Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:00, курсовая работа
В последние 10 лет наблюдалось стремительное становление и развитие оценочной деятельности в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАШИНЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ 5
1.1 Классификация машин, оборудования и транспортных средств. Подготовка первичной информации об объектах оценки 5
1.2 Методы определения различных видов износа. Определение совокупного износа 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 26
2.1 Затратный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств 26
2.2 Доходный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
Индивидуальная оценка достаточно трудоемка, и чем больше список объектов, тем больше затраты времени на оценку и соответственно стоимость оценочных работ. Поэтому данная оценка часто носит выборочный характер: список ограничивают составом самых дорогостоящих и важных объектов.
Если требуется оценить большое множество разнообразных единиц не слишком дорогих машин (например, весь парк оборудования на крупном предприятии), то индивидуальная оценка становится неприемлемой ни по срокам, ни по затратам на ее выполнение. В этом случае решение проблемы заключается в проведении массовой оценки.
В работах по оценке недвижимости дается следующее толкование сути массовой оценки. Массовая оценка предполагает получение оценок стоимости группы однородных объектов на определенной географической территории с использованием статистической обработки реальной рыночной информации, при этом анализируется такое количество ценообразующих факторов, которое присуще одновременно всей оцениваемой группе. Важно отметить, что неучет некоторых индивидуальных уникальных особенностей каждого объекта при массовой оценке приводит к тому, что точность результата при массовой оценке ниже, чем при индивидуальной оценке. Таким образом, массовая оценка дает значительный выигрыш во времени и затратах, но сопряжена с уступкой по точности результатов.
Массовая оценка строится на принципах строгой формализации оценочной процедуры, разработке и применении статистических математических моделей и нормативов. В основе массовой оценки лежит принцип формирования однородных группи ровок объектов оценки с применением теории классификации. В рамках выделяемых классификационных группировок ведется статистический анализ по установлению связей между ценой (стоимостью) объектов и влияющими факторами. В результате статистического анализа разрабатывается статистическая математическая модель, с помощью которой можно рассчитать стоимость любого предлагаемого к оценке объекта, который может быть отнесен к данной группировке.[8, с.117]
Возможна также смешанная оценка, когда какие-то объекты (из числа наиболее дорогих и важных) оцениваются в режиме индивидуальной оценки, а объекты относительно недорогие и многочисленные оцениваются по правилам массовой оценки.
Оценщику необходимо также выбрать правило постановки объектов из списка в очередь. При этом возможны следующие варианты.
1. Объекты оцениваются в порядке их расположения в списке. Такой прием допустим, когда список небольшой и объекты разнородны. Если список большой и в нем встречаются однородные объекты, оценка по списку окажется очень затянутой и не рациональной.
2. Объекты ранжируются по первоначальной стоимости и степени важности для производства. В первую очередь оценивается дорогостоящее и технологическое оборудование, затем оценивают менее дорогое и вспомогательное оборудование. Данный подход оправдан тем, что оборудование и машины в начале списка оцениваются более тщательно и подробно, а к оборудованию в конце списка могут быть применены укрупненные и экспрессные методы. В результате достигается приемлемая точность оценки в установленные сроки ее выполнения.
3. Объекты оценки группируются по признакам их классификационного и функционального сходства. Далее группы объектов выстраиваются в очередь с учетом их многочисленности и значимости. Прием группировки значительно ускоряет процесс оценки, так как в рамках каждой группы можно применять единые экономические и стоимостные нормативы и экономико-математические модели для всех объектов, относящихся к этой группе.
4. Объекты оценки группируются по принципу принадлежности к определенному операционному имущественному комплексу, назначением которого является либо производство каких-то изделий, либо выполнение каких-то услуг (работ). Данный подход позволяет организовать оценку не по отдельным объектам, а по выделенным крупным комплексам с применением, например, методов доходного подхода, что значительно сокращает время оценочных работ.[7, c.72]
Независимо от способа организации оценки по каждому объекту необходимо собрать минимум первичной информации, дающей четкое представление о его назначении, классификационной группе и основной технической характеристике. Источниками данной информации служат инвентарные карточки, технические паспорта, описания, инструкции по эксплуатации, номенклатурные справочники и другая документация.
В документах технические характеристики и параметры объектов могут быть представлены как в развернутом виде, так и в сокращенной форме. Большое значение имеет умение оценщика выделять основные данные, однозначно идентифицирующие рассматриваемую единицу оборудования или транспортное средство.
Располагая собранной первичной информацией, подтвержденной соответствующими документами, можно приступить к внешнему осмотру оцениваемых объектов. Первейшей задачей внешнего осмотра является идентификация объектов оценки. Идентификация в широком смысле — это установление тождественности между тем предметом, который реально имеется, и тем описанием предмета, которое дано в официальном документе на этот объект.[13, c.146] Идентификация объектов оценки означает, во-первых, составление или уточнение списка оцениваемых единиц оборудования, машин и транспортных средств по их реальному наличию, т.е. проведение как бы своеобразной инвентаризации, во-вторых, проверка и приведение в соответствие с реальным состоянием учетной и технической документации на оцениваемые объекты.
Внешний осмотр с целью идентификации является обязательной процедурой особенно при поединичной оценке. Причем скрупулезность осмотра зависит от цели оценки, напряженности обстоятельств и степени ответственности ее результатов. В первую очередь необходимо установить соответствие реального объекта записям в техническом паспорте или инвентарной карточке о его модели (модификации, исполнении) и основных характеристиках. Далее нужно провести поагрегат-ную идентификацию, при этом может быть обнаружено отсутствие каких-то агрегатов, узлов, деталей, приборов, которые были сняты с машины в ходе эксплуатации за ненадобностью или по другим причинам, а также наличие дополнительно установленных других агрегатов, узлов, деталей и приборов. Необходимо выяснить, подвергался ли объект модернизации и что в нем было изменено по сравнению с первоначальным конструктивным описанием.
