Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести оценку кредитоспособности заемщика - физического лица на основе методики ЗАО «Банк Русский Стандарт» и предложить мероприятия по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели формулируются следующие задачи:
Рассмотреть сущность кредитоспособности заемщика – физического лица;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
Рассмотреть особенности оценки кредитоспособности клиента банка - физического лица в ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
Провести анализ оценки кредитоспособности заемщика в ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
Оценка кредитоспособности предполагает использование, прежде всего, показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности. Однако такие показатели при всей своей важности имеют некоторые ограничения. Это обусловлено тем, что:
Таким образом, кредитоспособность клиента
банка характеризуется его
1.2. Этапы оценки кредитоспособности физического лица
В банковской практике до сих
пор практически не существует единой
стандартизированной системы
Вместе с тем в мировой
банковской практике кредитоспособность
клиента являлась и является одним
из основных объектов оценки при определении
целесообразности осуществления кредитной
сделки. В своем историческом развитии
способы определения
В различных странах применяются различные системы оценки кредитоспособности клиентов банка.
Рассмотрим наиболее распространенные в Российской системе методики оценки кредитоспособности:
Сегодня кредитный скоринг можно признать наиболее наукоемким, интересным и серьезным программным продуктом для обслуживания розничных клиентов. С его помощью оценивается не только риск выдачи кредита заемщику, но и выявляются скрытые закономерности в поведении заемщика.
Скоринг - это математический
анализ введенной информации. Потенциальный
заемщик отвечает на вопросы - сотрудник
банка вводит информацию в компьютер -
система присваивает каждому ответу определенный
бал. Выстраивается математическая модель
на основании данных о поведении заемщика
в прошлом с целью определить «стремление
к оплате кредита» и «возможность в будущем
погашать долг».
Скоринговая модель
базируется на следующих параметрах: личные
данные, финансовые, сопутствующая информация.
Личные данные: пол, возраст, семейное
положение, наличие/отсутствие иждивенцев,
образование. Финансовая модель: общий
трудовой стаж, общий стаж на последнем
или последних местах работы, уровень
заработанной платы и общих расходов.
К сопутствующей можно отнести информацию
о наличии дополнительных источниках
доходов, наличие автомобиля, гаража, дачи,
земельного участка в личной собственности. [6, с. 97]
Величина кредитного лимита в скоринговых системах второстепенна. Как правило, основой расчета кредитного лимита служит оценка уровня доходов заемщика при условии его кредитоспособности. В качестве данных о потенциальном заемщике выступает доступная кредитору информация, как содержащаяся в представляемых заемщиком документах, так и получаемая «со слов» самого заемщика. Зачастую эти два вида данных имеют непустое пересечение: например, данные о доходах, указываемые заемщиком в анкете, подтверждаются соответствующими справками и документами об уровне этих доходов. Фрагмент примерного (возможного) перечня данных для скоринга может иметь следующий вид:
- уровень среднемесячного дохода за последние 6 месяцев;
- стаж работы на последнем месте работы;
- возраст;
- семейное положение;
- количество лиц, находящихся на иждивении;
- образование;
- должностной статус;
- наличие в собственности недвижимости;
- др.
Каждый вид используемой в скоринге информации обычно называют характеристикой или фактором (например, стаж работы на последнем рабочем месте; семейное положение и т.п.). Некоторые характеристики потенциального заемщика (возраст) имеют числовой характер, некоторые (образование) - дискретный нечисловой (категоризированный). Очевидно, что в скоринге целесообразно использовать, наиболее, существенные, важные для правильного принятия решения относительно оценки кредитоспособности характеристики. Их выбор ограничен наличием информации о заемщике и степенью ее документального подтверждения. Тем не менее, в анкетах и представляемых заемщиком документах содержится достаточно данных для организации первоначальных работ по скорингу. Определение конкретной системы факторов для скоринга может быть сделано как на основе экспертных оценок кредитных работников, так и с использованием статистических методов.[8,c.178.]
При условии достижения определённой суммы баллов, система даёт положительный ответ. Если клиент набрал количество баллов, чуть отличающееся от необходимой планки, скоринг принимает условно-положительное решение. В этом случае сотрудник банка делает прозвон по указанным в анкете телефонам. Если данные совпадают, клиент получает положительный результат. Если подтверждение по телефонам не получено (иногда даже по недоразумению), клиенту в кредите отказывают.
При анализе кредитоспособности заемщика многое зависит от наличия информации о его прошлом и настоящем. Если банк уже предоставлял ему кредит, то у него имеется кредитная история заемщика, если он обращается за ссудой впервые, зарубежные банки могут обратиться в специализированные информационные агентства типа американской фирмы Дан энд Брэдстрит и получить необходимую информацию даже по зарубежным клиентам.
Для отечественных банков получение такой информации затруднено, поэтому они рассчитывают, как правило, на личное знакомство с клиентом или на информацию, полученную службой безопасности банка.
В оценке кредитоспособности заемщика в любом случае принципиальное значение имеет финансовый анализ. Он проводится разными способами:
• на основе системы финансовых коэффициентов (показателей);
• на основе анализа денежных истоков (cashflow), т.е. сопоставления притока и оттока денежных средств на предприятие – заемщика.
Превышение притока средств над их оттоком свидетельствует о его хорошем финансовом положении и наоборот.
