Оценка стоимости товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Товарный знак – мощное средство в конкурентной борьбе. Он позволяет отделить конкретный товар от аналогов и закрепить за ним определенные ассоциации. Благодаря грамотной «раскрутке» (брэндингу) товар приобретает известность на рынке и свою группу потребителей. Это положительно влияет на рост продаж и позволяет несколько завышать цены по отношению к аналогичным товарам (в данном случае потребитель платит за гарантию качества продукта и определенный образ, которому он доверяет).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________3
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЕЁ ЭТАПЫ__________________________5
1.1. Оценка товарных знаков____________________________________________5
1.2. Этапы оценки товарных знаков______________________________________7
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ_______________________9
2.1. Сравнительный подход_______________________________________________9
2.2. Доходный подход___________________________________________________10
2.3. Затратный подход__________________________________________________13
2.4. Иные виды подходов при оценке товарных знаков_______________________14
2.5. Стандарты оценки товарных знаков___________________________________15
2.6. Отчет об оценке товарных знаков_____________________________________16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________17
Используемые литературы

Файлы: 1 файл

оценка стоимости товарного знака.docx

— 62.87 Кб (Скачать файл)

3) Анализируется наиболее  эффективное использование оцениваемого  товарного знака. Вывод о наиболее  эффективном использовании оцениваемого  товарного знака делается на  основе собранной информации  с учетом существующих ограничений, специфики и типичных способов  использования подобных товарных  знаков.

4) Производится выбор  и применение подходов и методов  оценки товарного знака. Для оценки стоимости товарного знака рассматриваются различные методы оценки, в том числе основанные на трех подходах к оценке (затратном, сравнительном и доходном), являющиеся стандартными, и принятыми Международной практикой. Производится анализ целесообразности их использования в оценке данного товарного знака и выбираются наиболее надежные в применении методы, на основе которых оценивается стоимость товарного знака.

5) Оформляется заключение  о стоимости товарного знака  и подготовка отчета об оценке. На данном этапе все результаты, полученные на предыдущих этапах, сводятся воедино и излагаются  в виде отчета, дается заключение  об итоговой стоимости оцениваемого  товарного знака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ  ОЦЕНКИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Прежде чем приступить к оценке стоимости ТЗ, следует исключить все возможные двусмысленности, подстерегающие на этом пути. Необходимо понять, что именно следует оценивать и для чего:

следует ли оценивать часть бизнеса, связанную к конкретной продуктовой линейкой, компанию, бренд или права на маркировку, которая наносится на упаковку продаваемой продукции?

какой объем прав на ТЗ и иные сопряженные с ним активы могут быть реализованы в процессе намечаемой сделки?

Ответы на эти вопросы помогут избежать ошибки и направить усилия специалистов по правильному пути. Оставаясь в рамках того или иного подхода, профессиональные оценщики могут использовать один или несколько методов оценки стоимости ТЗ. Второй вариант предпочтительнее, поскольку позволяет представить выводы в отчете более обоснованными и очевидными, при этом выбор конкретного метода является прерогативой оценщика.

Следует отметить, что при оценке ТЗ существуют специальные, так называемые секретные методы, которые используются рядом компаний в качестве своего ноу-хау. Насколько следует доверять этим непрозрачным способам? Во многом этот вопрос является риторическим, поскольку целиком и полностью относится к компетенции и потребностям потребителей оценочных услуг, так как профессиональное и научное сообщество не могут дать объективного ответа.

Рассмотрим основы сравнительного и доходного подходов стоимостной оценки прав на ТЗ (не будем останавливаться на затратном подходе, поскольку он сравнительно редко применяется на практике).

 

2.1. Сравнительный  подход.

 

Сравнительный подход к оценке товарных знаков основан на принципе замещения, суть которого в том, что рациональный инвестор (покупатель) не заплатит за конкретный товарный знак сумму, большую, чем та, в которую обойдется приобретение на рынке сходного товарного знака, обладающего такой же полезностью. То есть цены, заплаченные на рынке за аналогичные или сопоставимые товарные знаки, должны отражать стоимость оцениваемого товарного знака.

Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогичных товарных знаков и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок товарных знаков, а также цен предложений и спроса.

Расчет рыночной стоимости товарного знака с использованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемого товарного знака.