В некоторых случаях возникает необходимость не только внешне осмотреть объект, но и проверить реальную комплектность инструмента, приспособлений, оснастки и инвентаря; убедиться в работоспособности и эксплуатационной готовности объекта путем пробного его включения, проверить некоторые его характеристики во включенном состоянии.
Даже в условиях массовой оценки следует провести хотя бы беглый осмотр оцениваемого парка машин. Как минимум, необходимо убедиться в том, что все объекты в представленной описи на оценку реально существуют. Во всех случаях оценщик обязан отразить результаты внешнего осмотра объектов в отчете об оценке.
Иногда в целях экономии времени внешний осмотр совмещают с экспертизой физического состояния объекта. В результате такой экспертизы получают дополнительную информацию об объекте, необходимую для более точного расчета стоимости. Примером может быть организация экспертизы с целью определения степени физического износа объекта. К проведению экспертизы физического состояния привлекают технических экспертов, т.е. специалистов, которые хорошо знают данную технику в части ее устройства, технических и эксплуатационных характеристик, правил технического обслуживания и ремонта, а также владеют методикой технической диагностики.
В ходе технической экспертизы устанавливают: реальные значения основных параметров, развиваемых объектом, и их отличие от паспортных значений (производительности, скорости движения рабочих органов, уровня шума, уровня биений и вибраций и т.д.); общее физическое состояние объекта (состояние окраски, следы сварочных работ, состояние смазки, наличие масляных пятен и луж под объектом, состояние окружающей среды и рабочего места и т.д.); каким ремонтам и когда подвергался объект; какие агрегаты и узлы были заменены на новые при ремонтах и с какого времени они работают в объекте; какая система технического обслуживания применяется (по вызову, профилактическая, инспекционная); насколько интенсивно эксплуатируется объект во времени и по мощности (работает в одну, две или три смены, эпизодически, сезонно; мощностные характеристики загружены полностью или частично, все ли функциональные возможности используются); поведение объекта в работе путем наблюдения за ним в течение некоторого времени, при этом выясняют, в частности, как часто он ломается, насколько безопасен, сколько рабочих постоянно занято при работе оборудования, какова реальная производительность и др.
При технической экспертизе какая-то информация может быть получена неофициальным опросом бригадиров, наладчиков и рабочих, а какая-то из документации ремонтной службы или сервисной организации. Нужно зафиксировать как можно больше информации. При этом целесообразно использовать специально составленные формуляры и некоторые данные вносить с помощью условных символов и рабочих пометок. Можно заготовить и раздать специальные опросные листы, но при этом нужно иметь в виду скептическое отношение производственников к такому занятию, как заполнение анкет.
Работы по идентификации и первоначальному обследованию объектов оценки являются рутинными и трудоемкими, но их результаты крайне важны для получения надежных выводов.
Итак, классификаторы машин, оборудования и транспортных средств — необходимый инструмент для построения компьютерных баз данных, позволяющих значительно облегчить труд оценщика по поиску и систематизации информации о характеристиках и ценах оцениваемых объектов. Также следует отметить, что оценщики по роду своей деятельности должны владеть навыками сбора информации и как правильно ею воспользоваться, применяя подходящие для этого методы.
Обычно каждая машина характеризуется рядом выходных параметров (потребительских свойств), причем допустимое значение каждого из них оговаривается в нормативных документах на машину. Например, для технологического оборудования это, прежде всего, точность и производительность. Пока значения выходных параметров находятся в допустимых пределах, машина должным образом выполняет свои функции, то есть является работоспособной. Работоспособность — это состояние машины, при котором она способна выполнять свои функции, сохраняя значения выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.[13, c.78]
С течением времени в любой машине происходят изменения, которые приводят к снижению уровня ее потребительских свойств. Различные виды энергии, действуя на машину, вызывают в ее узлах и деталях связанные со сложными физико-химическими явлениями процессы, которые приводят к износу, поломке, коррозии и другим видам повреждений. Это влечет за собой изменение потребительских свойств машины и может привести к нарушению работоспособности машины.
Нарушение работоспособности машины, вызванное разными причинами, принято называть отказом.
Все отказы можно разделить на два основных вида — внезапные и постепенные.
Внезапные отказы возникают в результате сочетания неблагоприятных факторов, превышающих возможности машины, и носят случайный характер. Момент возникновения внезапного отказа не зависит от длительности предыдущей работы машины.
Постепенные (износовые) отказы связаны со старением машины, ухудшающим начальные показатели ее качества. Вероятность такого отказа в значительной степени зависит от длительности предыдущей работы машины. К этому виду относится большинство отказов машин.
В зависимости от причин, вызвавших износ машины, различают три его вида: физический износ — потеря стоимости вследствие ухудшения работоспособности машины (объекта оценки), обусловленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения; функциональный износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования; внешний экономический износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов.
При определении стоимости подержанного оборудования с применением различных подходов не всегда приходится учитывать все три вида износа.
При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из изно-сов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.
При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний экономический износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов, у которых они одинаковы с объектом оценки.
Важность учета всех трех видов износа при оценке машин и оборудования обусловлена следующими причинами:
— относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности влияния физического износа на их стоимость;
высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;
— относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему экономическому износу этого оборудования.
При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость объектов оценки. Обычно износ машины, в первую очередь физический, приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость Си физический износ машины связаны простой зависимостью