Оценка кредитоспособности заемщика - физического лица на примере ЗАО"Банк Русский Стандарт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести оценку кредитоспособности заемщика - физического лица на основе методики ЗАО «Банк Русский Стандарт» и предложить мероприятия по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели формулируются следующие задачи:
Рассмотреть сущность кредитоспособности заемщика – физического лица;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
Рассмотреть особенности оценки кредитоспособности клиента банка - физического лица в ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
Провести анализ оценки кредитоспособности заемщика в ЗАО «Банк Русский Стандарт»;

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 122.84 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Одним из важнейших направлений  деятельности коммерческих банков является кредитование своих клиентов. Перед  принятием решения о выдаче кредита  банк должен оценить кредитоспособность заемщика.

Один из основных способов избежание не возврата ссуды является тщательный и квалифицированный  отбор потенциальный отбор заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Изучение кредитоспособности осуществляется для качественной оценки заемщика до решения вопроса о выдаче кредита  и его условиях, определение способности  и готовности клиента вернуть  взятые им в долг средства в соответствии с кредитным договором.

В настоящее время кредитные  организации продолжают уверенно наращивать объемы ссудных и депозитных операций, обеспечивая тем самым постепенное  насыщение российского рынка  банковских услуг. Ключевыми факторами  роста на данный момент остаются позитивная макроэкономическая динамика, сохранение на высоком уровне рублевой ликвидности  в финансовой системе, изменение  сберегательных предпочтений населения, а также снижение ограничений  по внешним заимствованиям для российских банков.

В последние годы конкуренция  на рынке кредитования физических лиц  заставила кредитные организации  вести более агрессивную кредитную  политику, чем прежде, направленную на увеличение кредитного портфеля за счет привлечения в короткие сроки  широкого круга заемщиков. Эта задача была решена за счет упрощения процедуры  кредитования, кредитные организации  ослабляют требования к обеспеченности кредитов, упрощают процедуры проверки кредитоспособности заёмщиков. Привлекая  клиентов, таким образом, кредитные  организации приняли на себя дополнительные кредитные риски, которые, реализовавшись, привели к росту просроченной задолженности.

Между кредитоспособностью  заемщика и рисками кредитования прослеживается обратная связь. Чем  выше кредитоспособность заемщика, тем  ниже риск банка потерять свои деньги. И наоборот, чем ниже платежеспособность клиента, тем меньше шансов у банка  вернуть кредит. Исходя из этого  можно сделать вывод, что правильная кредитная политика банка позволит ему с меньшим риском осуществлять активные операции и получать максимальный доход от размещения свободных денежных средств в кредиты.

 Однако до сих пор  не существует единой методики определения кредитоспособности физического лица.

Поэтому коммерческие банки  применяют различные способы, не всегда решающие поставленную задачу. Когда дело касается кредитования населения, важную роль в определении кредитоспособности играет не столько способность возвратить долг со стороны заемщика, сколько  готовность возвращать кредит и уплачивать проценты вовремя. Готовность эта у  всех различна и зависит она от личных особенностей каждого человека. Этими особенностями могут быть образование, возраст, социальный класс, пол, семейное положение и т. д.

Цель курсовой работы – провести оценку кредитоспособности заемщика - физического лица на основе методики ЗАО «Банк Русский Стандарт» и предложить мероприятия по ее совершенствованию.

Для реализации поставленной цели формулируются следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность кредитоспособности заемщика – физического лица;
  2. Дать организационно-экономическую характеристику деятельности ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
  3. Рассмотреть особенности оценки кредитоспособности клиента банка - физического лица в ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
  4. Провести анализ оценки  кредитоспособности заемщика в ЗАО «Банк Русский Стандарт»;

5)  Предложить направления совершенствования методики оценки кредитоспособности физического лица- клиента ЗАО «Банк Русский Стандарт».

