Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:00, курсовая работа
В последние 10 лет наблюдалось стремительное становление и развитие оценочной деятельности в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАШИНЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ 5
1.1 Классификация машин, оборудования и транспортных средств. Подготовка первичной информации об объектах оценки 5
1.2 Методы определения различных видов износа. Определение совокупного износа 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 26
2.1 Затратный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств 26
2.2 Доходный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
С = Св – Си, физ = Св(1 – Ки, физ), (1)
где Св — полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) машины, Си, физ — стоимость физического износа машины, Ки, физ — коэффициент ее физического износа.
Как видно из (3.2.1), Ки, физ представляет собой долю восстановительной стоимости, которую машина потеряла вследствие физического износа, а произведение
Ки, физСв=Си, физ (2)
является стоимостью физического износа.
Потеря машиной своих первоначальных показателей при эксплуатации — неотвратимый процесс, протекающий с большей или меньшей интенсивностью в зависимости от конструкции машины и условий ее использования. Предельным состоянием здесь является момент выхода этих показателей за допустимые границы, соответствующий потере машиной работоспособности.[11, c.84]
Начиная с этого момента, машина нуждается в восстановлении своей работоспособности, что достигается ремонтом ее узлов и элементов, модернизацией, заменой износившихся деталей, регулировкой и т.п.
Ни одна машина, какой бы совершенной она не была, не может обойтись без ремонта и технического обслуживания, которые являются неотъемлемой частью ее нормальной эксплуатации.
Для восстановления работоспособности и замедления процессов износа машин применяются различные системы организации их ремонта. Однако основу любой такой системы на предприятии обычно составляют периодические плановые ремонты, которые производятся через равные, заранее назначенные промежутки времени. Такую систему называют системой планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Для оценки состояния оборудования и транспортных средств, их работоспособности и выявления элементов, которые влияют на выходные параметры, широко применяют методы технической диагностики. Диагностическими параметрами, по которым обычно судят о состоянии объекта и которые можно контролировать в процессе его работы, являются:
1) Выходные параметры объекта, непосредственно характеризующие его работоспособность. Для станков это прежде всего параметры, связанные с точностью обработки, — погрешности траекторий перемещения рабочих органов; для автомобилей — тормозной путь, выхлоп двигателя и люфт рулевого управления; для тракторов — отказы двигателя и ходовой части и т.д.
2) Повреждения элементов машин, которые возникают в процессе эксплуатации объекта и могут привести к отказу. В станках это износы подвижных соединений, особенно тех, которые плохо защищены от загрязнения, плохо смазываются и работают в условиях несовершенного трения; для автомобилей — это изно-сы тормозных колодок, элементов поршневой группы двигателя, а также соединений в рулевом управлении и в опорах подвески.
3) Признаки ухудшения состояния машины, связанные с выходными параметрами. К ним относятся — увеличение шума при работе машины, повышенная температура узлов трения, наличие в смазке продуктов износа. Например, используют спектральный анализ шума машины для выявления состояния зубчатых передач ее привода, спектр акустического сигнала элементов конструкции самолета в диапазоне частот 50–500 кГц можно использовать для обнаружения трещин и т.д.[10, c.203]
Для использования методов диагностики требуются разнообразные измерительные средства и серьезная предварительная подготовка.
При оценке стоимости дорогостоящих и уникальных машин информация, полученная с помощью методов технической диагностики, является чрезвычайно ценной, так как на ее основе эксперты могут построить обоснованные выводы об уровне износа машины в целом.
Однако при проведении оценки машин, особенно массовой, применение методов прямой оценки физического износа — затруднительно по указанным выше причинам. Кроме того, их применение не дает оценщику прямого ответа на вопрос о влиянии состояния машины на ее стоимость.
Существующие методы определения физического износа, используемые при оценке, опираются на: а) нормативы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания, разработанные для разных видов машин, оборудования и транспортных средств; б) нормативные сроки службы при оговоренных условиях эксплуатации.
