Оценка кредитоспособности муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность избранной темы диссертации и определяют ее основную цель, задачи, объект и предмет исследования.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты кредитоспособности
2. Обозначить методику оценки кредитоспособности муниципального образования.
3. Проанализировать кредитоспособность регионов России.
4. Разработать рекомендации по повышению кредитоспособности муниципального образования.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты кредитоспособности муниципального образования 5
1.1. Особенности муниципального образования как заемщика 5
1.2. Виды рейтингов кредитоспособности 7
1.3 Характеристика социально-экономического развития Новосибирской области 10
2. Анализ кредитоспособности регионов России 15
2.1 Анализ текущего состояния и динамики изменения экономических показателей регионов 15
2.2 Методика расчета рейтинга 17
2.3 Оценка кредитоспособности новосибирской области 20
3 пути повышения кредитоспособности муниципального образования 23
Заключение 28
Список использованной литературы 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Файлы: 1 файл

Кредитоспособность_муниципального_образования.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

Основная часть бюджетных расходов была направлена на обеспечение государственных  социальных гарантий — предоставление образовательных и медицинских  услуг, социальную поддержку населения. Бюджетные расходы на социальную сферу составили в 2009 году более 52,8 млрд рублей. Основная часть этих средств, около 35,6 млрд рублей, была направлена в образование и здравоохранение. Расходы на социальную поддержку составили более 13 млрд рублей, на поддержку культуры и искусства —3,6 млрд рублей. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составили в 2009 году 9,3 млрд рублей.

На национальную экономику в 2009 году направлено в 1,4 раза выше уровня 2007 года — более 15,3 млрд рублей.

Расходы на развитие инженерной и  социальной инфраструктуры по сравнению с 2007 годом увеличились почти в 1,6 раза и составили в 2009 году 17,6 млрд рублей.

Международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в 2009 году Новосибирской области был повышен национальный долгосрочный рейтинг кредитоспособности до уровня «АА — (АА минус) (rus)», означающий устойчивый рост экономики и укрепление бюджетных показателей области.

Новосибирская область обладает достаточной  способностью управлять своими долговыми обязательствами. Хотя долговая нагрузка области значительна, она не является критической в условиях российской экономики. Затруднения со своевременным и полным погашением финансовых обязательств могут возникнуть в случае неблагоприятных изменений финансовых и экономических условий.

В течение 2008-2009 гг. кредитоспособность Новосибирской области увеличилась. К основным позитивным факторам кредитоспособности относятся

благополучное состояние экономики  области, что подтверждается прежде всего ростом производства;

 рост доходов бюджета в реальном выражении;

диверсификация источников формирования бюджета, доходов, прежде всего налоговых;

 наличие планов и программ развития области, направленных на увеличение доходов и оптимизацию расходов бюджета;

успехи в политике реструктуризации задолженности по КОДО и аг-рооблигациям;

социально-политическая стабильность в области и статус центра Сибирского федерального округа.

В то же время кредитоспособность Новосибирской области ограничивают следующие негативные факторы:

• недостаточная сбалансированность бюджетной системы по соотношению доходов и расходов, наличие дефицита бюджета;

•    увеличение зависимости  области от финансовой помощи из федерального бюджета;

•    ограниченное число финансовых инструментов, используемых для привлечения  финансовых ресурсов, преимущественное использование кредитов и займов для финансирования расходов бюджета, рост масштабов привлекаемых ресурсов;

•    наличие фактов несвоевременного исполнения и неисполнения долговых обязательств, отяготивших кредитную  историю Новосибирской области и г. Новосибирска;

•    низкий уровень расходов капитального характера;

•    низкий уровень доходов  от государственного имущества.

 

3 пути повышения  кредитоспособности муниципального  образования

Современная экономика построена  на конкуренции, которая носит все более глобальный характер. Для того, чтобы стать конкурентоспособным, надо быть эффективным.

С принятием федерального законодательства о муниципальных образованиях, уточнением их бюджетных полномочий, ужесточением федеральной бюджетной политики вопрос обеспечения эффективности муниципального бюджета (бюджета третьего уровня) в полной мере встал перед муниципальными образованиями. К показателям конкурентоспособности муниципального образования как субъекта финансово-бюджетной деятельности относится кредитоспособность, проще говоря, способность выполнить принятые обязательства и вернуть взятые в долг финансовые средства вовремя, в полном объеме и с процентами.