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе работы «Теоретические подходы к оценке кредитоспособности физического лица» рассматривается сущность и этапы оценки кредитоспособности заемщика. Во второй главе работы «Анализ особенностей оценки кредитоспособности клиента банка физического лица в ЗАО «Банк Русский Стандарт» дана оценка деятельности исследуемого коммерческого банка и проведен анализ действующей методики оценки, кредитоспособности заемщика – физического лица; представлены е предложения по совершенствованию рассмотренной методики.

Объектом исследования является коммерческий банк ЗАО «Банк Русский Стандарт», предметом – методика оценки кредитоспособности клиентов банка – физических лиц в ЗАО «Банк Русский Стандарт».

Основными источниками информации, используемыми при написании  работы, стали нормативные документы, регулирующие вопросы оценки кредитных  рисков заемщиков, учебная литература по исследуемой проблеме (труды Жукова Е.Ф., Лаврушина О.И., Усоскина В.М. и  др.), материалы периодической печати и электронных средств массовой информации.

 

Глава 1. Теоретические подходы к оценке кредитоспособности физического лица

 

    1. Сущность оценки кредитоспособности физического лица

 

Процесс кредитования связан с действием  многообразных факторов риска, способных  повлечь за собой непогашенные ссуды  в обусловленный срок. Поэтому  до составления условий кредитования и заключения кредитного договора банк по получении заявки и необходимых  документов должен тщательно изучить  факторы, которые могут повлечь  за собой непогашение ссуд, т.е. осуществить  оценку кредитоспособности заемщика.

Основная цель оценки кредитоспособности – определить способность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду  и на основе этого формализовать  в кредитном договоре условия  ее предоставления. Коммерческий банк в каждом конкретном случае определяет степень риска, который он готов  взять на себя, и размер кредита, возможность его предоставления в данных обстоятельствах.

В процессе оценки кредитоспособности заемщика выясняются его дееспособность, репутация, наличие капитала, обеспеченность ссуд, состояние экономической конъюнктуры. [5, с.101]

Кредитная деятельность российских банков наряду с другими обстоятельствами осложняется отсутствием у большинства  из них отработанной методики оценки кредитоспособности, недостаточностью информационной базы для полноценного анализа финансового состояния  клиентов. Большинство средних и  мелких банков вообще не имеет должного аналитического аппарата и не поддерживает связь со специальными информационными, аналитическими и консультационными  службами, сведения которых могут  помочь более точно оценивать  кредитоспособность заемщиков.

При оценке кредитоспособности заемщиков  фактически надо ответить на два вопроса:

  1. Как оценивать перспективную финансовую состоятельность заемщика (т.е. как убедиться в том, будет ли он располагать возможностями выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитного договора)?
  2. Как оценивать, насколько он готов выполнить указанные обязательства (т.е. захочет ли он это сделать, можно ли ему верить)?

Адекватно оценить кредитоспособность заемщика – значит обоснованно, доказательно ответить на оба указанных вопроса.

Решение обоих вопросов возможно только в том случае, когда сотрудники банка имеют возможность получить необходимую для анализа информацию и умеют грамотно обрабатывать и  интерпретировать ее.

Изучение кредитоспособности потенциальных  заемщиков связано со значительными  трудностями. В нашей стране пока трудно получить содержательную информацию о потенциальном заемщике (имеющаяся  финансовая и статистическая отчетность далеко не всегда позволяет провести детальный и глубокий анализ финансово-хозяйственного положения заемщика). [2, с. 115]

Источниками информации при оценке кредитоспособности клиента являются собеседование с заявителем на ссуду, собственная база данных, внешние  источники, инспекция на месте, анализ финансовых отчетов.

