Оценка стоимости машин и оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

В последние 10 лет наблюдалось стремительное становление и развитие оценочной деятельности в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАШИНЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ 5
1.1 Классификация машин, оборудования и транспортных средств. Подготовка первичной информации об объектах оценки 5
1.2 Методы определения различных видов износа. Определение совокупного износа 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 26
2.1 Затратный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств 26
2.2 Доходный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

Файлы: 1 файл

Оценка_стоимости_машин_и_оборудования.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)


           

Российская Федерация

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Орловский государственный  университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра прикладных экономических дисциплин

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Теория и практика оценочной деятельности

на тему: Оценка стоимости машин и оборудования

 

 

Выполнила:

студентка

3-го курса 308 группы 

Строгова Е.Ю.

 

 

 

Руководитель:

Петрушин К.А.

Дата


 

 

 

 

                                                            2008

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние 10 лет наблюдалось  стремительное становление и  развитие оценочной деятельности в России. От отдельных опытов по оценке в основном недвижимости в начале 90-х годов до широкомасштабной деятельности, опирающейся на законодательные акты, регулирующие правительственные документы и богатейший опыт многих профессионально подготовленных оценщиков – таков путь, пройденный отечественной практикой в сфере оценки имущества.

С переходом к рыночной экономике в стране становится все больше конкурирующих собственников имущества. Имущество предприятий и частных лиц активно включается в хозяйственный оборот, а отсюда все острее потребность в оценке его рыночной стоимости.

В последние годы нарастает  не только объем оценочных работ, но и происходит изменение их направленности. Если в первой половине 90-х годов оценщики в основном занимались переоценкой основных фондов по заказам предприятий, то в настоящее время к услугам оценщиков обращаются по причине изменения состава собственников и их имущественных прав в ходе таких хозяйственных процедур, как приватизация, привлечение новых участников бизнеса при дополнительных эмиссиях акций, страхование имущества, получение кредита под залог имущества, исчисление налоговых платежей, исполнение прав наследования и, конечно, разнообразные операции по реструктуризации предприятий особенно в условиях антикризисного управления.

Для решения задач  реструктуризации предприятий оценочные работы все чаще интегрируются с аудиторскими и консалтинговыми работами. Под влиянием данной тенденции чисто оценочные компании укрупняются и трансформируются в смешанные аудиторско-оценочные компании. Чтобы добиться успеха в оценочной деятельности, оценщику недостаточно ориентироваться только на эпизодические, разовые заказы по «чистой» оценке. Клиентам (особенно средним и крупным предприятиям) все чаще нужна комплексная услуга, охватывающая вопросы и оценки, и анализа, и особенно управления стоимостью своих активов. Особенно остро эти вопросы встают при выполнении оценочных работ для целей реструктуризации предприятий. В этом случае оценщики должны тесно взаимодействовать с другими специалистами: финансовыми и инвестиционными аналитиками, аудиторами, техническими экспертами и системными интеграторами. Оценочные работы становятся важной составной частью выработки стратегической программы кардинальных преобразований деятельности предприятий.

Говоря о значении оценки, нельзя упускать из виду также и макроэкономический аспект данной проблемы. Ведь оценочная деятельность в масштабах страны позволяет получить адекватное представление о национальном богатстве государства.

Целью написания курсовой работы является изучение оценки машин и оборудования.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • изучить машины, оборудование и транспортные средства в составе        имущества предприятия;
  • рассмотреть методы определения различных видов износа;
  • оценить основные подходы и методы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств: затратный и доходный подходы;

Объектом исследования являются отношения, возникающие в  процессе оценочной деятельности.

Предмет исследования –  оценка машин и оборудования.

Методы исследования: аналитический; расчетно-конструктивный; исследовательский.

ГЛАВА 1. МАШИНЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА  КАК ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ

1.1 Классификация машин, оборудования и транспортных средств. Подготовка первичной информации об объектах оценки

 

Классификация машин, оборудования и транспортных средств

Отличительной особенностью таких объектов имущества, как машины, оборудование и транспортные средства, является их исключительное многообразие по назначению, типам, маркам, моделям, характеристикам и вариантам конструктивного исполнения. Естественно, что оценщик не может быть универсалом и разбираться в тонкостях по всем видам машин и оборудования, поэтому в оценочных фирмах оценщики специализируются по машинам и оборудованию разных отраслей: металлургическое оборудование, оборудование химии, нефтехимии, энергетики, контрольно-измерительные приборы, вычислительная техника, автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины, строительная техника и т.д. Тем не менее, оценщик должен быть готовым к тому, что ему придется, выполняя тот или иной заказ, иметь дело с набором самых разных машин, оборудования и транспортных средств.