Обеспечение кредитоспособности финансово-бюджетной  системы муниципального образования как важного конкурентного преимущества в современных условиях включает два взаимосвязанных направления. С одной стороны, это выход на организованный отечественный и зарубежный рынок заимствований для привлечения на выгодной основе заемных средств с целью финансирования дефицита бюджета, инвестирования в развитие социальной инфраструктуры, решения других задач. С другой - это работа над повышением кредитоспособности муниципального образования, которая в концентрированном виде выражена в его кредитной истории и кредитном рейтинге.

Основной проблемой развития муниципальных  образований является постоянный дефицит  местных бюджетов. Обеспечение доходной базы муниципалитетов является одной  из первоочередных задач федеральных  и региональных органов власти. Привлечение инвестиций, мобилизация достаточного объема финансовых ресурсов и их рациональное использование являются одним из путей выхода из сложившейся ситуации.

Предложения:

  • об активизации органами местного самоуправления работы по формированию нетрадиционных внебюджетных источников финансового обеспечения муниципальных образований,
  • о необходимости оптимизации формирования расходной части местного бюджета (в основе оптимизации должна стоять экономия электроэнергии, других потребляемых ресурсов, использование института муниципального заказа),
  • при формировании бюджета расходы закреплять не в рамках укрупненных, и потому обезличенных статей бюджетной классификации, а в виде перечня муниципального заказа (т. е. расшифровки закупки товаров, работ, услуг, необходимых муниципалитету),
  • изучать формирование и оптимальность установления цен на предоставление услуг населению).
  • Основными проблемами, препятствующими привлечению инвестиций в муниципальное хозяйство, являются следующие:
  • зависимость и предопределенность инвестиционных процессов на муниципальном уровне от общей экономической ситуации в стране и правил, установленных на федеральном и региональном уровне;
  • более высокая степень риска инвестиций на муниципальном уровне по сравнению с федеральным и региональным уровнем за счет дефицита бюджетов, отсутствия полноценных прав муниципальной собственности;
  • сохраняющиеся, несмотря на предпринятые на федеральном уровне меры, административные и налоговые барьеры для создания и расширения деятельности предприятий малого бизнеса.

Рекомендации:

1. Стимулирование инвестиционной  активности муниципальных образований следует рассматривать в контексте общей стратегии государственной политики в сфере социально-экономического и регионального развития.

Необходима разработка программы  государственной поддержки инвестиционных процессов на муниципальном уровне, имея в виду осуществление комплекса мер, направленных на:

  • наделение собственностью и землей муниципалитетов,
  • создание конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере,
  • создание конкурентной среды исполнения муниципального заказа,
  • защиту инвестиций и вкладов населения (с целью обеспечения гарантий и доверия населения к вложению средств в экономическое развитие признано полезным разработать и принять федеральный закон о защите любых инвестиционных действий населения (строительство, покупка, ремонт (восстановление), расширение жилья, систем водоснабжения, дорог и тому подобных объектов, а также владение, распоряжение и пользование этим имуществом в целях собственного жизнеобеспечения).

2. Необходимость в реконструкции  и модернизации объектов коммунальной  инфраструктуры и невозможность финансирования данных мероприятий за счет местных бюджетов и средств коммунальных предприятий требуют применения механизмов заемного финансирования, что возможно главным образом за счет повышения кредитоспособности муниципалитетов.

В качестве одной из основных мер, направленных на повышение кредитоспособности муниципальных образований, следует признать необходимость реформы существующей системы межбюджетных отношений с целью обеспечения доходной части бюджетов муниципальных образований. Для этого необходимо:

  • внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы о долговременном закреплении за муниципалитетами стабильных налоговых отчислений;
  • принять федеральный закон о минимальных социальных стандартах.

3. Законодательно предусмотреть  возможность использования ресурсов накопительной части пенсионных фондов для финансирования ипотеки (выкупа закладных). Государству выступить гарантом при формировании вторичного рынка ипотечных бумаг.

4. Повышение кредитоспособности  коммунальных предприятий, снижение рисков инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры возможно при условии проведения целенаправленной государственной политики в сфере регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению.

5. Повышение качества управления  объектами муниципальной коммунальной инфраструктуры возможно за счет их передачи в делегированное управление (концессию).

Основными преимуществами использования  механизма концессии являются:

  • сокращение бюджетных расходов на осуществление инвестиционных проектов;
  • привлечение наиболее передовых методов управления объектами муниципальной коммунальной инфраструктуры;
  • снижение тарифов;
  • стимулирование развития конкуренции за рынок управления объектами коммунальной инфраструктуры, что ведет к повышению эффективности управления объектами коммунального хозяйства.