На промышленных предприятиях России действует система планово-предупредительного ремонта оборудования, в соответствии с которой через определенное отработанное время проводят профилактические осмотры и различные виды плановых ремонтов каждой машины. Периодические осмотры технологического оборудования проводятся приблизительно через 5–6 месяцев (для самолета такие осмотры проводятся перед каждым полетом). При этом осуществляется проверка работы всех механиз мов, производится их регулировка, выявляются состояние и степень износа узлов машины. Машины повышенной точности проверяют на точность. При осмотре выявляют все дефекты и неисправности оборудования, но устраняют только такие, наличие которых не позволяет нормально эксплуатировать оборудование до ближайшего планового ремонта. Осмотры производят, как правило, в нерабочее время. Информация о состоянии машины фиксируется в ремонтном подразделении предприятия. Наличие такой информации позволяет оценщику проводить оценку физического износа машины.
Известны следующие методы определения степени физического износа машин при их оценке: 1) метод экспертизы физического состояния; 2) метод эффективного возраста (срока службы); 3) метод средневзвешенного хронологического возраста; 4) метод экспертно-аналитический; 5) метод ухудшения главного параметра.
Метод экспертизы физического состояния объекта
Смысл оценки при применении этого метода заключается в сопоставлении объекту оценки одного из множества описаний его возможных технических состояний, в которых он может оказаться в результате износа. Обычно такое множество имеет вид экспертных шкал или таблиц, строки которых соответствуют различным состояниям и стадиям износа объектов оценки, с указанием соответствующих коэффициентов физического износа kи, физ. Пример такой шкалы приведен в табл. 3.2.1. При построении шкалы необходимо учитывать следующее. Определенные группы машин имеют различный уровень интенсивности износа, который определяется их конструкцией, загрузкой и условиями эксплуатации. Однако, если эксплуатация машины проходит при неизменных, в первом приближении, условиях, то на самой продолжительной стадии ее существования — стадии нормальной эксплуатации интенсивность износа каждой машины во времени постоянна. То есть зависимость износа машины от времени приблизительно линейная. Это отмечено во всех работах российских и зарубежных ученых, посвященных исследованию износа машин.[1, c.136]
Чтобы связать износ машины с ее стоимостью, таблицы-шкалы для определения коэффициентов износа обычно строят на основе обработки статистической информации о ценах новых и бывших в эксплуатации машин. Значения коэффициентов износа определяют, сопоставляя цены продаж на вторичном рынке машин, техническое состояние и физический износ которых известен, с ценами Ц новых идентичных машин. В этом случае коэффициент износа можно найти, как
(3)
Характеристика технического состояния оборудования |
Коэф. Износа k и, физ |
1 |
2 |
Новое оборудование, в отличном состоянии. Возможны лишь приработочные отказы |
до 0,05 |
Безотказно работающее оборудование, после недолгой эксплуатации, без выявленных дефектов и неисправностей |
0,05–0,20 |
Оборудование с небольшими дефектами эксплуатации, которые не ограничивают его работоспособность. Оборудование после капитального ремонта, в хорошем состоянии |
0,20–0,35 |
Оборудование в удовлетворительном состоянии. Могут быть некоторые ограничения в выборе режимов работы, устраняемые при межремонтном обслуживаниии или текущем ремонте |
0,35–0,50 |
При работе оборудования наблюдаются отказы, для ликвидации которых требуются внеплановые ремонты. Есть ограничения на выбор режимов работы и максимальные нагрузки |
0,50–0,75 |
Оборудование, работающее с частыми отказами, требующее капитального ремонта основных узлов, в плохом состоянии |
0,75–0,90 |
Оборудование, негодное к применению по основному назначению |
свыше 0,90 |
Для повышения достоверности оценки kи, физ может быть учтено мнение нескольких экспертов, особенно когда речь идет о выборе значения из достаточно широкого диапазона значений в пределах одной строки таблицы. В этом случае результат оценки представляет собой средневзвешенное значение мнений M экспертов:
(4)
где kи, физ, i — оценка износа i-м экспертом;
mi — компетентность i-го эксперта
Экспертно-аналитический метод
Метод предполагает определение коэффициента физического износа машины при одновременном учете ее хронологического возраста Т и экспертной балльной оценки Б физического состояния.