Данный системы позволяют
К примеру, в США кредитный инспектор почти всегда запрашивает местное или региональное кредитное бюро о кредитной истории клиента. В США работают свыше двух тысяч кредитных бюро, располагающих данными о большом объеме физических лиц, когда-либо получавших кредиты, об истории погашения этих кредитов и о кредитном рейтинге заемщиков.[3, с.79]
Таким образом, сравнивая экспертную и скоринговую системы оценок, хотелось бы отметить, что привлечение банками для оценки кредитоспособности квалифицированных экспертов имеет несколько недостатков: во-первых, их мнение, так или иначе является субъективным, во-вторых, люди не могут оперативно обрабатывать большие объемы информации, в-третьих, оплата высококвалифицированных специалистов сопряжена со значительными расходами. В связи с этим банки все чаще проявляют повышенный интерес к таким системам оценки риска, которые позволили бы минимизировать участие экспертов и влияние человеческого фактора на принятие решений.
В свою очередь, скоринговая система оценки представляет собой математическую модель, с помощью которой банк, опираясь на данные о кредитной истории клиентов, может определить, какова вероятность не возврата кредита потенциальным заемщиком.
Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все приведенные методики носят формализированный характер, так, что при оценке возможности кредитоспособности заемщика огромную роль играет профессионализм служащих банка.
Различные методики оценки кредитоспособности отличаются друг от друга составом факторов, используемых при оценке общего кредитного рейтинга заемщика, а также подходами к оценке каждого параметра модели и степенью значимости каждого из них. К сожалению, состав факторов в модели не универсален для всех банков и стран, что, в свою очередь, не позволяет мировому банковскому сообществу обмениваться статистикой и совершенствовать свои скоринговые системы.[6, с.168]
В то же время сложность и неоднозначность оценки кредитоспособности физических лиц обусловливает применение разнообразных методов и подходов. Причем важно отметить, что для достижения наилучших результатов наиболее предпочтительным, на наш взгляд, является использование как математических моделей, так и экспертных подходов в комплексе.
Глава 2. Анализ особенностей оценки кредитоспособности клиента банка - физического лица в ЗАО «Банк Русский Стандарт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Сегодня ЗАО «Банк Русский Стандарт» — один из крупнейших национальных финансовых институтов федерального значения. Банк реализует кредитные программы для населения более чем в 1200 населенных пунктах страны. С 2006 года ЗАО «Банк Русский Стандарт» осуществляет банковские операции на Украине. Количество клиентов Банка превысило 23 млн. человек, общий объем предоставленных населению займов превысил 30 млрд. долларов. ЗАО «Банк Русский Стандарт» выпустил для своих клиентов более 25 млн. банковских карт, а с 2005 года осуществляет эксклюзивный выпуск и обслуживание на территории России карт платежной системы AmericanExpress®. Количество торговых партнеров Банка превышает 35 тыс. организаций.[14]
Банк продолжает развитие и качественное преобразование региональной структуры своих подразделений. Изменение структуры представительств на филиальную позволило расширить спектр предоставляемых услуг и географию бизнеса. В рамках развития структуры филиала в регионах планируется открытие операционных офисов, предоставляющих населению возможность получать квалифицированную консультацию, приобретать банковские продукты и услуги.
В 2011 году Банк открыл 69 новых отделений. Общее число отделений Банка в Москве достигло 21. В настоящее время региональная сеть обслуживания клиентов Банка Русский Стандарт состоит из более 400 отделений, офисов и представительств. Сеть банкоматов Банка насчитывает около 2100 приемных банкоматов и около 400 банкоматов по выдаче наличных.[14]
Результаты финансовой деятельности
кредитной организации ЗАО «
Таблица 1
Результаты финансовой деятельности
кредитной организации ЗАО «
Номер п/п |
Наименование статьи |
Показатель на 01.10.2012 |
1 |
Процентные доходы, всего, в том числе: |
28743637,00 |
1.1 |
От размещения средств в кредитных организациях |
872101,00 |
1.2 |
От ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям) |
25887680,00 |
1.3 |
От оказания услуг по финансовой аренде (лизингу) |
0 |
1.4 |
От вложений в ценные бумаги |
1983856,00 |
2. |
Процентные расходы, всего, в том числе: |
10939985,00 |
2.1 |
По привлеченным средствам кредитных организаций |
4314783,00 |
2.2 |
По привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) |
5560388,00 |
2.3 |
По выпущенным долговым обязательствам |
1064814,00 |
3 |
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) |
17803652,00 |
4 |
Изменение резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, а также по средствам, размещенным на корреспондентских счетах, всего В том числе: |
-6449981,00 |
4.1 |
Изменение резерва на возможные потери по начисленным процентным доходам |
-77252,00 |
5 |
Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери |
11353671,00 |
6 |
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
0 |
7 |
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи |
21344,00 |
8 |
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, удерживаемыми до погашения |
0 |
9 |
Чистые доходы от операций с иностранной валютой |
-3915400,00 |
10 |
Чистые доходы от переоценки иностранной валюты |
-290371,00 |
11 |
Доходы от участия в капитале других юридических лиц |
1439271,00 |
12 |
Комиссионные доходы |
3439985,00 |
13 |
Комиссионные расходы |
870160,00 |
14 |
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, имеющимся в наличии для продажи |
-47516,00 |
15 |
Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, удерживаемым до погашения |
31626,00 |
16 |
Изменение резерва по прочим потерям |
1202507,00 |
17 |
Прочие операционные доходы (расходы) |
988518,00 |
18 |
Чистые доходы (расходы) |
13403475,00 |
19 |
Операционные расходы |
13325433,00 |
20 |
Прибыль до налогообложения |
78042,00 |
21 |
Начисленные (уплаченные ) налоги |
688637,0 |
22 |
Прибыль (убыток) за отчетный период |
-610595,00 |