Признано необходимым разработать  и принять федеральный закон  о порядке передачи объектов жилищно-коммунального  хозяйства в делегированное управление (концессию).

6. Со значительными трудностями  идет формирование рынка муниципальных ценных бумаг, причинами которых являются:

  • низкие темпы увеличения доходов большей части населения,
  • несовершенство правовых и организационных механизмов функционирования такого рынка, неустойчивость нормативной базы,
  • планирование займов, исходя из потребностей муниципалитета в финансовых средствах, а не из экономических возможностей инвесторов,
  • ориентация муниципальных властей на выпуск краткосрочных ценных бумаг,
  • преимущественное использование займов на покрытие бюджетного дефицита, а не на эффективные инвестиционные проекты,
  • неустойчивость местной политической ситуации,
  • недостаточная маркетинговая проработка рынка,
  • недостаточное информирование заемщиков о гарантиях займов,
  • отсутствие рекламы,
  • противодействие вышестоящих органов власти выпуску и распространению ценных бумаг и др.

Для успешного решения названных  проблем необходима нормативная  правовая база на уровне муниципалитета, открытость и доступность коммерческих проектов, осуществляемых муниципалитетами.

7. Для успешной работы муниципальных банков и уполномоченных банков необходимо закрепление в федеральном законодательстве специальных экономических нормативов для этих банков, позволяющих им конкурировать с другими коммерческими банками.

Важной представляется задача совершенствования  законодательной базы, регулирующей взаимоотношения субъектов РФ, муниципальных образований и кредитных учреждений, создания эффективного механизма обеспечения и возврата заемных средств.

8. С целью распространения положительного  опыта и использования его  в законотворческой работе необходимо проанализировать и обобщить опыт реализации инвестиционных проектов в муниципальных образованиях.

 

Заключение

Итак, на кредитоспособность территориального образования влияет комплекс факторов, часть из которых имеют системный характер и находятся вне сферы воздействия администрации территории (например, внешнеполитические процессы, деятельность федерального правительства и т.д.).

Факторы экономического характера  отражают ситуацию в хозяйственном комплексе территории. Они влияют на формирование потребности в привлечении кредитных ресурсов (заемных средств) и на возможность исполнительной власти рассчитаться по долговым обязательствам.

Финансовые факторы определяют качество регионального бюджета  и динамику его показателей. От ожидаемой величины доходов и расходов бюджета территории, а также от политики по привлечению и управлению заимствованиями зависят возможности рассчитываться по долговым обязательствам.

Наконец, на кредитоспособность территориального образования серьезное воздействие оказывают административные факторы, и прежде всего качество управления общественными финансами территории.

Методика рейтинга кредитоспособности регионов России, разработанная Национальным Рейтинговым Агентством, помогает оценить  кредитные риски, связанные с приобретением субфедеральных облигаций. Рейтинг ориентирован на российских и иностранных инвесторов, федеральные финансовые министерства и ведомства, регулирующие органы, международные кредитные организации. Итог оценки кредитоспособности носит буквенное выражение. Шкала рейтинга, стандартная для НРА, — от ААА до D. Максимальной кредитоспособностью характеризуются регионы с рейтингом ААА.

Международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в 2009 году Новосибирской области  был повышен национальный долгосрочный рейтинг кредитоспособности до уровня «АА — (АА минус) (rus)», означающий устойчивый рост экономики и укрепление бюджетных показателей области.

Новосибирская область обладает достаточной  способностью управлять своими долговыми обязательствами. Хотя долговая нагрузка области значительна, она не является критической в условиях российской экономики. Затруднения со своевременным и полным погашением финансовых обязательств могут возникнуть в случае неблагоприятных изменений финансовых и экономических условий.

Рекомендации по повышению конкуретоспособности МО:

Стимулирование инвестиционной активности муниципальных образований следует  рассматривать в контексте общей  стратегии государственной политики в сфере социально-экономического и регионального развития.

Необходимость в реконструкции  и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и невозможность  финансирования данных мероприятий  за счет местных бюджетов и средств  коммунальных предприятий требуют  применения механизмов заемного финансирования, что возможно главным образом за счет повышения кредитоспособности муниципалитетов.

Информация о работе Оценка кредитоспособности муниципального образования