О многообразии рассматриваемого вида имущества свидетельствует то, что в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) можно выделить 31 класс продукции, которая относится к категории машин, оборудования и транспортных средств (таблица 1).[4, с.67]

Таблица 1 – Классы продукции, относимой к машинам, оборудованию и транспортным средствам

Код ОКП

Наименование продукции

1

2

29 0000

Исполнительные механизмы, устройства и детали судовых систем и трубопроводов

31 0000

Продукция тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения

33 0000

Машины электрические

34 0000

Оборудование и материалы электротехнические

36 0000

Продукция химического и нефтяного машиностроения

37 0000

Арматура промышленная трубопроводная

38 0000

Оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее

39 0000

Инструмент, технологическая оснастка, абразивные материалы

40 0000

Вычислительная техника

Продолжение таблицы 1

1

2

41 0000

Продукция общемашиностроительного применения

42 0000

Приборы и средства автоматизации общепромышленного назначения

43 0000

Приборы и средства автоматизации специализированного назначения

44 0000

Приборы и аппаратура оптические

45 0000

Изделия автомобильной промышленности

46 0000

Подшипники качения

47 0000

Тракторы и сельскохозяйственные машины

48 0000

Продукция строительного, дорожного и коммунального машиностроения

49 0000

Оборудование санитарно-техническое (кроме оборудования для вентиляции и кондиционирования)

51 0000

Оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы

52 0000

Оборудование для регулирования дорожного движения, обслуживания сельхозтехники и вспомогательных средств связи, конструкции строительные металлические

56 0000

Мебель

63 0000

Электронная техника, кроме резисторов и конденсаторов

64 0000

Судовое оборудование

65 0000

Средства радиосвязи, радиовещания и телевидения

66 0000

Средства проводной связи и аппаратура радиосвязи оконечная и промежуточная

67 0000

Средства радиолокационные

68 0000

Средства радионавигации


 

        Большое значение для решения задач оценки имеет классификация машин, оборудования и транспортных средств, т.е. разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с определенными правилами. Для упорядочения собираемой ценовой и технической информации, а также для быстрого поиска нужных сведений об аналогичных  объектах из имеющихся массивов информации применяют специальные классификаторы. Классификаторы необходимы также для построения электронных баз данных.

Учитывая исключительное многообразие машин, оборудования и транспортных средств, при их оценке невозможно обойтись без официально принятых классификаторов многоцелевого применения. К последним относятся: Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), Общероссийский классификатор продукции (ОК 005-93) .[6, с.123]

Классификаторы общероссийского уровня построены по иерархическому методу классификации, предусматривающему последовательное подразделение множества объектов на подчиненные друг другу классификационные группировки: классы, подклассы, группы, подгруппы и т.д. При этом применяется последовательная десятичная система кодирования, когда для каждого признака (группировки) выделено определенное количество десятичных знаков.

Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный Госкомстатом России и Госстандартом России, предназначен в первую очередь для целей статистического учета основных фондов. В настоящее время применение кодов ОКОФ в системе учета основных фондов стало обязательным, так как по этим кодам выбирается амортизационная группа для каждого объекта основных фондов. Кроме того, единство кода ОКОФ у рассматриваемой группы оцениваемых объектов является основанием считать эти объекты классификационными аналогами, что очень важно при реализации методов оценки, построенных на сравнительном подходе.[6, с.124]

Общая структура девятизначных кодов для образования группировок объектов в ОКОФ представлена в виде следующей схемы:

ХО ООООООО — раздел основных фондов (1 — материальные, 2 — нематериальные),

ХХ ООООООО — подраздел основных фондов, учитывающий их значимость для экономики в целом и сложившиеся традиции (11 — здания, 12 — сооружения, 13 — жилища, 14 — машины и оборудование, 15 — средства транспортные и т.д.),

ХХ ХХХХООО — класс,

ХХ ХХХХОХХ — подкласс,

ХХ ХХХХХХХ — вид.

Деление на классы, подклассы и виды в ОКОФ совпадает с классификацией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Общероссийский классификатор продукции (ОК 005-93) используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам. Это назначение классификатора представляет особый интерес для оценочной деятельности, в частности, для построения каталогов-прейскурантов и баз данных, содержащих ценовую информацию.[5, с.86]

ОКП — наиболее подробный классификатор, доводящий группировку до видов продукции. Структура шестизначных кодов выглядит следующим образом:

ХХ ОООО — классы продукции,

ХХ ХООО — подклассы,

ХХ ХХОО — группы,

ХХ ХХХО — подгруппы,

ХХ ХХХХ — виды.