В рамках сравнительного подхода к оценке товарных знаков рассматриваются следующие методы:

     1) метод прямого  анализа сравнения продаж;

     2) метод качественного  анализа для корректировки данных (метод рейтинга/ранжирования);

     3) метод параметрической  оценки;

     4) методы Бегунка.

При одинаковых объемах реализации, но при различных ценах продажи стоимость ТЗ в рамках сравнительного подхода может быть определена следующим образом:

VТЗ – стоимость оцениваемого товарного знака;

PMТЗ – маржа прибыли, возникающая при реализации единицы продукции, маркированной оцениваемым ТЗ;

PM – маржа прибыли, которая  возникает при реализации единицы  продукции без маркировки оцениваемым  брендом;

SТЗ – объем продаж  продукции, маркированной оцениваемым ТЗ;

MEBIT – рыночный мультипликатор  «стоимость / операционная прибыль».

 

При одинаковой марже прибыли, но при различном объеме продаж стоимость ТЗ может быть определена аналогично:

PM – маржа прибыли при  реализации единицы брендированной (оцениваемой) и небрендированной продукции;

ΔSТЗ – разница в объеме продаж между брендированной и небрендированной продукцией.

 

2.2. Доходный подход.

 

В оценке стоимости прав на ТЗ доходному подходу принадлежит особое место, поскольку он наиболее достоверно отражает действительную ценность исследуемого ТЗ1. Он применяется, когда существует возможность получения доходов (выгод) от использования ТЗ и определения срока его экономической жизни. Этим доходом является разница между денежными поступлениями и выплатами (далее – денежный поток) за определенный период времени, получаемая правообладателем за счет использования ТЗ как в собственном бизнесе, так и на предприятиях-лицензиатах (франчайзи). Основными формами денежных поступлений при предоставлении права использования ТЗ являются роялти, паушальные платежи или их комбинация.

Обладание собственным ТЗ подразумевает целый ряд выгод:

экономия затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и/или на инвестиции в основные и оборотные средства, в том числе фактическое снижение затрат, отсутствие расходов на получение права использования ТЗ (например, лицензионные платежи, доля прибыли лицензиару);

увеличение цены единицы выпускаемой продукции (работ, услуг);

увеличение физического объема продаж выпускаемой продукции (работ, услуг);

различные комбинации указанных форм.

Доходный подход к оценке товарных знаков основан на представлении о том, что стоимость товарного знака зависит от величины дохода, который может быть извлечён собственником из факта владения этим товарным знаком. При применении данного подхода анализируется способность оцениваемого товарного знака генерировать определенный доход.

Доходный подход к оценке товарных знаков может быть реализован с помощью следующих методов:

     1) метод дисконтированных  денежных потоков. Этот метод  основан на прогнозировании денежных  потоков, генерируемых оцениваемым  товарным знаком. Денежные потоки  строятся на учете реального  экономического эффекта, получаемого  при планируемой реализации продукции, несущей оцениваемый товарный  знак;

     2) метод избыточной  прибыли, основанный на предпосылке  о том, что избыточные прибыли  приносит предприятию товарный  знак, который обеспечивает доходность  на активы и на собственный  капитал выше среднеотраслевого  уровня. Использование этого метода  для оценки товарного знака  возможно в том случае, когда  объектом оценки является товарный  знак всей компании, а не отдельные  товарные знаки, принадлежащие одной  компании. Дополнительная прибыль, получаемая фирмой от использования  единого товарного знака, рассчитывается  применительно не к отдельным  видам товаров и услуг, а путем  определения рентабельности использования  собственного капитала. Избыточная прибыль определяется на основе сравнения рассчитанного процента рентабельности со среднеотраслевым, при этом полученная разница умножается на размер собственного капитала;

     3) метод освобождения  от роялти. При использовании данного метода делается гипотетическое допущение, какой поток дохода мог бы генерировать оцениваемый товарный знак правообладателю, если бы был заключен лицензионный договор, или в другой трактовке - от каких платежей освобождается правообладатель в связи с тем, что ему как собственнику оцениваемого товарного знака не нужно платить роялти за право использования данного товарного знака. Роялти - это регулярные выплаты, рассчитываемые в виде процентов от выручки, получаемой в результате реализации лицензионной продукции. Владелец товарного знака может заключить лицензионный договор на его уступку, согласно которому лицензиат будет перечислять ему роялти. Построив прогноз объема выпуска продукции, защищенной товарным знаком, и применив ставку роялти, можно рассчитать доходы, которые получит в будущем владелец оцениваемого товарного знака. Текущая стоимость этих доходов будет равна стоимости оцениваемого товарного знака.

