Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 05:24, курсовая работа
Целью данной работы является исследование учета и оформления кредитов, выданных физическим лицам.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику и структуру исследования:
- определить понятие кредитоспособности;
- раскрыть методы оценки кредитоспособности заемщика;
- дать организационно-правовую характеристику Сбербанка России;
Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Виды, условия и порядок предоставления кредитов физическим лицам …………………………………………………………………………...….4
1.1 Сущность и виды кредитов на примере Сбербанка………………………...4
1.2 Условия и сроки оформления кредита………………………….………….10
1.3 Методы оценки кредитоспособности физических лиц банком…………..13
Глава 2. Оформление и учёт кредитов физических лиц в Сбербанке………..18
2.1 История развития и краткая характеристика Сберегательного банка в Иркутской области………………………………………………………………18
2.2 Документальное оформление кредитов, предоставленных физическим лицам…………………………………….………………………………………..23
2.3 Практические расчёты по выдаче кредита физическому лицу в Сбербанке………………………………………………………………………...25
Глава 3. Направления совершенствования кредитования физических лиц ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………………………………….28
3.1 Динамика потребительского кредитования в России: оценка Сбербанка………………………………………………………………………...28
3.2 Краткосрочный и долгосрочный прогноз роста кредитов………….…….32
3.3 Пути совершенствования кредитования. Выводы и предложения……….33
Заключение…………………………………………………………….…………35
Список литературы
Приложения
После октября 1917 года сберкассы в отличие от коммерческих банков были формально сохранены. Вот только «дореволюционные» вклады в них могли получить лишь трудовые элементы, то есть люди, 5 лет проработавшие рабочими, хлебопашцами и служащими, а также врачи, художники, артисты, «не эксплуатировавшие чужого труда с целью наживы», и безработные, зарегистрированные на бирже труда. Послереволюционные вклады выдавались без ограничений.
В 1921 году кассы были распущены, однако новая экономическая политика требовала восстановления нормальных товарно-денежных отношений. В 1922 году сберкассы были воссозданы в новом качестве. Иркутская госсберкасса была переподчинена губернскому финансовому отделу. Помимо Государственной трудовой сберегательной кассы в. России сберкассы действовали при почтах и учреждениях железной дороги. Индустриализация конца 30-х годов потребовала привлечения все новых и новых средств населения. Отказавшись признать царские долги, советская власть не могла рассчитывать на сколько-нибудь крупные зарубежные инвестиции, коллективизация же подкашивала экономику страны. Поэтому уже в 1929 году сберкассы были подчинены Министерству финансов и стали вести единую политику на привлечение вкладов населения. Соответственно, их количество стремительно увеличивалось. В конце 30-х годов в одном только Иркутске открылось 26 сберкасс. В Бурятии к тому периоду насчитывалось 124 сберегательных кассы, в Читинской области – 31 сберегательная касса.
Кроме вкладов и кредитов кассы тогда предлагали населению вклады в золоте, продажу государственных займов, а также гербовых марок и вексельной бумаги.
Тем не менее, кассы испытывали не лучшие времена. Отсутствие свободных денег на руках сибиряков приводило к тому, что кассы не выполняли план по вкладам, добирая план по государственным займам, которые распространялись в добровольно-принудительном порядке. Положение усугубили репрессии 30-х годов. Массовые аресты привели к столь же массовому сокращению вкладов в сберегательные кассы.
В период Великой Отечественной войны сберегательные кассы способствовали мобилизации денежных средств населения для финансирования военных расходов. Жители Восточной Сибири активно участвовали в создании фонда обороны СССР и фонда строительства и вооружения для армии, отправляли на фронт подарки и теплые вещи, вкладывали деньги в денежно-вещевые лотереи и в военные займы.
За три года войны жители Иркутской области собрали в Фонд обороны и на строительство вооружений более 134 миллионов руб. деньгами и более 87 миллионов облигациями госзайма. На фронт были отправлены танковые колонны «Иркутский комсомолец», «Иркутский колхозник», «Иркутский железнодорожник», а также авиаэскадрильи «Байкальский рыбак», «Учитель», «Бурят-Монгол». С особым патриотическим подъемом проходило размещение государственных займов Бурятии и Читинской области, которое не ослабло и в послевоенное время. В период восстановления разрушенного немецкими захватчиками народного хозяйства страны Бурятская АССР дала взаймы государству около 48 млн. рублей.
