). Республике Башкортостан и Новосибирской области рейтинг был изменен в сторону повышения. Рейтинг кредитоспособности был понижен 11 субъектам Российской Федерации: Республикам Калмыкия, Коми, Чувашской Республике, Краснодарскому краю, Липецкой, Московской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ярославской и Томской областям. 6 регионам — Белгородской, Ивановской, Калужской, Тверской, Курганской областям, а также Удмуртской Республике рейтинг кредитоспособности Национального Рейтингового Агентства был присвоен впервые. Указанные регионы имеют обращающиеся на рынке облигационные займы (см. прил. 1).

 

Рисунок 1 Объем  долга субъектов Российской Федерации  2009г.

Несмотря  на наметившийся спад в экономике  России, выражающийся в уменьшении общеэкономической активности, снижении поступательной динамики промышленного производства и инвестиций и, как следствие, падении уровня доходов местных бюджетов, региональные органы власти удерживают финансовую ситуацию в субъектах Федерации на стабильном уровне.

Разнонаправленная динамика характеризует ситуацию относительно уровня долга и долговой нагрузки в региональных субъектах. В сложных экономических условиях одни регионы стремятся полностью снять с себя бремя долга и платежей по нему, погашая долговые обязательства, а другие — финансируют исполнение обязательств по текущим займам за счет выпуска новых. Большие объемы долговой нагрузки относительно валового регионального продукта характерны для Московской области, Костромской области, Якутии, Калмыкии, Чувашии, Ярославской области (более 4%). Относительно динамики абсолютного показателя долговой нагрузки в годовом разрезе лидируют Калужская область и Москва (значение долга выросло более чем в 2 раза) (рис. 1). Существенное сокращение долга отмечено в Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком АО, Новосибирской области, Республике Башкортостан, Ханты-Ман сийском АО (более чем в 2 раза).

По итогам исполнения консолидированных бюджетов регионов в 2008 г. максимальный дефицит  бюджетов отмечался в Москве и  Санкт-Петербурге, в Московской области. Этот показатель относительно доходов региона был наибольшим в Московской, Томской и Ярославской областях, а также в Чувашской Республике (более 5%). Значительное превышение доходов бюджета над расходами (профицит) было отмечено в Республике Башкортостан и Ямало-Ненецкий АО (табл. 2, рис. 2).

В целом  Национальное Рейтинговое Агентство  позитивно оценивает перспективы  кредитоспособности регионов в краткосрочном  периоде (прежде всего по причине  практически гарантированной поддержки  со стороны федерального правительства), а также дает достаточно высокую оценку кредитному качеству субфедеральных облигаций.

2.2 Методика расчета рейтинга

Субъекты Российской Федерации, решая  задачи развития, в частности, используют механизм привлечения заемных финансовых ресурсов на долговых рынках. Типичная форма заимствования — выпуск облигаций. Эмитентами обычно являются правительства субъектов Федерации или региональные финансовые ведомства. Таким образом, на российских биржах обращаются свыше 40 субфедеральных облигаций.

Методика рейтинга кредитоспособности регионов России, разработанная Национальным Рейтинговым Агентством, помогает оценить кредитные риски, связанные с приобретением субфедеральных облигаций. Рейтинг ориентирован на российских и иностранных инвесторов, федеральные финансовые министерства и ведомства, регулирующие органы, международные кредитные организации. Итог оценки кредитоспособности носит буквенное выражение. Шкала рейтинга, стандартная для НРА, — от ААА до D. Максимальной кредитоспособностью характеризуются регионы с рейтингом ААА.

Кредитный рейтинг определяется на основе анализа статистической информации, а также экспертной оценки некоторых качественных характеристик и перспектив развития отдельных регионов. Два блока анализа — качественный и количественный — дают в сумме 100%. При этом на долю количественного анализа приходится 60%, на долю качественного — 40% соответственно.

Статистическая информация, анализируемая  в процессе присвоения кредитного рейтинга, касается различных аспектов функционирования региона — она отражает качество жизни населения эффективность функционирования регионального правительства, инвестиционный и промышленный потенциал.

Условно выделим следующие блоки  анализа.

Состояние экономики

Валовой региональный продукт, темп его  роста.

Объем промышленного производства, темп его роста.

Соотношение промышленности, сельского  хозяйства и сферы услуг.

Отраслевая структура промышленности.

Ведущие предприятия, прибыль предприятий региона.

Географические факторы

Географическое положение (соседние регионы и/или иностранные государства, удаленность от образовательных центров, транспортных путей).

Развитие средств коммуникации и связи, инфраструктуры региона.

Ресурсная база региона (топливно-энергетическая, минеральная, лесная, рекреационная, водная и др.).

Природно-климатические условия (степень благоприятности ведения сельского хозяйства, для отдыха и туризма).

Бюджет субъекта Федерации

Объем бюджета, соотношение доходов и расходов бюджета.

Анализ доходов. Налоговые поступления. Федеральные субвенции.

 

Анализ расходов. Структура расходов расходов, сбалансированность.

Распределение социальных расходов.

Население

Распределение населения, его плотность.

Городское и сельское население.

Образование и здравоохранение.

Качество жизни. Уровень бедности.

Валовой региональный продукт на душу населения.

Занятость и рынок труда

Структура занятости.

Уровень безработицы, его динамика.

Средняя заработная плата. Средний  уровень доходов.

Прожиточный минимум и  региональная потребительская корзина.

Долговые обязательства региона

Общий размер государственного долга.

Структура государственного долга.

Задолженность предприятий перед региональным бюджетом.

Взаимоотношение с внешним миром.

Экспорт и импорт

Торговые отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Политические и социальные риски

Безопасность, политическая стабильность.

Кроме того, при составлении кредитного рейтинга следует учитывать такие показатели, как: «Перспективы развития», «Инвестиции, поддержка малого и среднего бизнеса»; «Региональное законодательство».

Ключевые количественные показатели, используемые при определении кредитного рейтинга:

отношение государственного долга  к ВРП;

отношение государственного долга  к объему экспорта;

задолженность предприятий к ВРП;

отношение сальдо госбюджета к доходам;

отношение расходов бюджета к ВРП;

отношение инвестиций в капитал  к ВРП;

ВРП на душу населения;

отношение прибыли организаций  к ВРП;

отношение задолженности  перед региональным бюджетом к доходам бюджета.

. Сводную таблицу по экономическим  показателям регионов смотри  в Приложении 2.

2.3 Оценка кредитоспособности новосибирской области

Устойчивое экономическое развитие Новосибирской области в 2009 году обеспечило прирост доходов консолидированного бюджета области более, чем на 26%. При этом собственные доходы приросли на 45% и обеспечили основной прирост доходов бюджета.

Информация о работе Оценка кредитоспособности муниципального образования