     4) метод преимущества  в прибыли. Под преимуществом  в прибыли понимается дополнительная  прибыль, обусловленная оцениваемым  товарным знаком, которая возрастает  за счет роста качества и/или  количества выпускаемой продукции (услуг). Она равна разнице между  прибылью, полученной при использовании  оцениваемого товарного знака  и той прибылью, которую производитель  получает от реализации продукции  без использования оцениваемого  товарного знака. "Раскрученный" товарный знак позволяет увеличивать  цену по сравнению со среднерыночными  ценами на аналогичные товары. Именно эта разница и есть  та стоимость, которая создается  за счет использования товарного  знака.

Выгоды от использования оцениваемого ТЗ определяются на основе прямого сопоставления величины, риска и времени получения денежного потока от его использования с аналогичными показателями без учета ТЗ. Ниже приведена общая формула определения стоимости ТЗ с использованием доходного подхода:

VТЗд – стоимость ТЗ, рассчитанная на основе доходного подхода;

ΔPMi – дополнительная маржа прибыли, обусловленная наличием ТЗ, ожидаемая в i-м году;

ΔVi – дополнительный объем продаж, связанный с использованием ТЗ,

i – порядковый номер  года получения дохода от использования  ТЗ;

d – ставка дисконтирования.

Одним из параметров этой формулы является ставка дисконтирования – мера стоимости денег во времени с учетом возможных рисков их неполучения. Определение рыночной стоимости ТЗ с использованием доходного подхода осуществляется при помощи дисконтирования или капитализации денежных потоков от использования или владения ТЗ. В этом случае ставка дисконтирования2 может оцениваться различными способами, лучшим из которых является метод рыночной экстракции. Если его применение невозможно, расчеты производятся следующим образом:

d – величина ставки  дисконтирования для потоков  ТЗ;

rf – значение безрисковой ставки;

b – бета отрасли, в  которой используется ТЗ, характеризующая  общий риск отрасли;

rm – среднерыночная доходность капитала;

bТЗ – бета ТЗ, характеризующая риски владения ТЗ (определяется на основе рейтинга), bТЗ = 0–2.

Следует отметить, что в представленной формуле нормировка бета-пераметров может осуществляться различными способами (в привязке к среднерыночной премии без отраслевой беты или с отраслевой бетой). Данное обстоятельство необходимо учитывать как потенциальный источник возникновения ошибок.

Выделяем экономический эффект

Одной из основных задач в процессе оценки стоимости прав на ТЗ является определение вклада ТЗ в создание денежных потоков компании, а также рисков, связанных с их получением. Стоимость прав на ТЗ определяется объемом, продолжительностью и вероятностью поступления будущих выгод от использования анализируемого ТЗ.

Все методы выделения экономического эффекта от ТЗ можно условно классифицировать следующим образом:3

методы, построенные на учете реального экономического эффекта, – «сверхнормативная прибыль», реальные лицензионные платежи, преимущества в цене, себестоимости (переменные, условно-постоянные затраты), объеме реализации продукции;

методы, построенные на искусственном выделении экономического эффекта, – «освобождение от роялти», выделение доли лицензиара в прибыли лицензиата или «правило 25%».

 

2.3. Затратный подход

 

Затратный подход к оценке товарных знаков основан на предположении о том, что разумный инвестор не заплатит за оцениваемый товарный знак цену, большую, чем та, в которую обойдется создание нового товарного знака: идентичного (точной копии) или сходного с оцениваемым. Использование затратного подхода осуществляется при наличии возможности восстановления либо замещения оцениваемого товарного знака.

Затратный подход показывает стоимость оцениваемого товарного знака с позиций прошлых или настоящих затрат на его воссоздание или приобретение альтернативного (замещающего) аналогичного по назначению и выполняемым функциям товарного знака.

Основные методы затратного подхода к оценке товарных знаков:

     1) метод индексации  затрат - заключается в индексации  фактически понесенных правообладателем  в прошлом затрат на создание  оцениваемого товарного знака  к дате оценки;

     2) метод стоимости  создания - заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного товарного знака.

Информация о работе Оценка стоимости товарного знака