Кроме перечисленных выше общероссийских классификаторов, в справочниках, фирменных и номенклатурных каталогах можно встретить отраслевые и фирменные классификаторы на отдельные группы производимой и предлагаемой к продаже техники. Данные классификаторы дают наиболее подробное подразделение объектов по классификационным группам и наиболее полно учитывают отраслевую специфику. Назначение этих классификаторов — помочь специалистам быстро ориентироваться в номенклатуре предлагаемых к продаже машин.

Для целей оценки наибольший интерес представляют отраслевые классификаторы, на базе которых разработаны отраслевые системы обозначения продукции. Основными реквизитами любой машины (если слово «машина» употреблять в со бирательном смысле) являются ее название и обозначение модели. Полное название машины часто содержит много слов и не удобно в регистрации. Поэтому однозначное и краткое представление о машине дает обозначение ее модели. Поиск аналогичного или идентичного объекта ведется именно по обозначению модели.

Многие виды машин создаются на машиностроительных предприятиях не разрозненными моделями, а, как правило, целыми семействами. Под семейством машин понимается совокупность моделей, модификаций, исполнений и комплектаций, в основе конструкции которых лежит некая базовая модель. Под базовой моделью понимается изделие, принятое за основное при разработке и оформлении конструкторской документации и организации производства. Большая часть агрегатов, узлов и деталей базовой модели используется в других изделиях данного семейства. Модификацией называется изделие, которое конструктивно однородно с определенной моделью, но обладающее новыми свойствами, позволяющими ее применять с новым назначением. Исполнение представляет собой изделие, отличающееся от модели небольшими конструктивными особенностями, благодаря которым изделие с тем же назначением более приспособлено к какой-либо сфере эксплуатации (например, к климатической зоне). Комплектация — это изделие, отличающееся от основной модели по номенклатуре составных частей, причем область применения и его специализация существенно не изменяются.

Зарубежные компании применяют, как правило, свои собственные, фирменные системы обозначений для выпускаемых моделей, модификаций, исполнений и комплектаций. В фирменных каталогах обычно приводятся пояснения к этим системам обозначений. Отечественные машиностроительные предприятия могут также разрабатывать и применять свои фирменные системы обозначений. В то же время многие отечественные предприятия (а также некоторые предприятия в странах СНГ) при выпуске традиционной серийной продукции продолжают придерживаться сложившихся у нас отраслевых систем обозначения продукции.

Согласно отраслевым системам обозначения и классификации продукции, разработанным еще во времена бывшего Советского Союза, модель машины представляет собой смешанный буквенно-цифровой код, заключающий в себе множество признаков, среди которых такие, как указание о заводе-изготовителе, об отнесение данного изделия к базовой модели или к модификации, сведения об основных технических параметрах. Хотя данные обозначения моделей машин и довольно громоздки, однако они удобны при выборе действительно идентичного объекта по отношению к оцениваемому объекту.

Классификаторы машин, оборудования и транспортных средств — необходимый инструмент для построения компьютерных баз данных, позволяющих значительно облегчить труд оценщика по поиску и систематизации информации о характеристиках и ценах оцениваемых объектов.[5, с.18]

Подготовка первичной информации об объектах оценки

Прежде чем приступить непосредственно к оценке, нужно сформировать массив подлежащих оценке объектов, затем собрать первичную информацию из документов на эти объекты и провести внешний осмотр и идентификацию объектов. Трудоемкость и способы выполнения работ по подготовке к оценке и собственно оценочных работ в значительной степени зависят от количества и разнородности подлежащих оценке объектов.

В зависимости от масштаба оценочных работ различают индивидуальную и массовую оценки.

Индивидуальная оценка предполагает оценку стоимости отдельно каждой единицы оборудования (машины или транспортного средства), вошедшей в составленную и согласованную с за казчиком оценки опись. Размер описи (списка) может колебаться в широких пределах: от оценки всего одной единицы до нескольких тысяч единиц. Примером оценки всего лишь одного объекта может служить оценка самолета, морского или речного корабля, энергетического блока и т.д. Относительно небольшой по объему список оборудования (несколько десятков единиц) получают при оценке: парка оборудования предприятия малого бизнеса, торгового оборудования магазина, офисного оборудования банка и т.д. Весьма многочисленный список (несколько тысяч) может быть предложен для оценки на среднем и крупном промышленном предприятии.[8, с.94]

Информация о работе Оценка стоимости машин и оборудования