Оценка управления кредиторской задолженностью в ОАО «ЭЛАРА»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта - провести анализ кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и механизмы образования кредиторской задолженности;
- изучить виды кредиторской задолженности;
- рассмотреть политику управления кредиторской задолженностью;
- дать экономическую характеристику ОАО «ЭЛАРА»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Теоретические аспекты политики управления кредиторской задолженностью корпорации…………………………………………………
6
1.1. Экономическая сущность и механизмы образования кредиторской задолженности………………………………………………………………....
6
1.2. Виды кредиторской задолженности……………………………………...
10
1.3. Политика управления кредиторской задолженностью…………………
13
2. Оценка управления кредиторской задолженностью в ОАО «ЭЛАРА»....
18
2.1. Экономическая характеристика ОАО «ЭЛАРА»………………….........
18
2.2. Анализ кредиторской задолженности ОАО «ЭЛАРА»...……………….
24
2.3. Рекомендации по улучшению управления кредиторской задолженностью в ОАО «ЭЛАРА»…………………………………………...
33
Заключение……………………………………………………………………..
36
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая кред. задолж..doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные особенности внутренней кредиторской задолженности необходимо учитывать в процессе управления ею.

Прогнозируемый размер по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав кредиторской задолженности, не поддаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многих параметров предстоящей хозяйственной деятельности.

Размер по отдельным ее видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат начисленных средств. Периодичность этих выплат регулируется государственными нормативно - правовыми актами, условиями контрактов с хозяйственными партнерами и лишь незначительная их часть - внутренними нормативами предприятия. Эта высокая степень зависимости периодичности выплат по отдельным счетам, входящим в состав кредиторской задолженности, от внешних факторов определяет низкий уровень регулируемости этого источника заемных средств в процессе финансового менеджмента.

На величину кредиторской задолженности предприятия влияют общий объем покупок и доля в нем приобретения на условиях последующей оплаты, условия договоров с контрагентами; условия расчетов с поставщиками и подрядчиками, степень насыщенности рынка данной продукцией; политика погашения кредиторской задолженности, качество анализа кредиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов, принятая на предприятии система расчетов.

При увеличении безналичных расчетов оборачиваемость и качество кредиторской задолженности увеличивается, а размер уменьшается, следовательно, платежеспособность и устойчивость предприятия повышается.

Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательств (в том числе зачётом), а также списана как невостребованная.

 

 

 

1.2. Виды кредиторской  задолженности

 

Среди основных видов кредиторской задолженности выделяют задолженности по:

1) перечислениям взносов на страхование имущества предприятия;

2) перечислением взносов на личное страхование персонала;

3) поставщикам и подрядчикам;

4) векселям к уплате;

5) дочерними или зависимыми обществами и персоналом организации;

6) перечислениям налогов в бюджеты разных уровней;

7) учредителям по выплате доходов;

8) полученным авансам;

9) отчислениям во внебюджетные фонды социального страхования, медицинского страхования и пенсионный фонд и т.д.

В зависимости от юридической природы и правового режима кредиторская задолженность может быть сведена к трем группам:

1. Задолженность организации перед бюджетом и социальными фондами,

2. Задолженность организации перед ее персоналом: долги по выплатам работникам заработной платы, компенсациям, платежам в порядке возмещения вреда, причиненного здоровью работника или вследствие смерти работника на производстве,

3. Задолженность перед партерами и контрагентами по договорным и кооперативным обязательствам: долги по платежам поставщикам за поставленные товары, подрядчикам - за выполненные работы по возврату полученных, но неотработанных авансов, оплата векселей.

По факту наступления платежа кредиторская задолженность может быть:

- просроченной (долги по обязательствам, сроки, погашения которых на момент составления баланса наступили);

- непросроченной (долги предприятия по обязательствам, сроки, погашения которых на момент составления баланса не наступили).

В составе просроченной кредиторской задолженности можно выделить два вида кредиторской задолженности:

1) кредиторская задолженность, шансы на погашение которой, несмотря на пропуск срока возврата, у предприятия сохранились;

2) кредиторская задолженность, погашение которой нереально по каким - либо фактическим основаниям. Нереальность погашения просроченных долгов может быть обусловлена, например, истечением срока исковой давности на принудительное взыскание долга.

Реальность и нереальность погашения долгов оценивает сама организация - дебитор с учетом конкретных обстоятельств.

Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материально - производственные запасы, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы.

В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:

1) перед поставщиками и подрядчиками (остатки по состоянию на отчетную дату по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»);

2) перед персоналом организации (остаток по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»);

3) перед бюджетом (остаток по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»);

4) перед государственными внебюджетными фондами (кредитовый остаток по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);

5) по полученным займам и кредитам (остатки по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»);

6) перед прочими кредиторами (кредитовые остатки по счетам: 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и другие).

Как уже отмечено, после окончания календарного года перед составлением годовой отчетности организации обязаны произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и с обособленными подразделениями организации).