При собеседовании с заявителем банк выясняет причины обращения  за ссудой, определяет, отвечает ли заявка на кредит требованиям банка, вытекающим из его ссудной политики. В процессе беседы банк может получить информацию о честности и возможностях подателя заявки, о том, потребуется ли обеспечение  кредита, об истории и добросовестности заемщика и т.д. В некоторых случаях  банк может запросить у заявителя  дополнительную информацию.[13,с.512]

Банк может почерпнуть необходимую  информацию о кредитоспособности клиента  из картотеки на всех вкладчиков и  заемщиков, если такая картотека  ведется, а также использовать информацию из паспортов хозорганов, получаемую из официальных источников. Информация о кредитоспособности клиента может  быть проверена по каналам внешних  источников информации. [12,с.310]

Отсутствие комплексного подхода  в данной области не очень удачно компенсируется поиском отдельных  характеристик, свидетельствовавших, по мнению специалистов того времени, о действительном уровне кредитоспособности. Выявление таких критериев позволяет  понять, какой смысл вкладывали наши предшественники в понятие кредитоспособности, что является особенно актуальным сегодня, когда современное отечественное банковское сообщество также не отличается использованием комплексного, всеобъемлющего подхода к вопросам оценки кредитоспособности. [7, с. 511]

Кредитоспособность заемщика зависит  от целого ряда факторов. И этот факт сам по себе означает трудности, поскольку  каждый фактор (для банка – фактор риска) должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость  определения относительного «веса» каждого отдельного фактора для  состояния кредитоспособности, что  также чрезвычайно непросто.

Оценить же перспективы изменений  всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в будущем, еще сложнее. Способность заемщика погасить кредит имеет реальное значение для кредитора  лишь в том случае, если она относится  к будущему периоду, является прогнозом  такой способности, причем прогнозом  достаточно обоснованным, правдоподобным. Между тем все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период или периоды, к тому же это обычно данные об остатках («запасах») на отчетную дату, а не более точные данные об оборотах («потоках») за определенный период. Все это свидетельствует о том, что все показатели кредитоспособности имеют в некотором роде ограниченное значение.[4.c. 210.]

Дополнительные сложности в  определении кредитоспособности возникают  в связи с существованием таких  ее факторов, измерить и оценить  значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь  морального облика потенциального заемщика, его репутации, кредитной истории  и т.д. Соответствующие выводы никогда  не могут быть признаны неопровержимыми.

При оценке кредитоспособности клиента, как правило, принимают во внимание такие факторы, как:

  • правоспособность и дееспособность заемщика для совершения кредитной сделки;
  • его моральный облик, репутация заемщика;
  • умение, т.е. желание, соединенное с возможностью оправдать оказанное доверие;
  • наличие обеспечительного материала кредита;
  • способность получать доход и исправно выполнять принятый на себя долг.

Предварительный анализ потенциальной  возможности возврата банковских ссуд основывается на изучении личных качеств  первых лиц, а также платежеспособности физического лица. Это значит, что  в основе анализа возвратности ссуд находятся психологические и  экономические факторы.[1, с. 86]

Личные качества физического лица включают порядочность, состояние здоровья и т.д. Порядочность – главное  качество, лежащее в основе эффективности  кредитно-расчетных отношений с  банком. Порядочность является гарантией  того, что клиент примет все необходимые  меры для своевременного возврата предоставленных средств и уплаты процентных денег.

Состояние здоровья клиента оказывает  решающее воздействие на принятие решения  о кредитовании при психических, венерических, раковых и других заболеваниях. Как правило, медицинские органы не представляют банкам официальные  данные о состоянии здоровья их клиентов. Поэтому при необходимости банки  могут требовать соответствующие  справки непосредственно от должностных  лиц, заинтересованных в получении  банковских ссуд. Кроме того, используется доверительная информация авторитетных лиц и других клиентов банка.[8, с. 312]

В процессе управления кредитным риском коммерческие банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяют сделать  вывод об уровне кредитоспособности заемщика. Конкретный набор показателей, характеризующих деятельность предприятия  в разных банках, неодинаков и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений.

Критерии и показатели оценки кредитоспособности заемщика во многом определяются экономическими особенностями развития общества. Формирование товарно-денежных отношений, развитие предпринимательства и частного сектора, эволюция форм и видов кредита, государственная политика в области  кредита выступают ключевыми  факторами для поиска актуальных показателей кредитоспособности. Уровень  развития банковского дела и сложившаяся  культура кредитования также накладывают  своеобразный отпечаток на процесс  анализа кредитоспособности.

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика - физического лица на примере ЗАО"Банк Русский Стандарт"