1950-е – 1990-е. После
войны Советский Союз стал
развивать восточные районы
Росли промышленные города, а вслед за ними укрупнялись отделения, росли филиалы, кассы получали самостоятельный статус. В 1970 году открылась центральная сберкасса в городе Краснокаменске (Читинская область). Сегодня – это центр второго (после Читы) отделения региона по объемным показателям. Сберкассы в новых поселках Муйского и Северобайкальского районов Бурятии, Усть-Кутского и Казачинско-Ленского районов Иркутской области и Карымского района Читинской области обслуживали легендарную комсомольскую стройку БАМ. И сегодня они остаются ведущими банковскими отделениями в этих отдаленных районах.
О темпах роста количества сберкасс в послевоенные годы можно судить по показателям Иркутской области. В середине 60-х годов в Иркутской области работало свыше 600 сберкасс, 44 из них в Иркутске. В середине 70-х – свыше 700, из них 56 в Иркутске. В 1980-е годы рост количества сберкасс шел не столь активно, зато обслуживание населения стало более качественным. Именно в это время продлевается режим работы касс: они работают по 6 дней в неделю и до конца рабочего дня.
В послевоенные годы функции сберегательных касс значительно расширились за счет выплат разнообразных государственных пособий, пенсий, а также приема налогов, сборов и прочих платежей. В 1950-е годы сберкассы стали развивать безналичные расчеты. В 1960-е годы сберегательные кассы начали работать с юридическими лицами. В тех населенных пунктах, где не было отделений Госбанка, сберкассы выдавали наличные деньги колхозам, учреждениям и организациям для выплаты заработной платы, вели счета фабрично-заводских и местных комитетов профсоюза и касс взаимопомощи.
В 1990-м году региональные управления сберкасс объединились в региональные банки. Появились Иркутский, Бурятский и Читинский банки Сбербанка России. На фоне многих негативных явлений они стали для населения Иркутской области гарантом стабильности и надежности.
В 1990-е годы Сбербанк России значительно расширил сферу своей деятельности не только в области совершения депозитных, кредитных, расчетно-кассовых операций. Он начал работать с акциями и иностранной валютой, драгметаллами и монетами, совершать международные кредитные, расчетные и валютные операции. Для населения стали доступными индивидуальные сейфы, банковские карты «СБЕРКАРТ», карты международных платежных систем «Visa» и «MasterCard». Не забыты и традиционные вклады населения. К концу 1990-х годов свыше 80% вкладов населения Восточной Сибири хранилось в Сберегательном банке.
Во время кризиса 1998 года свою деятельность в Восточной Сибири осуществляли лишь филиалы Внешторгбанка России и банки Сбербанка России. Несмотря на трудности и значительное сокращение количества вкладов физических лиц, банки Cбербанка России преодолели панику и завершили первое полугодие 1999 года с положительными показателями.
1 января 2001 года был образован Байкальский
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% акций уставного капитала). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации. Регистрационный номер - 1481.
Фирменное (полное официальное) наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество). Сокращенное наименование банка: Сбербанк России.
Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.
Для получения кредита заемщик представить банку следующие документы:
· заявление (Приложение А);
· паспорт или заменяющий его документ;
· справки с места работы заемщика и поручителей о доходах и размере производимых удержаний (для пенсионеров - справку из органов социальной защиты населения);
· декларацию о полученных доходах, заверенную налоговой инспекцией, для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
· анкеты;
· паспорта (заменяющие их документы) поручителей и залогодателей;
· для получения кредита свыше
5 тыс. долл. США или рублевого
эквивалента этой суммы - справку
из психоневрологического
· другие документы при необходимости.
При обращении клиента в банк за получением кредита, уполномоченный кредитный инспектор выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита.
Срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита зависит от вида кредита и его суммы, но не должен превышать от момента предоставления полного пакета документов до принятия решения 15 календарных дней - по кредитам на неотложные нужды и 1 месяца - по кредитам на приобретение недвижимости.
Кредитный инспектор производит проверку
предоставленных клиентом документов
и сведений, указанных в документах
и анкете; определяет платежеспособность
клиента и максимально
При проверке сведений кредитный инспектор выясняет с помощью единой базы данных кредитную историю заемщика и размер задолженности по ранее полученным кредитам.
Кредитный инспектор составляет письменное
заключение о целесообразности выдачи
кредита (отказа в выдаче) и согласовывает
с заемщиком условия
Пакет документов со своим заключением, завизированным руководителем подразделения, кредитный инспектор направляет управляющему отделением для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении).
Управляющий отделением делает надпись на заявлении клиента о принятом им решении с указанием даты и возвращает документы кредитному инспектору.
В остальных случаях кредитный инспектор готовит кредитную заявку в кредитный комитет отделения. Подготовка и рассмотрение вопроса на заседании комитета, а также оформление принятых решений осуществляются в соответствии с регламентом работы кредитного комитета.
Кредитный инспектор делает отметку
о принятом управляющим или кредитным
комитетом отделения или
При принятии положительного решения кредитный инспектор вносит соответствующую информацию в единую базу данных индивидуальных заемщиков и приступает к оформлению документов.
Одновременно с оформлением кредитного договора, графика погашения кредита и срочного обязательства кредитный инспектор оформляет также в зависимости от вида обеспечения:
· договор (ы) поручительства;
· договор (ы) залога;
· другие документы.
2.3. Практические расчеты по выдаче кредитов в Сбербанке
Рассмотрим на практике анализ кредитоспособности Петровой О.О. по методике Сбербанка России.
Схема рассмотрения вопроса о предоставлении кредита в Сбербанке:
Заявление клиента поступает в банк, регистрируется и передается кредитному работнику;
Кредитный работник проводит собеседование с клиентом и запрашивает у него документы, необходимые для рассмотрения вопроса о кредитовании (в соответствии с Регламентом);
Клиент предоставляет документы;
Заявление клиента рассматривается
совместно с юридическим
Гражданка Петрова О.О. обратилась с просьбой о предоставлении кредита, на открытие новой торговой точки, в сумме 250 000 рублей сроком на 24 месяца, на условиях ежемесячной оплате процентов по ставке 19% годовых. В качестве обеспечения заемщик предоставил двух поручителей. На основании полученных бухгалтерских документов, а также информации из других источников проанализируем платежеспособность данного клиента и на основании рассчитанных коэффициентов составим заключение по кредитной заявке. Платежеспособность Заемщика физического лица занимающегося предпринимательской деятельностью может быть рассчитана двумя способами на основании данных налоговой декларации за последние шесть месяцев на основании книги доходов и расходов, также за последние шесть месяцев. На примере предпринимателя Петровой О.О. проведем расчеты исходя из налоговой декларации.
Суммируя все перечисленные
доходы, получаем среднемесячный доход
25 039 руб., но, учитывая тот факт, что
Заемщик находится в
Таким образом, доход = 25 039 руб.+1 896,26 руб.=26 935,26 руб.
Для расчета платежеспособности необходим среднемесячный доход за шесть месяцев за вычетом всех обязательных платежей, т.е. в нашем случае уплаченных налогов.
Так как налоговым периодом
для расчета ЕНнВД признается
квартал. В соответствии с «Правилами
кредитования физических лиц» №229-3-р
для расчета размера кредита
необходимы сведения о величине среднемесячного
дохода за последние шесть месяцев.
Расчет чистого дохода физического
лица занимающегося
За полгода единый налог на вмененный доход составит 19 765 руб., а среднемесячный платежи будут равны 3 294,16 руб.
Следовательно, Дч = 26 935,26 - 3 294,16 руб. = 23 641,10
Значит, Р = 23 641,10 * 0,5 * 24 (мес.) = 271 693,20
Расчет платежеспособности поручителей производится аналогично.
Поручитель 1. Петров Б.М.