В ходе инвентаризации путем документальной проверки необходимо установить, в частности, правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности, включая суммы кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Текущая кредиторская задолженность – до 90 дней. Такая задолженность может иметь технический характер (отсрочка исполнения) либо, при единовременном возникновении в большом объеме, может быть индикатором ухудшения ситуации в компании и появления риска банкротства.

Краткосрочная кредиторская задолженность – до 1 года. Наличие данной займа, если она не связана с нормальной деятельностью организации, является предпосылкой для активных действий, направленных на принудительное взыскание со стороны заемщиков.

Долгосрочная кредиторская задолженность – от 1 до 3 лет. Обычно возникает, когда у предприятия ухудшается финансовое состояние, и может свидетельствовать о высоких рисках банкротства.

Кредиторская задолженность к списанию – более 3-х лет. Существование такой долга обусловлено бухгалтерскими ошибками в самой компании, ошибками в компаниях-кредиторах, ликвидацией заемщиков, отсутствием документальной базы для взыскания и прочими факторами.

Исходя из данной классификации, в целях финансового оздоровления компаниям следует обслуживать текущие обязательства, погашать краткосрочную кредиторскую задолженность и реструктурировать долгосрочную задолженность.

 

 

 

1.3. Политика управления  кредиторской задолженностью

 

Для того чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости предприятия и увеличению его прибыльности и конкурентоспособности, финансовому менеджеру необходимо выработать четкую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала. [29, с. 10]

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, каким капиталом оперирует бизнес: своим или заемным. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих категорий капитала. Кредиторы готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный доход. При этом даже собственный капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в надежде получить прибыль выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития предприятия отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства. Вопрос источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным [6, с. 157].

Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования бизнеса должны исходить из решения следующих задач - максимизации прибыли, минимизации издержек, достижения динамичного развития предприятия (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования, должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне. [12, с. 11]

Большую роль при формировании заемного капитала занимает управление кредиторской задолженностью.

Политика управления кредиторской задолженностью проводится по этапам [10, с. 34-45]:

1) Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности.

На первом этапе анализа исследуется уровень и динамика общей суммы кредиторской задолженности в предшествующем периоде, изменение ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала.

Изучается состав кредиторской задолженности по отдельным ее видам, выявляется динамика удельного веса отдельных видов в общей сумме кредиторской задолженности, проверяется своевременность начисления и выплат средств по отдельным счетам. На этом этапе по каждому виду кредиторской задолженности устанавливается средний период начисления средств от момента начала этих начислений до осуществления выплат.

2) Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности.

Рассматривается оборачиваемость кредиторской задолженности предприятия, выявляется ее роль в формировании его финансового цикла. Количество оборотов характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода.

3) Прогнозирование средней суммы начисляемых платежей по отдельным видам кредиторской задолженности. К числу статей, формирующих наибольший отток денежных средств, как правило, относятся расчеты с поставщиками и подрядчиками.

4) Прогнозирование средней суммы и размера прироста кредиторской задолженности по предприятию в целом.

5) Оценка эффекта прироста кредиторской задолженности по расчетам предприятия в предстоящем периоде. Этот эффект заключается в сокращении потребности предприятия в привлечении кредита и расходов, связанных с его обслуживанием.

К достоинствам метода прогнозирования относят: возможность предпринять заранее необходимые меры в целях предотвращения неблагоприятных последствий, контроль над качеством кредиторской задолженности.

Среди недостатков выделяют: неприспособленность метода к российской экономике, которая характеризуется нестабильностью, высокие издержки.

6) Обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.

Начисление этих средств контролирует бухгалтерия по результатам осуществления отдельных хозяйственных операций предприятия. Выплата этих средств, включается в платежный календарь и контролируется в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности предприятия.

Комплекс мер по формированию, контролю кредиторской задолженности направлен на увеличение объема производства продукции в условиях минимизации расходов на осуществление процесса производства.

Привлечение заемных средств в оборот предприятия - явление, содействующее временному улучшению финансового состояния при условии, что они «не замораживаются» на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового состояния. Поэтому нужно своевременно анализировать и прогнозировать кредиторскую задолженность. [11, с. 16]

Как показывает практическая деятельность, ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как «неизбежный». Она хотя и позволяет временно использовать «чужие» средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки. [8, с. 29]

Менеджеры компаний в своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и так далее, должны оценивать «возможности» каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких «отсрочек» могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного кредитора. [2, с. 13]

Одним из наиболее оптимальных показателей «здорового» состояния компании можно назвать ситуацию, когда кредиторская задолженность не превышает дебиторскую. При достижении «временного баланса» дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо также достичь и «баланса их стоимости»: то есть в данной ситуации процентные и прочие расходы, связанные с обслуживанием кредиторской задолженности (как минимум) не должны превышать доходы, вызванные выгодами, которые связаны с самим фактом отсрочки собственной дебиторской задолженности. [7, с. 93]

Информация о работе Оценка управления кредиторской задолженностью в ОАО «ЭЛАРА»