Рассмотрим применение метода на примере станков. Для некоторого количества станков одной и той же модели (новых и подержанных) были определены:
а) коэффициенты физического износа по формуле:
kи, физ = (Цн – Цп)/Цн;
б) техническое состояние в баллах Б по специальной шкале (экспертно).
При одинаковом возрасте станки обнаруживали разный коэффициент износа. После обработки данных была получена математическая модель физического износа:
kи, физ = (0,208 – 0,003×Б)×Т 0,7;
где Т — хронологический возраст станка. Таблица для назначения балльной оценки физического стояния станка
В данном методе коэффициент физического износа получается на основе цен на подержанные и новые станки, то есть он отражает реакцию вторичного рынка на степень физического износа станков.
Затратный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки, с учетом износа. При затратном подходе в качестве меры стоимости принимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. его себестоимость.[9, c.227]
Затратный подход обладает исключительной универсальностью, теоретически любой объект техники поддается оценке этим подходом. Ведь любой объект есть продукт производства и, следовательно, характеризуется своими производственными затратами. Ограничивает применение затратного подхода малая доступность для оценщиков экономической и другой информации из сферы производства. В то же время имеется большой класс машин, оборудования и транспортных средств, для оценки которых методы затратного подхода являются единственно возможными. Речь идет о специальном и специализированном оборудовании, опытных и исследовательских установках, уникальных образцах машин, которые изготовлены по индивидуальным заказам. Для этих объектов невозможно найти аналоги, свободно обращающиеся на рынке или регулярно заказываемые изготовителям, и поэтому сравнительный подход для их оценки не осуществим.
Процедура затратного подхода начинается с того, что собирается и анализируется информация о внутреннем строении объекта, его структуре и составе основных элементов. При этом одной технической характеристики недостаточно, требуются подробное описание конструкции, чертежи общего вида и спецификации. Проводится также тщательный осмотр объекта.
Прежде всего, в конструкции объекта выделяют стандартные узлы и элементы, для которых можно подыскать аналоги на рынке и которые, следовательно, могут быть оценены методом прямого сравнения или каким-либо другим методом сравнительного подхода.
Затем в конструкции объекта выделяют основные агрегаты на основе принципа их материальной и технологической однородности. Количество таких агрегатов (блоков, узлов, систем) небольшое (обычно не более 10), а совокупные затраты на их изготовление составляют около 90% всей себестоимости объекта.
На последнем этапе для получения стоимости всего объекта суммируются ранее полученные стоимости отдельных агрегатов и добавляются затраты на общую сборку.
Таким образом, оценка затратным подходом является поагрегатной (поэлементной), и с этим связана ее высокая трудоемкость.
Привлекаемая для оценки информация может быть подразделена на два вида: ценовая и производственно-экономическая.
Ценовая информация. К данной информации относятся цены на идентичные или аналогичные стандартные устройства и элементы, встречающиеся в конструкции оцениваемого объекта. Например, цены на электродвигатели, трансформаторы, реле, измерительные приборы, системы ЧПУ к станкам, насосы, редукторы и т.д.
Кроме того, собираются цены на установки, устройства и машины, которые могут быть признаны как материально и технологически однородные объекты по отношению к основным агрегатам оцениваемого объекта. Источниками информации служат прайс-листы и ценники предприятий-изготовителей и дилерских компаний.
Для осуществления затратного подхода необходимо иметь информацию не только о ценах, но и об их экономической структуре (хотя бы в приближенном виде). На основе экономической структуры отпускной цены изготовителя можно установить связь между этой ценой и полной себестоимостью.
Производственно-экономическая информация. Получение данной информации представляет для оценщиков большие трудности, так как данная информация формируется на предприятиях-изготовителях и является в основном закрытой. Поэтому отметим узкий круг сведений, который необходим для расчетов стоимости методами затратного подхода.
Ценную информацию может почерпнуть оценщик из калькуляций себестоимости на некоторые изделия, которые близки к оцениваемому объекту по конструкции, материальному составу и технологии производства. Как известно, итоговый показатель калькуляции есть себестоимость, в ней аккумулированы все операционные (текущие) затраты на производство и отчасти на реализацию данной единицы продукции.